"Пойми меня"Консультация для родителей во время адаптации ребенка
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poymi_menya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. То того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

По Л.С. Выготскому кризис трех лет-это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Этот возрастной кризис относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет.

К концу раннего возраста у ребенка появлятся стремление к самостоятельной деятельности, его интересы перемещаются от мира предметов в мир общения со взрослым. Противоречия между сложившимися у детей формами взаимоотношений с окружающими и своими новыми возможностями могут сопровождаться непродолжительными обострениями этих отношений с близкими взрослыми.

Выявлено, что у ребенка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.

Адаптация-процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от:

Типа нервной системы

Возраста

Состояния здоровья

Уровня развития

От условия воспитания в семье

Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток различают три степени адаптаций ребенка к дошкольному учреждению:

Легкую: наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Ребенок плохо спит, теряет аппетит, капризничает,отказывается от игр. Все эти проявления проходят в течение 1 месяца (или за 2-3 недели);

Среднюю: эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Дети в первый месяц могут заболеть острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений;

Тяжелую: у детей начинаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, но и с осложнениям. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше.

Параметры, определяющие процесс адаптации:

Наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

Инициативность

Адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности

Аппетит

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми.

Наблюдение фиксируется первые четыре дня ежедневно, затем на 8-й, 16-й, 32-й, 64-й, 128-й.

В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возращению после болезни и длится в течении трех дней.

Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего. С условиями воспитания, со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери, с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, социальными услвовиями, с  индивидуальными особенностями ребенка.

При анализе социальной адаптации ребенка, необходимо учитывать и хорошо знать особенности психического развития детей раннего возраста.

Период раннего детства-этовремя, когда закладываются предпосылки для дальнейшего развития личности «предличностные новообразования». На протяжении этого периода детства ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром,в  ходе которогоскладываются отношение к себе, другим людям и предметам.

Д.Б. Эльконин выделяет:

Непосредственно-эмоциональное общение, которое охватывает период младенчества;

Предметно-манипулятивная деятельность, охватывающая период раннего детства;

Ролевая игра, являющаяся ведущим типом деятельности для дошкольника;

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Из выделяемых М.И. Лисиной четырех форм общения для детей раннего возраста характерны только две:

Ситуативно-личностное общение. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте.

Ситуативно-деловое общение. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Ребенок осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, взрослый помогает ему в этом, оказывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т.д.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности. Ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты. Поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания ребенка. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ним.

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка с полутора лет. Е.О. Смирнова выделяет, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением на основе следующих критерий:

Проявления внимания и интереса к сверстнику;

Эмоциональное отношение к сверстнику;

Стремление привлечь внимание сверстника;

Общение детей раннего возраста друг с другом происходит  с помощью различных действий, анализа который позволил М.И. Лисиной выделить четыре основные категории

  1. отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему, такие действия проявляются и по отношению к другим людям и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. Такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполняется один год.
  2. Действия со сверстниками как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.
  3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальная форма общения.
  4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия друг с другом. Дети прыгают вместе, хохочут, подражают друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся ссорятся.

Таким, образом, для детей 1-1,5 лет характерно отношение к сверстнику как к объекту действий. К 3 годам все чаще наблюдается субъективный подход во взаимоотношениях к ровесникам. После 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным.

В.Б. Каган  отмечает, что примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2-2,5 годам эта тревога при встрече других детей проходит, дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.

К 3 годам общение между детьми активизируется. Особенность этого общения-«яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность».

В формировании навыков общения, главную роль играет развитие речи. В этот период жизни  у ребенка происходит интенсивное ее формировании, которое идет в процессе совместной деятельности ребенка с ровесниками и взрослыми. Другой сторой является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям необходимо стимулировать высказывания ребенка. С развитием слушания и понимания сообщений, входящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Важнейшей способностью, формирующийся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то другие дети поддержат его в этой забаве. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка-это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2-3 лет

Являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к тому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научится действовать человеческими способами, у него складывается определнное отношение к себе (называет себя по имени, произносит местоимения «я», «мне», отделяет себя от взрослого, стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности).

Характер взаимоотношений взрослого и ребенка оказывает большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка.

