Методическая разработка по теме здорового образа жизни у дошкольников подготовительной группы
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Никитина Алиса Борисовна

Данная разработка появилась после сбора ЗОЖ-комода, на который меня сподвигли дети.

Мне кажется, что это будет интересно педагогам, разрабатывающим тему здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zozh.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Мотивация ведения здорового образа жизни детьми подготовительного возраста через игру

Никитина А.Б.

ГБДОУ детский сад № 45

Фрунзенского района.

г. Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019

Здоровый образ жизни ВОЗ трактует как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Факторы ЗОЖ

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Здоровое питание;
  • Физически активная жизнь;
  • Личная и общественная гигиена;

Актуальность

На сегодняшний день проблема здорового образа жизни встала достаточно остро, поскольку большая часть заболеваний помолодела, а детей с первой группой здоровья с каждым годом становится все меньше.

Книг на тему здорового образа жизни для детей всех возрастов написано немало, как отечественных, так и зарубежных авторов, с прекрасными иллюстрациями и описаниями о работе систем организма, об устройстве внутренних органов. Однако у детей в детском саду эта литература находит отклик не всегда, а зачастую уже в школьном возрасте, когда сенситивный период развития ребенка упущен. Мне приходилось наблюдать, когда воспитанник говорил о наличии книги про тело человека, а родители - об отсутствии интереса у ребенка к ней. На мой взгляд причина в том, что детям дошкольного возраста не интересно двухмерное изображение объекта.

На создание пособия меня сподвигли дети. Однажды мой воспитанник, во время прогулки, споткнулся на ровном месте на площадке и поцарапал колено. Чтобы отвлечь ребенка от грустных мыслей я начала рассказывать, почему кровь останавливается, как заживает ранка. Другие ребята стали задавать разные вопросы: «Что же такое твердое под кожей?», «Почему у нас сгибаются конечности, если кости не гнутся?». Таким образом появился на свет ЗОЖ-комод. Дидактическое пособие, содержащее информацию о теле человека, в доступной для детей форме, в трехмерной проекции. Каждую часть пособия можно дать детям в руки, удовлетворив желание заглянуть внутрь тела, не прибегая к хирургическим манипуляциям. Для побуждения к ведению ЗОЖ существует комплекс дидактических упражнений, которые демонстрируют ребенку простые принципы сохранения здоровья, как одного органа, таки всего организма. А также простые правила оказания первой помощь, цель которых помочь ребенку стать более самостоятельным, независимым, а также не потерять самообладания в стрессовой ситуации, суметь оказать помощь себе или окружающим.


Цель:

Показать ребенку строение тела, и рассказать о его функциях в доступной форме.

Задачи:

  • Создание условий для изучения закономерностей формирования здоровья человека;
  • Побуждение развития навыков самоконтроля за выполнение правил личной и общей гигиены;
  • Мотивация ведения здорового образа жизни;
  • Создание условий для совершенствования духовного здоровья;
  • Создание условий для снижения негативного отношения к медицинским работникам и процедурам;

Методы:

  • Наглядные методы: демонстрация двух – и трехмерных разборных пособий, возможность ребенка самостоятельно с ними познакомиться, просмотр видеоматериалов, иллюстраций;
  • Словесные методы: рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения;
  • Практические методы включают упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей, а также наполнение предметной пространственной среды литературой: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковского;

Результаты:

  • Во время создания ЗОЖ комода, мне пришла в голову мысль, что это неплохая профилактика детского травматизма, поскольку дети, изучавшие его стали внимательнее относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.
  • Эмоциональная отзывчивость детей также усилилась, несколько раз я наблюдала как дети оказывают друг другу первую помощь (обработка ссадин, царапин) пострадавший сидит на стуле, второй ребенок ваткой обрабатывает ранку, третий дует на нее, чтобы не щипало, четвертый утешает, держит за руку или гладит по плечу.
  • Отношение к окружающей среде тоже поменялось, поскольку дети стали искренне возмущаться мусору на улице и бережнее относиться к труду помощника воспитателя.
  • Культурно-гигиенические навыки претерпели изменения, дети с большим вниманием стали обноситься к мытью рук после улицы, посещения туалета и по мере загрязнения.
  • У некоторых детей проявился интерес к труду медицинских работников, у других снизился страх к людям в белых халатах, и врачебным манипуляциям. Сюжетно – ролевая игра «Доктор» обрела у детей новый смысл, поскольку можно было не только сделать кукле укол, но и выяснить причину заболевания, оказать первую помощь

Отклик со стороны родителей

Одна мама попросила ознакомиться с комодом после разговора с ребенком:

-Мама, а ты знаешь, что у тебя два уха?

