Консультации для родителей (законных представителей)
консультация

Алёхина Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                     «Влияние занятий плаванием на детей дошкольного возраста»

        Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.

При плавании развиваются все группы мышц. Совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений.

         Позвоночник у ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию.

         При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается ассиметричная работа паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тела позвонков, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корректирующим средством для опорно-двигательного аппарата.

        Непрерывная работа ног с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

        Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы.

        Не менее благоприято плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

        При плавании вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходиться преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких и объем грудной клетки.

Плавание на задержке дыхания, погружения под воду, ныряние на дальность с доставанием тонущих предметов со дна бассейна, тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

       

       Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, и другим изменениям внешней среды. Повышаются защитные свойства иммунной системы крови – увеличивается сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

        Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость.

        Надо заметить, что плавание полностью исключает травмы всего опорно-двигательного аппарата.

         В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, осуществляется коррекция нарушений осанки, лучше развиваются физические качества, осуществляется общее укрепление организма. Ребенок становиться более здоровым и положительно эмоциональным.



Предварительный просмотр:

               

                 «Значение двигательного режима детей в выходные дни»

Уважаемые родители одним из важнейших факторов, обусловливающих резкое снижение уровня здоровья современных детей и подростков, является недостаточность их физической активности, называемая гиподинамией. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Очень важны ваши беседы с детьми включающие вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровья.

Но одним из главных факторов здоровья  является двигательная активность.  Гиподинамия приводит к резкому ухудшению физического развития и состояния здоровья ребёнка, снижает сопротивляемость к вредным воздействиям и уменьшает адаптивные возможности организма.

Ребёнок, который мало двигается, болеет в 2-3 раза чаще, чем его более подвижные сверстники. Обычно нарушается и его физическое развитие, он медленнее растёт, имеет избыточную массу тела. Недостаток двигательной активности способствует возникновению нарушений нервно – психической сферы ребёнка. Он становится вялым, раздражительным, быстро утомляется. Дефицит физической нагрузки может быть восполнен многими способами, наиболее простыми и доступными из которых является утренняя зарядка. Недостаточная подвижность ребёнка может способствовать возникновению у него состояния физиологического дискомфорта. Достаточная же физическая нагрузка оказывает общеукрепляющее действие и является основой физического благополучия, эмоциональной устойчивости организма.

 Регулярные занятия спортом обеспечивают рациональную организацию свободного времени ребёнка, делают его менее, уязвимым к негативным воздействиям улицы. Кроме утренней гимнастики для здоровья полезны подвижные игры (футбол, догонялки, бег). Ваши дети могут заниматься и в спортивных секциях, бассейнах. А общение с природой ближайшего окружения одна из самых распространённых видов здорового образа жизни, и формирования интереса к туризму - наблюдение за природой в любое время года, игры детей со спрыгиванием с пенёчков, бросанием шишек в различные цели. Очень любят дети игры имитации (птицы, ветер, тучка звери, листопад, снегопад) и т.д., подвижные игры с использование природных условий.

Уважаемые родители только вместе детский сад и семья – солнце, воздух, вода и движения, могут решить проблему сохранения и укрепления здоровья ваших детей.  

   

Спортивный уголок дома

Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. Уголок следует пополнить более сложным инвентарём различного назначения. Дома желательно иметь надувное бревно длиной 1-1,5 м. Ребёнок через него переползает, перешагивает, сидит на нём, катает, отталкивает, перепрыгивает. В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи надувные, набивные, прыгунки, разных размеров, палки, скакалки, обручи, мешочки набивные песком для метания и равновесия.

Более сложно в домашних условиях иметь вертикальную лесенку, прикрепленную к стене. Но это, пожалуй, одно из самых увлекательных сооружений, поэтому такое пособие необходимо, на неё можно прикреплять скат с бортиками, мишень для метания, невысокие перекладины – турники, съёмные лесенки, стремянки.

Более современное оснащение уголков – это батуты, фитнес – мячи, различные модули, а также тренажёры и массажёры, имеющие специальное оздоровительное направление.

 Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха. Такой уголок может занимать 2 кв. м, располагаться в углу комнаты, что позволит подходить к нему с двух сторон. К потолку можно прикрепить канаты, резиновую лиану, верёвочную лестницу, качели, кольца, перекладины, и не забыть о мате, хотя бы малых размеров. Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются с детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного усвоения дети могут заниматься самостоятельно. Приобретение спортивных уголков, оборудования и инвентаря в ваш дом – это ключ к здоровью вашего ребёнка. Желаю здоровья Вам, уважаемые родители, и вашим детям!



Предварительный просмотр:

 «Игры с ребёнком на воде и с водой»

Игры с водой – одно из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно, то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т. д.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Взрослый пускает на воду маленький кораблик, и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Взрослый побуждает потрогать воду рукой. Кораблик плывёт, ребенок старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «Почему он плывёт медленно?». Малыш бросает мячик и говорит: «Смотрите, мячик плавает и не тонет!».  Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает. Объясните, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.

Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Взрослый опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! Поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Взрослый в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет « тонет», « плавает», «водичка чистая», «тёплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
      Игр с водой – огромное разнообразие, вот некоторые из них, которые доступны для каждого ребенка:

«Игра со струёй воды»
Подставляйте под струю воды ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте её. Можно, например, предложить ему напонить водой сначала стакан, а потом – столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

«Окрашивание воды»                                                                                               Покрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлейте концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее.

«Маленький рыбак»                                                                                                            Мелкие предметы бросаем в тазик или ванну. Это будут рыбки. Ребенку даем «удочку» (половник с длинной ручкой), которой он будет вылавливать рыбок. Можно ловить и сачком – для этого подойдет дуршлаг или сито.

«Учимся измерять»                                                                                                            Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак.      По просьбе взрослого, ребенок заполняет миску водой, используя черпак. Возьмите разные по вместимости миску и кувшин.          

 «Поиск сокровищ»                                                                                                                  Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик с водой. Завяжите ребенку глаза и предложите отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

«Лейся, лейся»                                                                                                                             Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду  в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

«Тонет – не тонет»                                                                                                       Нужно взять предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка и т.д. Опускайте по очереди разные предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет, и что с ними происходит.

«С места на место»                                                                                                                Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача ребенка – выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

 Уважаемые родители! Организуйте с детьми «Игры с водой» у себя дома, и вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших малышей!

 



Предварительный просмотр:

             Консультация для родителей «Плавание для закаливания»

             

            Закаливание - это многогранный процесс, который имеет особое значение для детского организма. В процессе закаливания практически участвует вся система регулирования жизненных процессов. Закалять ребенка можно солнцем, воздухом, водой.         В нашем детском саду для закаливания имеется плавательный бассейн, в котором созданы необходимые условия для оздоровления детей.

           В бассейне детского сада температура воды и окружающего воздуха соответствует санитарным правилам и нормам, ребенку комфортно в созданных условиях. Но, к сожалению, многолетняя практика показывает, что часто родители избегают посещения детьми бассейна, боясь простудных заболеваний, что невозможно, так как ответственное отношение сотрудников детского сада, созданные условия для закаливания позволяют эффективно и качественно оздоравливать детей.

            Закаливание не может происходить урывками, частично, оно должно осуществляться в комплексе: и дома, и в детском саду, поэтому очень важно, чтобы и родители, и педагоги стали единомышленниками в этом важном деле.

           Не бойтесь разрешать ребенку заниматься плаванием в детском саду, не лишайте его радости ощутить себя самостоятельным, решительным перед новыми ощущениями в воде со своими сверстниками! Кроме пользы, ничего другого организм вашего малыша не получит.

           Волнуетесь? Мы вас понимаем. Акватория бассейна - необычная среда, которую необходимо освоить, приобретая новый социальный опыт. И, конечно же, многие из вас хотят помочь ребенку. Здесь необходимо вспомнить заповедь «не навреди». Специалисты сходятся во мнении, что до 4-6 лет не надо самим пытаться научить ребенка плавать, если вы не знаете точно, как это следует делать. Во-первых, вряд ли ребенок будет этому рад, во-вторых, ошибки, допущенные вами при обучении, сложно будет исправить даже самому опытному тренеру. А вашим детям нет еще и 7!

