Главные вкладки

    Польза пальчиковой гимнастики для дошкольников.
    статья (средняя группа)

    Андреева Елена Викторовна

    Пальчиковая гимнастика-это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Она представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, то есть совместных действий систем организма, формирующий способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 25_marta_2019.docx19.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1.Выполнение упражнений стимулирует развитие речи.

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    3. Ребёнок учится концентрировать и правильно распределять своё внимание.

    4. Речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

    5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Происходит развитие воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

    6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Начинать упражнения можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:

    1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;

    2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;

    3) растирать пальчики спиралевидными движениями.

    1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе второй рукой.

    2. Упражнения отрабатываются сначала одной, затем другой  рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. После этого — двумя одновременно.

    3. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а ребёнок вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

    Все упражнения можно разделить на 3 группы:

    I группа. Упражнения для кистей рук:

    — развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;

    — учат напрягать и расслаблять мышцы;

    — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    — учат переключаться с одного движения на другое.

     «ФЛАЖКИ»

    Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

    Я в руках флажки держу

    И ребятам всем машу!

    Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.

    «ФОНАРИКИ»

    Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.

    Мы фонарики зажжём,

    А потом гулять пойдём!

    Вот фонарики сияют,

    Нам дорогу освещают!

    II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

    — совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

     «УЛИТКА»

    Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

    Улитка, улитка! Высуни рога!

    Дам тебе я хлеба или молока!

    «ПЧЕЛА»

    Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Над цветами я кружу!

    «ШАРИК»

    (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

    Надуваем быстро шарик,

    Он становится большой.

    (Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик.)

    Вдруг шар лопнул,

    Воздух вышел —

    Стал он тонкий и худой!

    (Ладошки вместе в исходное положение.)

    III группа. Упражнения для пальцев динамические:

    — развивают точную координацию движений;

    — учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    — учат противопоставлять большой палец остальным.

    «СЕМЬЯ»

    Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка.

    Этот пальчик — это Я.

    Вот и вся моя семья.

    На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

    «ЗАЙКА»

    Зайчик прыг, зайчик скок,

    (Пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)

    Спрятался он под кусток.

    (Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой.)

    Под кусточком — молчком,

    (Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины.)

    Только ушки — торчком.

    (Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)

    «ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»

    Жили-были зайчики

    (На «жили-были» делаем упражнение «фонарики», затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)

    На лесной опушке,

    (Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка)

    Жили-были зайчики

    (повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»)

    В беленькой избушке.

    (Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика)

    Мыли свои ушки,

    (Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки)

    Мыли свои лапочки,

    (потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки)

    Наряжались зайчики,

    (На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)

    Надевали тапочки.

    (топаем ножками)

    «КОТИК»

    Выйдет котик в огород —

    («Идём» пальчиками по столу.)

    Всполошится весь народ:

    И петух, (показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок)

    И курица (показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки)

    С деревенской улицы.

    Станут котю в гости звать,

    (машем ручками к себе — зовём к себе)

    Станут котю угошать.

    (руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение)

    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

    Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

    В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О пользе пальчиковой гимнастики

    В данной статье речь пойдет о пользе пальчиковой гимнастики....

    Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»...

    Методическая разработка на тему: «Польза пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста».

    Польза пальчиковой гимнастики и рекоменадици по ее применению. Пальчиковая гимнастика на разные возраста...

    Польза пальчиковой гимнастики для дошкольников.

    Пальчиковая гимнастика-это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Она представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой мото...

    Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

    Пальчиковые упражнения  представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малыша...

    Польза пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

    Пальчиковая гимнастика: польза, советы родителям, комплекс упражнений....

    Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Пальчиковая гимнастика " Дикие животные ( 20.04- 24.04)

    Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулирова...