проект "Как хорошо здоровым быть!"
методическая разработка

Направлен на осуществление задач по здоровьесбережению дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zdorovyu_kak_horoshozdorovym_byt.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования РБ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Полянка»

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20170921_093711.jpg

Проект по здоровьесбережению

«Как хорошо здоровым быть !»

 средняя группа

Воспитатель:

Афанасьева С.Н.

 

С. Бичура

                                                                         2018 г.

Актуальность

        Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

         От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.  

     На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

     Поэтому наш педагогический коллектив считает, что проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива в тесной взаимосвязи с родителями, с медицинскими работниками на длительный период. Для решения этой проблемы в детском саду разработана комплексно-целевой проект «Как хорошо здоровым быть!», который отражает систему деятельности образовательной организации по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов укрепления здоровья подрастающего поколения в детском саду, способствует активизации методической работы по данному направлению.

Кроме того, у детей существует:

- не сформированность двигательной деятельности

- общей и мелкой моторики;

- проблемы речевого развития ;

- наличие барьеров в общении, недостаток в понимании себя и других; отсутствие возможностей самовыражения  

Также  уровень заболеваемости в  нашей группе .

На основании вышесказанного, нами был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников средней группы «Как хорошо здоровым быть!».

Тип проекта: практико-ориентировочный

По содержанию: социально-педагогический

Участники проекта:

- воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет);

- семьи воспитанников;

- педагогический коллектив.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (1год).

Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей и родителей к своему здоровью.

Для каждого участника проекта были выделены свои задачи

В  работе с детьми поставлены задачи:

В работе с родителями поставлены следующие задачи:

В работе с педагогическим коллективом  в поставлены следующие задачи:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом (мытье рук, лица, ног в летнее время);

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам (босохождение с использованием массажных дорожек, воздушные и солнечные ванны, обширное умывание);

- снижение количества детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;

- формирование потребности в ЗОЖ;

- укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в группе до 10%.

- повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома.

- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

 

- обмен и накопление опыта.

Принципы:

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.
  • Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

Ожидаемый результат: 

  1. У детей должны появится стойкие культурно-гигиенические навыки;
  2. Дети самостоятельно смогут осуществлять элементарный уход за своим телом (мытье рук, ног, лица);
  3.  Дети и взрослые с легкостью смогут определять, что полезно, а что вредно для их организма;
  4. Сформируются привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам;
  5. Сформируются у детей и родителей потребность в ЗОЖ;
  6. Снизится количество детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;
  7. Ожидается укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в группе до 10%;
  8. У родителей повысится компетентность родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома.
  9.  Родители будут вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив»;


Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным. 

Основные этапы проекта:

Этапы реализации проекта

Сроки

Содержание работы

Подготовительный

-мониторинг уровня заболеваемости и физического развития детей на начало учебного года;

- изучение  передового  опыта и новых подходов в организации оздоровления и укрепления физического и психологического здоровья  детей (Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации, Змановский Ю. Ф.  К здоровью без лекарств)

 -изучение условий реализации проекта;

-привлечение родителей к участию в проекте (день открытых дверей по теме Здоровье, совместное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья);

-определение цели и задач;

-анкетирование родителей по теме «условия здорового образа жизни в семье»;

-создание  условий, способствующие сохранению и укреплению здоровья   дошкольников;

- анализ имеющегося спортивного оборудования,

- изготовление нестандартного спортивного оборудования и пополнение спортивных уголков  в групповом  помещении;
-разработка перспективного плана работы;

- создание картотек гимнастики после сна и дыхательной гимнастики и картотека самомассажа.

Сентябрь- октябрь 2018 г.

Мониторинг детей на начало учебного года.

Подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.