Эмоции являются показателем общего состояния ребенка его физического и психического самочувствия, способствует раскрытию потенциальных творческих способностей; выполняют регулирующую и охранную функции, препятствуют осуществлению како-либо деятельности из чувства страха.

Поступая в детский сад, ребенок вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми, некоторые дети испытывают тревожность, эмоциональную неустойчивость, страх, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими, и как следствие, напряженные отношения в семье и в детском коллективе.

Специально организованная работа по профилактике дезадаптации ребенка в социуме способствует.

Данная работа строится с учетом как возрастных, так индивидуальных способностей.

  1. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды раннего дошкольного детства. Учет интересов детей, определяются их возрастом (сказки, игры, экспрессивное выражение).
  2. Системность организации психики ребенка.
  3. Развитие предметно-практической деятельности.

Игровая и предметная деятельность как ведущий вид деятельности способствует развития сенсорной, эмоциональной, волевой сферы, формирует новые формы поведения.

Адаптационная группа

Цели,задачи, содержание

Организация встреч детей друг с другом и со взрослыми в специально организованной обстановке и ситуации.

Встреча родителей друг с другом и с педагогами.

Основные цели организации адаптационной группы:

  1. организация ребенка жизнедеятельности в группе и в коллективе сверстников. Формирование и усвоение навыков общения с ними.
  2. Привлечение родителей к жизнедеятельности в группе (присутствие в на детских утренниках, развлечениях и принимать в них участие).
  3. Совместно с родителями создавать условия театрально-игровой деятельности, умственного развития.
  4. Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком.

Программа сопровождения

по профилактике дезадаптации ребенка в группе детского сада.

Цель: Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Развитии еобраза «Я». Способствовать развитию у ребенка представления о себе как о творческом начале, не только подражающим взрослым, но и создающим новое, социально одобряемое и значимое для других людей.
  2. Развитие коммуникативных навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, через невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика, звукоподражание).
  3. Фомирование эмоционально-волевой сферы (снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги)
  4. развитие познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления, воображения)
  5. Развитие двигательной активности (общей и мелкой моторики, координации движений)

Формы работы:

  1. Занятия проводятся индивидуально и с группой детей (3-5 дней).
  2. Консультация для родителей (общегрупповые собрания, индивидуальные встречи)
  3. консультация для педагогов (психолого-педагогические консилиумы, индивидуальные встречи, проведение бесед).
  4. Взаимосвязь со специалистами (психолог, музыкально-игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительная деятельность).

Методы:

  1. Игры с песком, с водой.
  2. Эмоционально-экспрессивные игры.
  3. сенсорные игры
  4. Театрально-игровая деятельность, музыкальные развлечения.
  5. Психогимнастика
  6. Психодинамические игры и упражнения.

Методы оценки:

  1. Использование похвалы, поощрения, полоительная оценка преобладает над отрицательной оценкой.
  2. Адекватно оценивать достижения ребенка. Необходимо пояснять свою оценку задавая критерии успеха и неуспеха в каждом конкретном случае.

Структура и формы занятий

Занятия проводятся в свободной игровой форме, с чередованием умственной и двигательной активности (10-15 минут)

1.Приветствие

2.Пальчиковая гимнастика (Двигательная разминка)

3.Основная часть (использование предметно-практической деятельности «игровая мотивация»)

4. Заключение (анализ выполняемой работы)

5. Прощание (подвижная игра)

Заключение

Таким образом, данная программа строится на совместном сотрудничестве взрослого (педагог, родитель) и ребенка, способствует безболезненному вхождения его в коллектив детей, регулирует его психо-эмоциональное состояние, что во многом сказывается на его личностном и индивидуальном развитии.

Программа поможет педагогу-психологу (педагогам, родителям) развить у детей положительный эмоциональный фон, повысит речевую и двигательную активность, поможет настроиться на совместную групповую работу.

