Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
материал

Громыковская Елена Михайловна

Семинар для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии»

Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества

В.  А.  Сухомлинский

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15, 1%.

В публикациях Минздрава все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей-дошкольников, и отмечается, что около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».

Без сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребёнка, но и не навредить его здоровью.

Как показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям адаптации к более сложной, взрослой жизни.

Специалисты выделили несколько основных факторов, способствующих развитию хронической усталости у дошкольников:

  • перегрузка учебных программ для дошкольников, ориентированных и спланированных по школьному образцу;

  • несовершенство учебных программ и технологий;

  • отсутствие индивидуального подхода к маленькому человечку, занятия проходят с ориентацией на группу, а не на конкретного ребёнка;

  • использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным, а ребёнок дошкольного возраста ещё далеко не сформировался в моральном и социальном плане;
  • недостаток двигательной активности.

В последнее время появилась потребность в здоровьесберегающих технологиях в дошкольном образовании. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволит в период обучения ребёнка в детском саду не только получить нужные знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье.

Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем? ». Здоровьесберегающие технологии добавляют им ещё один - "Как учить? ".

Главная цель здоровьесберегающих технологий – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.

Внимательный педагог всегда заметит внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску. Маленькому испытателю нужно предоставить возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении. Тогда и энергия, и интерес к учёбе не иссякнут, и, как результат, такой увлечённый интересом процессом ребёнок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.

Не секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется представление о нём. И если воспитатели и учителя гармонично и сбалансировано организовали работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.

Здоровьесберегающие технологии – эта та палочка-выручалочка, которая помогает и детям и мне, чтобы занятия по были в радость. В основном, для сохранения здоровья детей я прибегаю к несложным и весёлым методам.

Это или физминутка, или гимнастика для глаз. Можно попрыгать, поприседать, потопать, похлопать. Моторика глаз – неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности. В процессе подготовки детей к школе я использую глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Особенно полезны они для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивным

Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

Пальчиковые игры. Проводится в любой удобный отрезок времени на занятии. Они удобны для педагога тем, что их любят дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка.

Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей). Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Я предлагаю вам сейчас принять удобную позу для расслабления, закрыть глаза и послушать музыку(звучит спокойная музыка).

Подготовка к школе – это не только умение ребёнка считать и читать, всё гораздо сложнее. Оказалось, что чаще ребенок, знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение, который проявляет интерес ко всему новому, стремится к дружбе и общению, хорошо физически развит.

Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ваш ребенок научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе!

Практическая часть.

1.Участники образуют круг и берутся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем в другую, а после одновременно в обе стороны. Главное, чтобы не было перерыва в подаче сигнала, и он вернулся к ведущему.

Психологический смысл упражнения. Настрой на дальнейшую работу. Сплочение участников

2. Игра «Пальмы, деревья, слоны».

Ведущий объясняет участникам основные движения: «пальмы» - руки вверх и скрестить, «деревья» - просто руки вверх, «слоны» - сделать из рук «хобот слона» (одной рукой взяться за нос, а другую продеть через образовавшееся кольцо и вытянуть вперёд). Ведущий в быстром порядке говорит «пальмы», «деревья», «слоны», а участники выполняют. Но, когда ведущий при произнесении «слоны» указывает на конкретного участника, он должен сделать движение «слоны», а его соседи справа и слева должны показать уши – с помощью рук приставить их к участнику с одной и с другой стороны. Остальные участники делают движение «слоны». Ведущий одновременно может указать на несколько участников, произнеся «слоны».

Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, умение работать в группе, сплочение участников.

3. «Дерево достижений»

Психологический смысл упражнения. Эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними. Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета листочки вам хотелось бы поместить на дерево?

Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...