           В этом возрасте достаточно обычного контакта с водой с игрушками и поддерживающими средствами, поэтому призываем - не рискуйте чувствами своих детей! Ведь для того, чтобы ребенок захотел учиться плавать, ему, прежде всего, нужны положительные эмоции, он должен полюбить воду, не бояться ее! Так можете ли вы помочь? Конечно!

            Вот несколько советов.

Умывание

Начните купание в ванне или принятие душа с умывания, приговаривайте:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок,

Улыбался роток!

           Напомню: вы при этом поддерживаете ласковый тон, улыбаетесь, а если нужно, умываетесь сами!

Принимаем душ 

Выучите с ребенком стишок и приговаривайте во время принятия душа:

Вот какой забавный случай!

Появилась в ванной – туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят … душ!

       

       Моем голову

         Многие дети не любят, чтобы на голову и лицо попадала вода. Попробуйте поиграть в «Садовника», начните с себя: посадил садовник в землю семечко (мягко надавливая ладонью на голову, присаживайтесь), стал ухаживать за ним, поливать (пригоршнями лейте воду себе на голову), стало семечко расти (медленно вставайте), и вырос большой красивый цветочек.

        Учимся дышать.

         Для успешного обучения плаванию необходимо научиться правильно дышать. В повседневной жизни человек осуществляет дыхание носом («нос для дыхания, рот для еды»), но при плавании вдох и выдох в воду осуществляется как носом, так и ртом. Такое же дыхание иногда используется в лечебных методиках. Детям 3-4-х летнего возраста, начинающим посещать бассейн, на первом этапе необходимо научиться лишь задержке дыхания. Помогите им.

 

        Описание упражнения

        Ртом и носом одновременно выполнить глубокий быстрый вдох. Закрыть рот, задержать дыхание до 10 секунд.

          Как обучать 

          Надутые щеки - «символ» этого упражнения. Продемонстрируйте ребенку, как нужно его выполнять. «Шумно», глубоко вдохните ртом и быстро закройте его, надув щеки. Затем выполняет ребенок. Число повторений - 2-3 раза.

          Ошибки ребенка?              Как исправить.

 1. Открывает рот,                        Попросите ребенка выполнить

     но не выполняет вдоха           выдох: «Дуй мне на ладонь сильно,  

                                                       долго затем вдох, задержка дыхания до 10сек            

                                                       После чего выдох на ладонь. Повторить.

 2. Выполняет вдох,                          Ребенок выполняет задержку дыхания

     надувает щеки,                             Вы поднесите указательный палец,

     но не задерживает дыхание,       горизонтально к верхней губе ребенка,  

     выдыхая через нос.                      говоря: «Не дуй мне на палец»



Предварительный просмотр:

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей

Плавание является наиболее эффективным способом коррекции осанки. Если другие методики воспринимаются ребенком негативно, то плавание - это не только исправление проблем связанных с позвоночником, но и развлечение, увлекательная игра.

В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания выполняются поочередные симметричные движения, то есть нагрузка на обе половины тела одинакова. Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность, а равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

Нарушения осанки - это изменение соотношения степени физиологических изгибов позвоночника, приводящее к изменению архитектоники мышц грудной клетки и межпозвоночных суставных сочленений.

Причиной нарушения осанки является изменение формы позвоночника. При нормальном развитии он имеет несколько физиологических изгибов. В результате каких либо изменений,  эти изгибы нарушаются, сглаживаются или усиливаются. В итоге приобретают сколиозы, кифозы и прочие заболевания.

Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью назад, в переводе с древнегреческого «горбатый»«согнутый».

Лордоз - искривление позвоночника выпуклостью вперед.

Лечить и устранять нарушения осанки рекомендуется в детском и подростковом возрасте, когда кости и хрящи еще достаточно мягкие, а мышцы эластичные, да и походка еще не сформирована до конца.

