Главные вкладки

    Приложение №7. Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО.
    презентация

    Епихова Ольга Вячеславовна

    Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО. Презентация "Родители, ребенок, педагог"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_planirovanie.docx21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение из опыта работы

    учителя-дефектолога О.В. Епиховой

    на тему: "Планирование работы по взаимодействию

     с родителями воспитанников с ОВЗ

     в рамках реализации АОП ДО".

            Наше дошкольное  образовательное учреждение имеет две группы для детей с нарушениями зрения: одна группа - комбинированного вида, другая - компенсирующего вида. Эти группы посещают дети от трёх до семи лет с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия и  астигматизм.

            Решение о пребывании ребенка с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении принимается родителями на основании коллегиального заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

            Считаю, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка, имеет ряд особенностей по сравнению с  родителями, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. Условно выделяю пять типов нарушенного поведения родителей  со своим ребенком:

    • директивное сотрудничество;

    • неэмоциональное потакающее сотрудничество;

    • речевое взаимодействие;

    • отстраняющее взаимодействие, формальное общение.

    Но есть и родители, желающие искренне понять проблемы развития ребёнка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

    В настоящее время   информацию могут получить родители через телевидение,  интернет. Это  приводит к тому, что многие родители обладают хаотичными знаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и не применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями.  

    Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи. К сожалению, в нашей группы  более  половины детей — это дети из неполных семей.

    Как же  организовать помощь семьям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ?

            Для планомерной коррекционно-образовательной работы педагогами была составлена Адаптированная образовательная программа ДОУ на основе требований Стандарта.

            ФГОС ДО выдвигает задачу "обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".

    В пункте 1.7. сказано, что "Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития".

            

    В АОП ДО ведущими целями взаимодействия

    детского сада с семьей являются:

    • формирование психолого - педагогических знаний родителей;
    • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей с патологией зрения;
    • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.


    Задачи работы специалиста - дефектолога с семьей,

    воспитывающей ребенка с ОВЗ:

    • оказать квалифицированную поддержку родителям;

    • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

    • формировать адекватные взаимоотношения между участниками образовательных отношений.

    В основу коррекционно-педагогической работы с семьями  положены следующие принципы:

    • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. 

    В работе с ребенком участвуют медицинские работники: невролог, ортопед, психиатр, врач-окулист, массажист, а также педагоги:  учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель.

     (Вывести модель взаимодействия)

    (Вывести лист Психолого - медико - педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями зрения в разновозрастной группе №9 (с подтвержденным статусом ОВЗ)

    При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи. Оно происходит в рамках работы ПМПконсилиума.

    • Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития (Вывести лист диагностического обследования);

    •Принцип сотрудничества между участниками образовательных отношений. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

    • Принцип учета интересов семьи. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение, научили не перебивать говорящего, развили в ребёнке усидчивость и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание.  

    Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

    Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями.

    • Принцип ведущей деятельности. Если у ребёнка от двух до пяти  лет ведущая деятельность - игра,  специалисты будут говорить с родителями о формировании психических процессов через игровую деятельность, а у ребенка старше 5 лет - через учебную деятельность.

            Исходя из выше сказанного,  выделила три направления в работе с родителями:

    • обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и виды игр  в зависимости от диагноза ребёнка);
    • повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
    • оказание практической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

    Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком  и его родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год

    Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год...

    Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год

    Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....

    Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год

    Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....

    Из опыта работы по взаимодействию с родителями воспитанников посредством реализации проектов.

    Образовательные  проекты  с семьей – обновленная форма взаимодействия с родителями воспитанников и содержания нравственно-патриотического воспитания...

    Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.

    Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Р...

    Табличная форма для планирования на год взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

    Табличная форма для планирования на год взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)...