Здоровье сберегающие технологии в подготовительной группе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Здоровье сберегающие технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающие технологии в подготовительной  группе№2

Утро

До занятий: Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Дорожки для повышения двигательной активности

Зарядка

Физкультминутки во время занятий

Динамические паузы между занятиями

Прогулка: Провести с детьми индивидуальную работу, организовать совместную двигательную деятельность.

Одна подвижная игра со всей группой и 2-3 подгруппами детей; подготовительные упражнения для новых основных движений; несложные игры для закрепления двигательных навыков; сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные игры и спортивные упражнения; катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение и т.д.

После сна

Создать положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей.

Гимнастика после сна

Закаливание

Самомассаж

Самостоятельная двигательная активность детей .

Спортивные досуги, праздники, развлечения

Вечер

Малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем.

Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей.

Точечный массаж и дыхательная гимнастика.

 Первый комплекс.

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева

2 Нажимать указательным пальцем точку под носом.

3. Указательным и большим пальцем “лепить” уши.

4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальнем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

 Второй  комплекс.

1. Дышите тихо, спокойно и плавно.

И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

2. Подышите одной ноздрей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а ле -вую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

3. “Воздушный шар”.

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий;живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-6 раз).

4. “Воздушный шар” в грудной клетке.

И.п.:лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распи-рание грудной клетки.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

5. “Воздушный шар” поднимается вверх.И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плечей (4-8 раз).

6. “Ветер”.

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.;сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

7. “Радуга, обними меня”.

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3—4 раза).

Третий  комплекс.

1.Упражнение "Часики".

Имитация хода маятника часов, говоря "тик-так". Дети поднимают руки вверх, в стороны – вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.

2.Упражнение "Трубач".

И.П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить 4-6 раз.

3.Упражнение "Петух".

И.П. - стоя, одна рука - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).

4.Упражнение "Паровозик".

Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".

5.Упражнение "Насос".

При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с произнесением звука "с-с-с" - насос), при выпрямлении - вдох (6-8 раз).

6.Упражнение "Мяч".

Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх и бросить мяч вперед на вдохе со звуком "у-у-ух". Повторить 5-6 раз.

Пальчиковые игры:

Пальчиковая игра “Паучок”

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

С крестиком на спинке

Свил уютный гамачок,

Сам - в сторонку

И молчок         Правую кисть шевеля пальца ми, опускают сверху на левую кисть.

Кладут указательные пальцы друг на друга “крестиком”.

Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную “лодочкой”.

Пальцами правой руки “пробегают” по левой руке от кисти до локтя.

Правый указательный палец прикладывают к губам.

  Гимнастика после сна:

 1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком “ф-ф” - выдох, и.п., вдох (через нос).

4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.

6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

Упражнения  на расслабление  мышц.

1. «Закрутим  винтики»(поворот корпуса влево-вправо, руки свободно следуют за корпусом).

    Я  кручусь, кручусь, кручусь

    Это  значит—я  тружусь

   А крутиться  перестану—

   Это значит—я устану.

2. «Петрушка»(прыжки на полусогнутых в коленях  ногах, голова наклонена вперёд, руки висят вниз).

   Я—весёлая  игрушка,

   А  зовут  меня—Петрушка.

   Мягко прыгаю, играю,

   Голову вперёд я наклоняю,

   Руки вниз я опускаю,

   Ноги в коленях я  сгибаю.

3. «Штанга»(поднятие рук вверх, затем бросок вниз).

   Поднимаем  тяжело

   Опускаем  легко.

4. «Ива»(то же).

   Ива  ветки поднимает,

   А затем их низко

   Над водой склоняет.

5. «Качели»(покачивание вперёд-назад на полусогнутых в коленях ногах).

   Все легко качели

   Звенели и пели

   А мы на качелях

   Летели—летели.

6. «Спать хочется»(зевота, руки, голова опущены вниз, глаза закрыты).

   Очень  долго я не спал

   И устал, устал, устал.

   Руки вниз я опускаю,

   Голову вперёд я наклоняю

   Глаза плотно закрываю.

   

Закаливание

Закаливающие процедуры проводятся всегда в одно и то же время, согласно режиму детского сада. Благодаря чёткому соблюдению режима вырабатывается динамический стереотип взаимодействия внутренних органов и воспитывается определённый стереотип поведения ребёнка. Обычно комплекс закаливающих мероприятий проводится после дневного сна детей. Меняется комплекс 1 раз в месяц. В него входит: побудка, музыкотерапия, ходьба по корригирующим дорожкам, умывание, мытьё рук до локтя, комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, элементы самомассажа и массажа,  фитотерапия, комплекс ОРУ.

Воздушное закаливание.

   Начать  проводить  воздушные ванны в хорошо проветренном  помещении при температуре 22-24 градусов. Общие воздушные ванны длительностью 3-5 минут во время переодевания ко сну—вот

каждодневное закаливание воздухом.

                                      СХЕМА   ПРИЁМА   ВОЗДУШНЫХ  ВАНН.

При температуре воздуха, градус

      В первый  день, минуты

В конце  месяца довести до мин.