-Конечно, левое и правое.

-Нет, у тебя есть наружное и внутреннее ухо, а еще молоточек, наковальня и барабанная перепонка.

Другая принесла историю: «Снимали кардиограмму, ребенок очень живо интересовался процедурой, задавал врачу вопросы, а потом рассказал все, что вспомнил про работу сердца и кровеносную систему. Врач был сильно удивлен познаниями ребенка и интересом к происходящему»

Работа с родителями

Информационный стенд

«Сон для дошкольников», «Здоровый образ жизни семьи»

Папка – передвижка

«Воспитание КГН у дошкольников», «Как провести лето с ребенком», «Клещи, профилактика, первая помощь»

Круглый стол

«Первая помощь»

Планирование педагогической деятельности

В дальнейшем я планирую развивать ЗОЖ - комод и адаптировать его на средний и старший возраст. Пополнить новыми дидактическими играми и упражнениями.

Дополнить виммельбухами и сказками о работе внутренних органов и систем организма.

Добавить больше материала в информацию для родителей

Думаю, что разработка темы на все возраста благотворно скажется желании детей вести здоровый образ жизни.


Примерный план досуговой деятельности для детей подготовительной группы

Месяц

Тема

Октябрь

Кости и суставы

Мышцы и сухожилия

Кожа, волосы, ногти

Кровеносная система

Ноябрь

Лимфатическая система

Пищеварительная система: Рот, слюнные железы, пищевод, желудок

Пищеварительная система: Поджелудочная железа, печень, двенадцатиперстная кишка

Пищеварительная система: Тонкий кишечник, аппендикс, прямая кишка

Декабрь

Выделительная система: Почки, мочевой пузырь

Эндокринная система

Дыхательная система

Сердце

Январь

Череп

Глаза

Уши

Февраль

Нос

Зубы

Мозг

Нервная система

Март

Коммунальная гигиена

Личная гигиена

Гигиена труда

Профилактика заболеваний

Апрель

Первая помощь: Царапина, ссадина, синяк

Первая помощь: Ожог

Первая помощь: Перелом

Первая помощь: Обморожение

Май

Первая помощь: Тепловой удар

Первая помощь: Отравление

Первая помощь: Носовое кровотечение

Дидактические материалы:

  1.  Валеология или здоровый малыш, зубы, зрение, слух;
  2.  Валеология или здоровый малыш, кожа, питание, сон;
  3.  Если малыш поранился, учимся оказывать первую медицинскую помощь;
  4.  Gif – изображения;
  5. Раскраски по теме ЗОЖ;
  6. Авторские дидактические игры по темам:
  • «Здоровые кости»
  • «Здоровые мышцы»
  • «Волосок и ноготок»
  • «Довольная капелька»
  • «Помоги иммунитету»
  • «Гигиена питания»
  • «Наши легкие»
  • «Здоровое сердечко»
  •  «Как здоровье, глазки?»
  • «Как здоровье, ушки?»
  • «Как здоровье, носик?»
  • «Как здоровье, зубки?»
  • «Чтобы умным быть всегда», «Чем управляет мозг?»
  • «Как здоровье нервы?»

  1. Козлова С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело. Тело человека. М.: Школьная пресса 2005-16 с.: цв.илл.
  2.  Козлова С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело. Органы чувств человека. М.: Школьная пресса 2005-16 с.: цв.илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга       Методическая разработка на тему: ...

Методическая разработка на тему "Здоровый образ жизни"

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста в формате power point....

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста на тему "Береги как зеницу ока"

Эти методические разработки я использую в своей работе с детьми дошкольного возраста....