Главные вкладки

    Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».
    консультация (старшая группа)

    Кудрявцева Ирина Федоровна

    Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus._nar._igry.docx30.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

    Мастер-класс по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

    Выполнила : Кудрявцева Ирина Фёдоровна

    г.Семенов 2019г.

     Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как и сказки, и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение.

    Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

    Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

    Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх

    1.П/и «Жмурки»

    Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

    Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

     - Кот, кот, на чем стоишь?

    - На мосту.

    - Что в руках?

    - Квас.

    - Лови мышей, а не нас!

    Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

     2.П/и (русская народная игра) «Картошка»

    Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

    Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
    Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

    3.Гуси 

    На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». 
    В одном находятся гуси, в другом их хозяин. 
    Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. 
    «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
    – Гуси, гуси! 
    – Га-га-га! 
    – Есть хотите? 
    – Да-да-да! 
    – Так летите! 
    – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 
    После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. 
    Пойманный игрок становится «волком».

    4.Горелки 

    Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. 
    Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: 
    Гори-гори ясно, 
    Чтобы не погасло. 
    И раз, и два, и три. 
    Последняя пара беги! 
    На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. 
    Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

    5.У медведя во бору 

    На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. 
    За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. 
    Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. 
    Они подходят к медвежьей берлоге со словами: 
    У медведя во бору 
    Грибы, ягоды беру. 
    А медведь не спит, 
    Все на нас глядит. 
    На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. 
    Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

    6.Красочки 

    Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». 
    Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. 
    Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». 
    Продавец: «За какой?» 
    Монах называет любой цвет, например: «За голубой». 
    Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» 
    «Монах» начинает игру с начала. 
    Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. 
    Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

    7.Жмурки 

    Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. 
    Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. 
    Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». 
    Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

    8.Удочка 

    Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. 
    Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки. 
    «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. 
    «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. 
    «Рыбки» не должны сходить со своих мест. 
    Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». 
    Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

    9.Кошки-мышки 

    Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. 
    Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». 
    Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. 
    Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». 
    Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. 
    Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

    10.Тише едешь 

    Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга. 
    Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. 
    Но дойти до водящего непросто. 
    Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. 
    Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. 
    Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. 
    Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

    11.«Испорченный телефон» 

    Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением или кто-либо из взрослых говорит ему это предложение на ухо (в случае если ребенок не умеет читать). 
    Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал или прочел, тот – следующему и так далее, по кругу.
    Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант. 
    То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта!

    12.Камень, ножницы, бумага» 

    Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. 
    Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). 
    Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. 
    За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее кол.

    13.Русская народная хороводная игра «Каравай» 

    Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

    Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

    Испекли мы Каравай.

    Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

    Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

    Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

    Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

    Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

    Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

    Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

    Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

    14.Третий лишний»
    Количество участников - от 8 до 40 человек.
    Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким обра¬зом, водящие все время меняются.
    Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.
    Разновидности игры:
    - играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;
    - игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.
    Правило. Убегающему от преследо¬вания нельзя мешать.

    15.Мороз - Красный нос
    По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
    Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
    Я Мороз - Красный нос,
    Всех морожу без разбора.
    Разберусь со всеми скоро,
    Кто сейчас решится
    В дальний путь пуститься!
    Играющие в ответ скандируют:
    Не боимся мы угроз
    И не страшен нам мороз!
    И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
    По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избешавшим прикосновения Мороза.

    16.Мышеловка
    Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
    Ах, как мыши надоели,
    Все погрызли, всё поели!
    Берегитесь же, плутовки,
    Доберёмся мы до вас!
    Вот захлопнем мышеловку
    И поймаем сразу вас!
    Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

    17.Колечко. 
    Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
    Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»
    Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
    Колечко, колечко,
    Выйди на крылечко!
    Кто с крылечка сойдет,
    Тот колечко найдет!
    Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

    18.Дедушка Мазай.
    Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
    Здравствуй, дедушка Мазай,
    Из коробки вылезай!
    Где мы были – мы не скажем,
    А что делали – покажем!
    После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.


                                     Игры малой подвижности:

    19.«Пузырь» - дети берутся за руки и образуют маленький круг. Начинают

    произносить слова:

    «Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

    Оставайся такой и не лопайся!»

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом (отходят назад, образуя большой круг, затем бегут в центр круга).

    20.«Затейники» - дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий, которого выбрали стоит в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова: «Ровным кругом, друг за другом. Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!»

    Водящий выполняет любые движения, а дети должны повторить «как в зеркале» все движения.

     


    Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

    • Я пойду куплю дуду, 
      Я на улицу пойду. 
      Громче, дудочка, дуди, 
      Мы играем, ты води!
    • Катилась торба 
      С великого горба. 
      В этой торбе 
      Хлеб, соль, пшеница. 
      С кем ты хочешь поделиться?
    • Конь ретивый
      С длинной гривой
      Скачет по полям
      Тут и там.
      Где проскачет он,
      Выходи вон!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

    Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

    Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

    Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

    «РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА»

    В последнее время в дошкольных образовательных организациях большое внимание уделяется приобщению воспитанников к культуре и традициям своего народа. Это в определенной степени связано с проблемой утр...

    Статья "Русский народный танец как средство приобщения детей к национальной культуре"

    В статье рассматривается влияние русского народного танца на приобщение детей  к русской национальной культуре.  Как  же при помощи танца раскрыть богатую русскую культуру....