Конспект по познавательному развитию «Пять помощников — органы чувств человека!»
план-конспект занятия (средняя группа)

Дубченко Татьяна Юрьевна

Дать знания детям об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zdorove_sr.gr_.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию  «Пять помощников — органы чувств человека!»

«Наши помощники – органы чувств человека!».

Цель: Дать знания детям об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Задачи: Образовательные: Дать детям представления об органах чувств как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому, воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

РазвивающиеРазвивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обоняние)Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Методы и приёмы:

• Наглядные (показ иллюстраций, материалов).

• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).

• Игровые (дидактические игры, словесные)

• Практические (опыты).

Оборудование и материалы: набор из карточек с изображением органов чувств; фломастеры;  клей; вырезанные органы чувств; карточки с изображением цветных геометрических фигур.

Вводная беседа.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое «здоровье»? (Ответы детей).

- А что лучше, быть здоровым или быть больным? (Ответы детей).

Почему? К кому мы обращаемся, когда у нас что-то болит? (Ответы детей).

- А кто бы из вас хотел стать врачом, когда вырастет? Почему? (Чтобы лечить папу, маму, брата, сестренку.)

- Сегодня мы будем говорить об органах чувств человека и его здоровье.

1) Орган обоняния.

Наш нос не только кислород вдыхает, но еще чувствует приятные и неприятные запахи. Сейчас я вам дам понюхать салфетку, пропитанную чем-то. (Дети нюхают).

- Что вы почувствовали? Запах приятный или неприятный? (Ответы детей).

- Приятный. А как вам кажется, чем мы это почувствовали?

- А почувствовали мы этот запах маленькими нервами в виде ниточек, которые находятся внутри носа на самом верху. И когда мы нюхаем цветок, то эти маленькие нервы передают сигнал мозгу и мозг узнает, когда это приятный или неприятный запах вкусной и невкусной пищи. Это называется – орган обоняния. Повторите - орган обоняния.

2) Орган слуха

- А чем вы меня слышите? (Ушами.)

- Правильно, вы слышите голос воспитателя и мамы. Вы если закроете уши, то сможете слышать? Давайте проведем эксперимент.

Эксперимент:

- Закройте уши.

Воспитатель говорит слово «мама»

- Что я сказала? Не услышали? Почему?

– это называется орган слуха.

- Сделайте массаж большим и указательным пальцем, с мочки до ушной раковины до верха. Это полезно. С помощью органа слуха мы различаем человеческую речь, музыку, звуки, шумы и шорохи. (Дети с воспитателем выполняют массаж.)

- Но что бы мы всегда слышали так хорошо для этого надо беречь слух. Как беречь?

- Правильно, не кричать, музыку громко не слушать, не ковыряться в ушах острыми предметами.

Игра "Кого позвали"

- Давайте поиграем в игру – «Кого позвали»- 1-2 раза.

3) Орган зрения.

- Ребята, какого цвета у меня салфетка? Чем вы это увидели? Скажите, с помощью какого органа мы видим друг друга?

- Правильно, мы глазами видим предметы, читаем глазами, с помощью глаз человек видит окружающий мир.

- Как по-вашему, легко было бы жить человеку, если бы он ничего не видел?

- Закройте глаза, что-нибудь видите (Нет.)

-Орган зрения – так называются наши глаза - природа оберегает и для этой цели у нас есть веки и ресницы.

- Как по вашему мнению, для чего они?

- Правильно. Но мы тоже должны защищать свои глаза, чтобы они нам долго служили. -

- Как надо это делать?

- Правильно, не смотреть на яркий свет, если попадает в глаз соринка – вытереть салфеткой, кулаком не растирать глаза, не играть с острыми предметами. Дети, берегите глаза!

4) Орган вкуса

Игра "Узнай по вкусу"

- Сейчас поиграем в игру, «Узнай по вкусу», вы закроете глаза, откроете рот, я вам положу на язык что- то съедобное, а вы определите какой на вкус? (Выполняю).

- Что вы почувствовали? Что-то кислое, что это может быть? - Лимон. Чем вы почувствовали? (Языком.)

- Ребята, при помощи чего мы ощущаем вкус пищи? (При помощи языка.)

- Правильно, при помощи языка. На языке есть слизистая, которая нам подскажет: горькая, кислая или соленая пища. Это называется - орган вкуса. Повторите.

- Какую важную работу еще выполняет язык? – правильно, помогает нам разговаривать, еще? Проглатывать пищу.

- Что еще есть во рту кроме языка? (Зубы.)

- Для чего нам нужны зубы?

- А теперь мы выполним такое упражнение: «Мы покушали, проглотили лимон, а теперь помоем зубы языком, то в одну сторону, то в другую». Отлично, молодцы.

Физминутка.

- Давайте сделаем физминутку «Мы весело шагаем».

5) Орган осязания

- Приложить холодную ложку и теплый платок к тыльной стороне руки и спросить, что ребенок почувствовал при этом?

- Ребята у кого из вас есть кожа? Правильно, кожа есть у всех.

- Для чего она нам нужна? (Ответы детей).

Наше тело снаружи покрыто кожей. При помощи кожи мы ощущаем тепло и холод, узнаем, что огонь горячий, снег холодный. Кожа по всему телу человека.

- Ребята, то, что мы трогаем руками, ощущаем боль на теле, холод или жару-это называется – Орган осязания. Повторите.

- Кожа защищает наши мышцы от повреждений, но если, например, нечаянно порежешь руку, что нужно сделать?

- Правильно, помыть, обработать йодом и перевязать.

- Кожу надо содержать в чистоте, как?

- Правильно, каждый день мыться, купаться, наша кожа дышит порами и поэтому надо содержать ее в чистоте.

Рефлексия.

- Мы сегодня с вами познакомились с названиями 5 основных органов чувств. Это орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса. (Вместе с детьми показываем на себе).

- О нашем теле надо заботиться. В первую очередь его следует мыть, чтобы избежать появления микробов, которые служат причиной болезней, а так же хорошо питаться, и достаточно спать.

- Но иногда человек болеет и тогда вызывают врача, врач осматривает горло, слушает дыхание и выписывает лекарство, а чтобы защитить себя от некоторых болезней врач назначает прививки.

- А еще нужно есть овощи и фрукты. Почему?

- Правильно, в них много витаминов, которые помогают пищеварению и они необходимы для роста детей.

- Но еще есть витамины в аптеке, их тоже надо употреблять, чтобы быть здоровыми. Угощение витамином «С».

- Берегите свое здоровье! И научите этому своих братьев и сестер. А сейчас пойдем на прогулку дышать чистым и свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Наши помощники - органы чувств" для среднего дошкольного возраста.

И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того...

Конспект НОД по валеологии "Наши помощники - органы чувств"

Данная работа поможет воспитателям средних групп провести познавательное занятие с использованием элементов ТРИЗ....

Занятие по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Наши помощники – органы чувств».Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего ...

Конспект ОД по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"

Закрепление знаний об органах чувств, их роли при восприятием человеком окружающего мира....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Наши помощники - органы чувств"

Уточнить с помощью опытов, для чего нужны органы чувств....

Конспект занятия по познавательному развитию " Наши помощники-органы чувств"

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние ).- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.- формировать начальные ...