При неправильной осанки нарушается работа не только сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, наступает быстрая утомляемость, плохое самочувствие что приводит к ряду сопутствующих заболеваний таких как, остеохондроз с различными неврологическими проявлениями, сколиоз, остеоартроз но и всех органов и систем организма.

При нарушении осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые в последствии из функциональных превращаются в органические и на начальных этапах нарушения осанки носят обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.

Исследования показали, что именно плавание в отношении позвоночника оказывает куда более действенный эффект, нежели различные занятия в зале или на свежем воздухе. Это объясняется тем, что вода способствует куда более свободному выполнению упражнений, чем это можно сделать на суше. Вода не позволяет совершать резких движений и способствует главному выполнению различных заданий. На занятиях по плаванию участвуют все группы мышц, нежели на занятиях лечебной гимнастикой.

Во время плавания уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; формируется чувство правильной осанки.

Все эти условия способствуют правильному формированию позвоночника в детском возрасте.

При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник.

Вода обладает расслабляющим свойством. Всем известно ощущение легкости, когда мы просто ложимся на водную поверхность или плывем: снимается тяжесть тела, разгружается позвоночник.

В сохранении и поддержании правильной осанки участвуют мышцы спины, живота, шеи, плеч, бедер. Причем мышцы работают в сочетании друг с другом. Если мышцы пресса ослаблены, то на спинные мышцы падает дополнительная нагрузка, при этом происходит лишние затраты энергии, а также ослабленные мышцы пресса «провисают», что очень плохо влияет на нормальное кровообращение в области паха и ведет к скапливанию жидкости в тканях ног. Поэтому для того, чтобы исправить осанку необходимо соблюдать баланс всех мышечных групп.позвоночного столба.

При искривлении позвоночника выпуклостью вперед («Лордоз») рекомендуется плавать на доске.

- При ассиметричной осанке плаванием брасс или баттерфляй;

- при кругловогнутой спине – кроль на груди и баттерфляй;

- при сутуловатости и круглой спине – рекомендуется осваивать кроль на спине.

Упражнения и игры на воде для исправления осанки и профилактики у детей дошкольного возраста:

- передвижение по дну бассейна («Крокодильчики»«Крабики»);

- передвижение по дну бассейна, шагом при этом перевозя на плавательной доске игрушку;

- передвижение по дну бегом и шагом («Кто быстрее»«Усатый сом»«Цапли»«Карусель»);

- упражнения «Поплавок»«Медуза»«Звезда»;

- скольжение на груди, спине с применением доски и без нее («Моторные лодочки»«Паровозик»«Плот»«Винт»«Стрелы»«Торпеда»«Переправа»«Рыбки и акулы».).

Плавание – благотворно действует на опорно-двигательный аппарат, улучшая осанку, делая фигуру спортивной и стройной, укрепляя все мышцы, делая суставы гибкими, а также способно предупредить и скорректировать начинающиеся нарушения осанкиПлавание практически не имеет противопоказаний, так как позволяет эффективно дозировать нагрузки.



Предварительный просмотр:

 «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением или деформацией формы стопы.

Плоскостопие может быть врождённым или же приобретённым. Врождённое выявляется на первом осмотре малыша врачом-ортопедом. В 3 месяца визит к ортопеду следует повторить, чтобы исключить признаки рахита, который бывает связан с плоскостопием. Когда малышу исполнится год, проводится ещё один осмотр. Если всё в порядке, следующий визит откладывается до 3 лет.

Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп?

• Тревожным признаком является изношенность обуви с внутренней стороны. Проверьте несколько старых пар обуви: если подошва стерта у внутреннего края, возможно, следует проконсультироваться с врачом-ортопедом.

• Также симптомами плоскостопия бывают быстрая утомляемость при пеших прогулках, усталость и боль в ногах, отечность и появление судорог. При плоскостопии отекают не только стопы, но и лодыжки. Женщинам становится очень сложно ходить на каблуках. Из-за удлинения стопы старая обувь становится мала, приходится покупать туфли большего размера.

