Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников
консультация (старшая группа)

Саурская Елена Дмитриевна

Цель моноторинга повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon monitoring.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon monitoring.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников.

Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.

Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО - повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.

Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.

Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.

 Педагогический мониторинг - является более сильным лекарством, чем стандарты образования.

         Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.

         Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

        Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

        Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.

        Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.

        Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

1. состояния здоровья детей;

2. диагностика физической подготовленности дошкольников;

3. профессиональная компетенция воспитателей;

4. качество физкультурно - оздоровительной работы;

5. преемственность в работе с родителям.

   

Цель мониторинга физического воспитания  и развития детей в ДОО-

повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:

На первом этапе:

  1. проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
  2. оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
  3. определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
  4. определить уровень педагогической компетенции  воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.

На втором этапе:

  1. спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
  2. разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
  3. разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
  4. определить эффективность проведенной работы.

На третьем этапе:

  1. реализовать запланированные мероприятия;
  2. осуществить коррекцию педагогического процесса;
  3. устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.

На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):

  1. сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
  2. сопоставить показатели заболеваемости детей  с начальными;
  3. сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
  4. принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.

На пятом этапе (итогово - диагностическом)

  1. выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
  2. провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
  3. провести анализ методической работы (эффективность);
  4. выявить результативность управленческих решений;
  5. провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.

Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

            Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.

                                                         Список литературы

  1. Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  3. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).



Предварительный просмотр:

        Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников.

Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.

Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО - повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.

Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.

Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.

 Педагогический мониторинг - является более сильным лекарством, чем стандарты образования.

         Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.

         Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

        Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

        Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.

        Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.

        Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

1. состояния здоровья детей;

2. диагностика физической подготовленности дошкольников;

3. профессиональная компетенция воспитателей;

4. качество физкультурно - оздоровительной работы;

5. преемственность в работе с родителям.

   

Цель мониторинга физического воспитания  и развития детей в ДОО-

повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:

На первом этапе:

  1. проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
  2. оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
  3. определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
  4. определить уровень педагогической компетенции  воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.

На втором этапе:

  1. спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
  2. разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
  3. разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
  4. определить эффективность проведенной работы.

На третьем этапе:

  1. реализовать запланированные мероприятия;
  2. осуществить коррекцию педагогического процесса;
  3. устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.

На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):

  1. сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
  2. сопоставить показатели заболеваемости детей  с начальными;
  3. сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
  4. принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.

На пятом этапе (итогово - диагностическом)

  1. выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
  2. провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
  3. провести анализ методической работы (эффективность);
  4. выявить результативность управленческих решений;
  5. провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.

Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

            Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.

                                                         Список литературы

  1. Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  3. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).



Предварительный просмотр:

        Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников.

Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.

Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО - повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.

Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.

Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.

 Педагогический мониторинг - является более сильным лекарством, чем стандарты образования.

         Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.

         Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

        Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

        Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.

        Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.

        Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

1. состояния здоровья детей;

2. диагностика физической подготовленности дошкольников;

3. профессиональная компетенция воспитателей;

4. качество физкультурно - оздоровительной работы;

5. преемственность в работе с родителям.

   

Цель мониторинга физического воспитания  и развития детей в ДОО-

повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:

На первом этапе:

  1. проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
  2. оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
  3. определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
  4. определить уровень педагогической компетенции  воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.

На втором этапе:

  1. спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
  2. разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
  3. разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
  4. определить эффективность проведенной работы.

На третьем этапе:

  1. реализовать запланированные мероприятия;
  2. осуществить коррекцию педагогического процесса;
  3. устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.

На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):

  1. сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
  2. сопоставить показатели заболеваемости детей  с начальными;
  3. сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
  4. принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.

На пятом этапе (итогово - диагностическом)

  1. выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
  2. провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
  3. провести анализ методической работы (эффективность);
  4. выявить результативность управленческих решений;
  5. провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.

Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

            Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.

                                                         Список литературы

  1. Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  3. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к укреплению здоровья и физическому развитию дошкольников

В консультации представлена система работы детского сада по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников и их физическому развитию....

ПЕДСОВЕТ Здоровье и физическое развитие дошкольников

•создание здоровьесберегающей среды для сохранения и укрепления здоровья дошкольника его гармоничного развития•организация режима дня•обеспечение психологического сопровождения развития•организация ре...

Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ

Мониторинг здоровья и  физического развития детей в ДОУ...

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ

Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ...

Опыт работы дошкольного отделения по укреплению здоровья и физическому развитию дошкольников

Опыт работы дошкольного отделения по здоровьесбережению и здоровьесохранению...

Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников.

Такое понятие как проблема здоровья школьника, дошкольника появилось относительно недавно, а именно в тот период, когда школа стала массовой, а вскоре на законодательном уровне и обязательной. Все это...