Главные вкладки

    Формирование навыка правильной осанки у дошкольников
    статья

    Привалова Оксана Анатольевна

    В дошкольном возрасте формируются и закладываются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные умения и навыки, вырабатываются определенные черты характера. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в детском саду и семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование навыка правильной осанки у дошкольников

    Привалова О.А

    инструктор по физической культуре МКДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Щигры Курской обл.

     

    В дошкольном возрасте формируются и закладываются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные умения и навыки, вырабатываются определенные черты характера. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в детском саду и семье.

    Одна из основных причин потери трудоспособности взрослых людей — болезни позвоночника. Очень часто факторами, сопутствующими этой патологии, оказываются различные нарушения осанки, проявившиеся еще в детском возрасте. Это доказывает актуальность формирования навыков правильной осанки у дошкольников, своевременного выявления нарушений и их активного устранения.

    Осанка, привычное положение тела ребенка, развивается и процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуется четыре естественных изгиба позвоночника: шейный, поясничный, грудной и крестцово-копчиковый. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Дети не могут знать, как правильно держать спину, поэтому неправильная осанка у детей — это в первую очередь беспечность взрослых.

    К нарушению осанки приводят:

    —        мебель, не соответствующая росту ребенка;

    —        неправильное положение тела, которое ребенок принимает в различных видах деятельности (например, за столом низко наклоняется, туловище отклонено вправо или влево);

    —        привычки стоять с опорой на одну ногу;

    —        сидеть, поджав одну ногу под себя;

    —        во время сна сворачиваться «калачиком»;

    —        плоскостопие;

    —        ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунитета;

    —        частые простудные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие ребенка;

    —        ограничение двигательной активности (дети много времени проводят перед экранами телевизора, компьютера);

    —        неполноценное питание;

    —        травмы опорно-двигательного аппарата.

    Рекомендации взрослым для сохранения хорошей и правильной осанки ребенка:

    —        матрас для кровати выбирать не слишком мягкий, подушку небольшую;

    —        длина кровати должна превышать рост ребенка на 20—25 см, чтобы он мог вытянуться;

    —        не допускать, чтобы ребенок спал, свернувшись «калачиком», поскольку в этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник;

    —        когда ребенок стоит, следить, чтобы нагрузка распределялась на обе ноги;

    —        в любом виде деятельности поза ребенка должна быть в центре внимания взрослого;

    —        в возрасте до трех лет важно сформировать навык правильной ходьбы. Во время прогулок не вести малыша за одну руку, так как это стимулирует боковое искривление позвоночника. Желательно проводить больше времени на спортивных детских площадках.

     Задачи взрослых:

    —        организовывать совместные с детьми подвижные игры;

    —        научить детей в дошкольном возрасте плавать, кататься на роликах, коньках, лыжах, прыгать через скакалку;

    —        следить, чтобы во время занятий за столом поза была удобной и ненапряженной (голова слегка наклонена вперед, плечи на одном уровне). Расстояние от глаз до поверхности стола 30—35 см, между столом и грудью умещается ладонь.

    К профилактическим мерам по обеспечению формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста относятся:

    —        спальное место, оборудованное ортопедическим матрасом и подходящей подушкой;

    —        комфортный отдых и сон;

    —        правильно отрегулированное по высоте и освещению место для занятий;

    —        постоянные физические нагрузки;

    —        частые прогулки на свежем воздухе;

    —        сбалансированное питание.

    Представляем ряд упражнений для формирования правильной осанки, которые можно проводить как с группой детей, так индивидуально вне детского сада.

    «Дотянись до ладошки»

    И.п.: стоя, руки опущены.

    Взрослый встает напротив ребенка и поднимает руку. Ребенок, не отрывая ног от пола, пытается дотянуться до ладони взрослого. Расстояние между ладонью взрослого и рукой ребенка должно составлять 1 см. Повторить 4—5 раз.

    «Солдатики и куклы»

    И.п.: стоя, руки опущены.

    По команде «Солдатики» дети принимают положение с правильной осанкой, по команде «Куклы» опускают голову, плечи, руки, расслабляются.

    «Пляжный волейбол»

    И.п.: дети лежат на животе в кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе.

    Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

    «Игра с мячом»

    1.        И.п.: сидя, в руках мяч.

    Поднять руки высоко над головой, потянуться за мячом. Спина прямая, голова строго между руками. Повторить 4—5 раз.

    2.        И.п.: стоя, в руках мяч.

    Завести руки за спину, удерживая мяч двумя руками, плечи развернуты, спина прямая. Начать движение по кругу на пятках. Повторить 2 раза.

    «Передай мешочек»

    И.п.: стоя, руки разведены в стороны, спина прямая.

    Взрослый кладет ребенку на голову мешочек с песком. Ребенок начинает движение к любому другому ребенку, стараясь, чтобы мешочек не упал с головы. Подойдя, кладет мешочек на голову другому. Игра продолжается.

    Работу по формированию правильной осанки следует вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых имеются отклонения. Такие упражнения должны включаться во все виды деятельности детей: в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, непосредственно образовательную деятельность, подвижные игры.

    Основа профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста — правильно организованный активный двигательный режим дня, разнообразная физическая деятельность и, конечно, соблюдение всех правил профилактики, зависящих от взрослого.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

    В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....

    Формирование навыков правильной осанки

    Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимал...

    Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

    Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

    Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

    Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

    Формирование навыков самоконтроля осанки ребёнка-дошкольника.

    Повышение двигательной активности и создание мышечного корсета позвоночника, являются основными факторами в формировании правильной осанки ребёнка. Образовательная деятельность по физической культуре ...

    Статья "Формирование навыка правильной осанки"

    Формирование навыка правильной осанкиПравильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных свя...

    Консультация «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и ее значение в жизни деятельности ребенка»

    В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая ро...