Просмотр развивающей среды и оборудования, анализ,  

 Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»;

Практический

  1. Проведение цикла физкультурных занятий (Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)
  2. Ежедневное проведение утренней гимнастики по разработанному   комплексу утренних гимнастик с использованием спортивного оборудования (Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)
  3. Ежедневное проведение бодрящей гимнастики после сна и игровой дыхательной гимнастики (картотека);
  4. Самомассаж, массаж рук, ушек, точечный массаж, пальчиковая гимнастика (картотека);
  5. Проведение цикла тематических бесед:

«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;

«Если хочешь быть здоров!»;

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

«Беседа о здоровье, о чистоте»;

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);

«Здоровая пища»,

«Как вести себя в поликлинике»,

Сказка-беседа «Мойдодыр»;

  1. Организация игр на развитие двигательной активности (индивидуальная деятельность);
  2. Малоподвижные игры (Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет);
  3. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»; «Аптека»
  4. Дидактические игры по теме;
  5.  Подвижные игры (Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр);
  6. Физкультурные упражнения на спортивном участке с использованием спортивного оборудования;
  7.  Артикуляционная гимнастика;
  8.  Проведение совместных с родителями досугов «Папа, мама, я –спортивная семья», «Русские зимние забавы»
  9. Закаливающие процедуры (хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, босохождение);
  10.  Проведение цикла дыхательной гимнастики;
  11.  Чтение художественной литературы по теме «Здоровье»
  12. Аромотерапия (лук, чеснок), фитотерапия (ромашка, шиповник), витаминизация первых блюд (лук, чеснок);
  13. УФО и проветривание помещений. 

  1.  Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей и формировании привычки к   ЗОЖ

- консультации для родителей по приобретению знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитанию у детей культуры здоровья:

«Физкультурное оборудование своими руками», «Закаливание» «Подвижные игры на свежем воздухе», «Дидактические игры для формирования у детей навыков правильного питания»;

- индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;

- наглядность в виде информационных файлов

- проведение мастер – класса совместно с детьми и родителями «Подвижные игры моего детства»;

- проведение экоакции «Посади свое дерево»;

- круглый стол «Роль семьи в оздоровлении детей»

- проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с  участием  родителей.

 ноябрь – апрель 2018 – 2019 г.г.

Физкультурные занятия и праздники

Выставки  детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;

Ежедневная профилактика

Фотовыставка «Посади дерево»

III  заключительный

- подведение итогов реализации проекта:

- проведение недели здоровья с педагогами и детьми;

- анкетирование для родителей

- создание коллажа «Как хорошо быть здоровым!»

Май 2019 г.

Мониторинг детей на конец учебного года;

Анкета для родителей «Растём здоровыми»;

Оформление коллажа «Как хорошо здоровым быть!»

                                 

Список  литературы

  1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.
  2. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.
  3. Белая К.Ю. Формирование основ  безопасности у дошкольников (2-7 лет).
  4. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет.
  5. Змановский Ю. Ф.  К здоровью без лекарств.
  6. Нефедова Е.А , Узорова О.В Пальчиковая гимнастика.
  7. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)
  8. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)
  9. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Хорошо здоровым быть!"

Проект по оздоровительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Развлечение "Хорошо здоровым быть" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий разработан в соответствии с комплексно-тематическим планом и является итоговым мероприятием тематической недели "Быть здоровыми хотим". Цель данного развлечения - формирование культуры здоров...

Родительское собрание : "Хорошо здоровым быть!"

Замечательно, когда здоровы вы, а еще лучше, когда здоровы дети. Лишь малое количество родителей может похвастаться тем, что они и их дети ни разу не обращались к специалистам за оказанием медицинской...

Мини-проект "Хорошо здоровым быть!"

Цель: Формировать представление у дошкольников о ЗОЖ, умениизаботиться о своём здоровье; жить в гармонии с собой и окружающим миром....

Сценарий физкультурного досуга: "Хорошо здоровым быть"

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста.Цель: приобщить детей к здоровому образу жизни.В физкультурном досуге используются пословицы, стихи , загадки, подвижные игры и эстафеты о з...

Сценарий спортивного досуга «Хорошо здоровым быть!»

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни....

Многовариантный план каникул недели здоровья на тему «Хорошо здоровым быть»

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Сохранение, укрепление и охраны здоровья. Самостоятельность, творчество и инициатива в двигательной активности, интерес к сп...