Цикл игровых занятий по профилактике дезадаптации ребенка в Доу

(см занятия Роньжина)

Тема

Формы

Игры-упражнения

Виды деятельности

Цель

Знакомство

«Детский сад»

Пальчиковые игры

Игры-упражнения «Семья»

«В гости к пальчику большому»

Рисунок «Ладошки»

«Мячики»

Пальчиковые игры

ИЗО

Мячики

Разукрасим мячики (полосками)

«Мыльные пузыри»

Психогимнастика

«Листики»

Психогимнастика

Лисовичек пришел в гости

Изобразительная деятельность «Разукрасим листики (прожилки)

(пальчиковая живопись)

«Дождик»

Игра «Дождик и солнышко»

Изобразительная деятельность

1. дождик (пальчиковая живопись)

Развитие координации движений общей и мелкой моторики

«Солнышко»

Изобразительная деятельность

1.Солнышко

(пальчиковая живопись), дорисуй лучики у солнышка

Создание положительного настроя в группе

Умение действовать по правилам игры

«Божья коровка»

Пальчиковая гимнастика

«Божьи коровки»

«Божья коровка улети на небо»

Нарисовать черные точки на спинках коровки

Умение действовать совместно со взрослым. Развитие слухового внимания

Развитие пространственных представлений

«Колобок»

Игра-упражнение

«Колобок-колобок тоненькие ножки»

Нарисуй дорожку для колобка (карандаш или пальчиковая живопись)

Развитие двигательного внимания, произвольности, умение согласовывать свои действия с правилами игры.

«Игрушки»

Подвижная игра

«Игрушки»

Пальчиковая игра

«Не плач куколка моя»

Содержание и направления работы по профилактике дезадаптации детей раннего развития в дошкольном учреждении

Индивидуальные направления в работе педагога-психолога

Работа с родителями

Работа с педагогами

1.Отслеживание динамики возрастного развития детей 1,5-3 лет.

1.Индивидуальные беседы педагога-психолога с родителями (Составление карты индивидуального развития ребенка данного возраста. История развития (беременность, роды,перенесенные заболевания, стили воспитания родителей, любимые занятия)

1Проведение психолого-педагогических консультаций

2.Составления карты прохождения периода адаптации (учет заболеваемости и определение группы адаптации)

2. Проведение родительских общегрупповых собраний

2.Оценка особенностей развития ребенка раннего возраста (заполнение карты нервно-психического развития 1,5-3 лет)

3Отслеживание адаптации:

Эмоциональное состояние ребенка

Деятельность

Взаимоотношения со взрослыми и детьми

3. Организация наблюдения и посещение родителей режимных моментов, занятий, игр, самостоятельной деятельности детей

3. Лист адаптации (отслеживание характерных особенностей протекания периода адаптации)

4 Карта развития и поведения ребенка раннего возраста (анализируется период адаптации)

Личностное развитие

Эмоциональная сфера

Деятельность

4. Проведение анкеты «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»)

4. Беседа с педагогами «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» (Выработка совместных рекомендаций)

5Диагностика умственного развития раннего развития Е.А. Стребелева (в конце года апрель-май)

5. Оформление родительских уголков, папок-передвижек. Знакомить семьей с актуальными вопросами воспитания, составления памятки «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению». Темы по просвещению родителей: «Игрушки в жизни ребенка», «Как сказать ребенку Нет!», «Ребенок поступает в детский сад», «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

5.Содержание общения педагога с ребенком в период адаптации (определение группы по характеру поведения и общения у ребенка во время адаптации к детскому саду.)

6Индивидуальные консультации с родителями (ежемесячно)

6. Педагогические консультации.

Знакомить родителей с результатами продуктивной деятельности детей: работы детей по изобразительной деятельности, конструирование, ручному труду.

6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами групп раннего возраста.

Цель: Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам раннего развития

7 Беседы с педагогами (Выработка рекомендаций по адаптации детей к ДОУ)

7 Работа с семьей по организации приема детей.

8Проведение на начальном этапе адаптации коррекционно-развивающих игр и упражнений (комплексная программа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду».

Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»....

Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей «Уделяйте время своему ребенку»...

Консультация для родителей «Особое время» для ребенка

Понятие «особое время» поначалу может вызвать недоумение у многих родителей, ведь они и так проводят со своим ребенком значительную часть времени. И чем младше ребенок, тем больше род...

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ...

Ошибки родителей во время адаптации ребенка к детскому саду.

Краткое описание ошибок родителей во время адаптации ребенка к детскому саду....

Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»

Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»...