• Могут появиться боли в пояснице, коленях, бедрах,. Походка и осанка становятся неправильными, неестественными. Иногда плоскостопие способствует появлению вросшего ногтя.

Факторы риска развития плоскостопия у детей.

1) Наследственность. Если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает. Возможно врожденное плоскостопие в результате пороков развития, поэтому всех детей в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 1 года обязательно нужно показать врачу-ортопеду для исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия.

2) Повышенная масса тела. У «пухленьких детей» нагрузка на ноги вдвое, а то и втрое больше нормальной. Впрочем, «худенькие» так много двигаются, что тоже перегружают свои стопы.

3) Ношение неправильно подобранной обуви (узкой, широкой, совсем без каблука) тоже нанесет вред. Многие девочки-подростки так любят шпильки! А через несколько месяцев обращаются к ортопеду не только с болями в стопах, но и с болью в коленках.

4) Поднятие тяжестей или длительные нагрузки на ноги. Мальчишки иногда посещают спортивные секции, не задумываясь о последствиях. Прежде чем отдавать своего сына на растерзание тренера, обратитесь к врачу. Если ребенок здоров, тогда все нормально.

5) Перенесенная травма стоп.

6) Гипермобильность суставов (чрезмерная «гибкость»). Суставы в этом случае переразгибаются, а связочный аппарат быстро растягивается.

Степень плоскостопия.

• Для ранней стадии характерно развитие несостоятельности связочного аппарата. При этом стопа не деформируется, но связки растягиваются, вследствие чего человек чувствует боль. Неприятные ощущения возникают в основном после длительных прогулок или вечером, после рабочего дня. Обычно для снятия боли достаточно отдыха.

• Слабовыраженное плоскостопие (первая степень) характеризируется чувством усталости в ногах, появляющимся после физических нагрузок. Также может наблюдаться снижение пластичности походки, отечность ног. Если надавить на стопу, человек почувствует боль.

• Комбинированное плоскостопие (вторая степень) проявляется в уплощении стопы: своды исчезают, стопа становится явно плоской. Усиливаются и учащаются боли в стопах. Часто они могут распространяться вплоть до коленных суставов. Ходьба значительно затруднена.

• Резко выраженное плоскостопие (третья степень) становится частой причиной обращения больного человека к доктору. Отмечается сильная боль в стопах и голенях, отечность ног, головная боль и боль в пояснице. На данной стадии заболевания человек не может заниматься спортом, его трудоспособность заметно снижена и даже спокойные медленные пешие прогулки проходят с трудом. Для передвижения человеку необходимо заменить обычную обувь на ортопедическую.

Подбираем ребёнку правильную обувь.

Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

Обувь должна прочно сидеть на ноге (лучше, если будет фиксироваться шнуровкой), быть ребенку по размеру.

Профилактический супинатор должен быть в обуви каждого ребенка, даже не имеющего нарушений формирования стопы. Если уже имеются нарушения формирования стопы, можно изготовить ортопедическую обувь на заказ.

Не рекомендуется донашивать чужую обувь. Это прямой путь не только к плоскостопию, но и к грибковым заболеваниям. Когда конструируется детская обувь, то рассчитывается точный размер каблучка, форма колодки. Под влиянием носки неравномерно стирается каблук, колодка теряет свою упругость и перестает «удерживать» ногу в правильном положении. Кроме того, старая обувь, как правило, «разношена», то есть широка больше обычного, нога начинает «болтаться».

Профилактика плоскостопия.

Лечение плоскостопия, прежде всего, подразумевает укрепление тех мышц, которые поддерживают свод стопы. Для этого существуют различные варианты, которые можно использовать дома:

1) Укрепление организма, закаливание.

Естественный контакт стопы с землей обеспечивает массаж множества активных точек, расположенных на поверхности стопы. В результате не только укрепляются мышцы стопы, но и весь организм в целом.

Особенно полезно ходить босиком по песку или гальке, по неровной поверхности земли (пригоркам, а также по бревнам.

Плавание также относится к данному виду укрепления мышц стопы, особенно использование стиля кроль. Гребля ногой, которая активно используется при этом виде плавания, также способствует укреплению мышц стопы.