                      16-18

                         2-4

                        20

                      19-24

                         5-9

                        30

                      22-25

                       10-19

                        50

                      25-30

                       20-30

                       120

Дети просыпаются под звуки музыки как правило быстро и одновременно.. при этом они снимают одеяла и 2-3 минуты выполняют два, три упражнения (потягивание, подтягивание ног к груди, упражнение “велосипед”, перевороты с живота на спинку, “жуки”…). Упражнения выполняются под потешки: “Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?”, “Потянемся, потянемся, маленькими не останемся”… Далее следует перебежка в группу по “колючим” дорожкам, где дети выполняют различные виды ходьбы, а затем выполняем упражнения на укрепление свода стопы, элементы самомассажа.

Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей закаливанию.

Положительную эмоциональную реакцию поддерживает использование интересных физических упражнений и частая их сменяемость (по мере овладения ими большинством детей в группе).

Эффективными методами, дополняющим закаливание являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей), полоскание рта холодной водой (первоначальная температура + 32 -+30 С доводится до комнатной температуры после каждого приема пищи, полоскание горла настоями трав.

Хождение  босиком.

В качестве закаливающего средства, приучаем детей ходить босиком. Причем, дети, часто болеющие, сначала ходят по полу в носках, а уже потом босиком. Начинать  ходить босиком  рекомендуется при температуре  пола  не  ниже  18 градусов. Постепенно увеличивая время ежедневно на 2 минуты, доводя его с 3 минут до 15.После  хождения босиком в гигиенических и закаливающих целях проводиться

мытьё ног(начал.температуру воды  37-38  постепенно снижают через день и доводят до 20.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

1. “Лошадка”. Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тище, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).

2.“Ворона”. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук “ка-а-а-а-ар” (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипл в а и стала каркать беззвучно, с.закрытым ртом (5—6 раз).

3. “Змеиныйязычок” Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

4. “Зевота”. Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Незакрывая его,вслух произнести “о-о-хо-хо-о-о-о”, позе-вать (5-6 раз).

5. “Веселые плакальщики”. Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30—40 с).

6.“Смешинка”. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались “хохотальные” звуки “ха-ха-ха”, “хи-хи-хи”, “гы-гы-гы”, а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.

Самомассаж: массаж тела “Грибной дождик”

Дождевые капли,

Прыгайте в ладошки!

Дождевые капли, Дождевые капли!

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли,

Бейте по спине!

Дождь грибной, но нужно

Подрасти и мне!        (Проговаривая стихи, хлопают правой ладонью по левой.

Так же хлопают по правой ладони.

Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Левой рукой стучат по правому плечу.

Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину).

Хождение по корректирующим дорожкам.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки

Вот как мы умеем раз-два-три

Ну-ка, веселее, раз-два-три.         Тили-бом, тили-бом

По дорожкам мы идее

По дорожкам мы шагаем

Наши ножки укрепляем

Упражнения для укрепления стопы:

Катание массажных мячей ступнями ног

Еду, еду, к бабе, деду

На лошадке, в красной шапке

“Сапожки”, упражнения с платочками: поднять платочек пальцами правой и левой ноги, растирание ног о жесткий ковер, ходьба по дорожке по смоченному поролону

Элементы самомассажа.

 “Покачай малышку”, “Чебурашка”, массаж лица:

Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось

Лучиками повело и погладило

Солнышко проснулось, лобика коснулось

Лучиками повело и погладило и.т.д.

Комплекс закаливающих упражнений  “Мы и котик закаляемся”

1.

Любит котик умываться,

Вместе с нами закаляться:

Лапку правую вперёд                                           Растирание рук

Он немножечко потрёт,

А потом наоборот -

Лапку левую потрёт.

2.

Грудку тоже моет чисто,

Быстро-быстро, быстро-быстро.

Растирание груди

Будет грудка чистой-чистой,

А не как у трубочиста.

3.

Котик грудку помыл,

К шее котик приступил:                                  Растирание шеи

Тёр он шею лапками,

Лапками-царапками.

4.

Котик шею вымыл тоже.

Ну, а уши - не похоже...

Растирание ушей

Уши тоже надо мыть,

А не с грязными ходить.

5.

Котик, котик, всё помыл?

Носик вымыть не забыл?                               Растирание носа

Носик мой, носик мой -

Будет чистым носик твой!

6.

Лобик тоже не забудь.

Мой его ни как-нибудь:                                    Растирание лба

Потри его немножко

Ты — лапкой, мы - ладошкой.

7.

К ножкам будем приступать,

Будем ножки растирать.                               Растирание ног

Моем ножки чисто, чисто -

Будут бегать ножки быстро.

8.

Повернёмся друг за другом -

В поезд превратимся мы.                                 Растирание спины

Спиночки потрём друг другу,

Потому что мы дружны.

9.

Котик с нами умывается,

Котик с нами закаляется,

Мы не будем болеть,

Будем вместе песни петь.

Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями

Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке

Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю

Ладошка – это солнышко

А пальчики – лучики

Просыпайтесь лучики

Согревайтесь рученьки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья» Программное содержание: -  Воспитывать привычку здорового образа...

«Пейте дети молоко – будете здоровы» (средняя группа) с использованием здоровье сберегающей технологии

1.      Формирование представлений о влиянии молочных продуктов на здоровье.2.      Познакомить с витаминной ценностью молока.3....

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....