2) Занятия физической культурой.

Тем не менее, следует помнить, что при тяжелых клинических проявлениях болезни (таких, как боли и отеки) некоторые физические упражнения вызывают непосильную нагрузку на стопы.

В таком случае необходимо избегать таких спортивных упражнений, как беговые коньки, лыжный ход. Легкие же упражнения будут в любом случае полезны, поскольку способствуют укреплению организма.

3) Гимнастика.

Помимо занятий спортом, необходимо приучить себя к ежедневному выполнению комплекса упражнений.

Ходьба:

• На носках

• На пятках

• На внешней и внутренней стороне стопы

• Перекатом с пятки на носок

• С поджатыми и поднятыми пальцами

• По бревну боком

• Вверх и вниз по наклонной доске на носках

• По канату

• По неровной поверхности (по дорожке здоровья, по массажным коврикам – покупным и сделанным своими руками)

Сидя на стуле:

• Сгибание и разгибание стоп

• Сгибание и разгибание пальцев

• Круговые движения стопами

• Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола

• Отрывание от пола пяток

• Отрывание от пола носков

• Поднимание одной ноги, выпрямление, носок тянуть

• Поднимание обеих ног, выпрямление

• Соединение подошв стоп (колени согнутые -> колени разгибать)

• Поджать пальцы ног, зафиксировать положение

• Поджать пальцы ног, поставить на наружный свод стопы, зафиксировать

• Стопой одной ноги провести по голени другой вверх до колена и вниз

• Скольжение стопой вперёд и назад с помощью пальцев

Сидя на стуле с предметами:

• Катание гимнастической палки или гимнастического массажного валика вдоль стоп

• Катание малого или твёрдого мяча с шипами (по часовой и против часовой стрелки, вдоль стоп вверх и вниз по внешней и внутренней стороне стопы, одна нога при этом делает, а другая стоит на месте)

• Захват мяча среднего размера стопами, и поднятие его до уровня колен

• Собирание ткани в складки пальцами ног

• Захватывание и перекладывание пальцами ног мелкие предметы (карандаш, мелкие игрушки, губку, камни, крышки и т. д.)

• Рисование карандашом, зажатым между пальцами на листе бумаги

Также эффективны и интересны для детей захват пальцами ног мелких предметов и перекладавание их в сторону и обратно.

Каждое упражнение выполнять не менее 10 раз, переходя до 1 минуты и более. Выполнять каждый день и несколько раз в день. Только тогда будет эффект.

Плоскостопие многим кажется простым заболеванием, но на самом деле это довольно серьезная и быстро прогрессирующая патология, сложно поддающаяся лечению. Полностью вылечить ее можно лишь в детском возрасте, а у взрослых лечение направлено на замедление развития болезни в более тяжелые стадии. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем более благоприятным будет его лечение и коррекция.

Важно не лениться и заниматься как можно чаще. Все в ваших руках!



Предварительный просмотр:

               Совместные занятия спортом детей и родителей

         Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура - это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам – это необходимость.

         Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

          Действительно, часть родителей не имеют достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

          В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками.

         Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

        Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

        Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

         Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них - не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты.

          Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований - они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре. А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах, физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.

          То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.

          Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ни физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям.

           Наукой доказано, что совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. 

            Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество и др. 

           Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) "Как учить с детьми стихи."

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры ...

Консультация для родителей (законных представителей) "О правилах Дорожного движения"

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?...

Консультация для родителей (законных представителей)"Влияние пешеходных прогулок на развитие дошкольника"

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на ...

Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...

Консультация для родителей (законных представителей) «Характеристика влияния алкоголизма и табакокурения на детей со стороны родителей»

Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельств...

Консультация для родителей (законных представителей) «Характеристика влияния алкоголизма и табакокурения на детей со стороны родителей»

Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах исп...

Консультация для родителей (законных представителей). "Правила поведения родителей на детском празднике"

Консультация для родителей (законных представителей). "Правила поведения родителей на детском празднике"...