Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС.
статья

Макарова Галина Александровна

«Здоровье детей — здоровье нации!».

 Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребёнка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Научить здоровью нельзя, нужно воспитать в детях потребность быть здоровым. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_sootvetstvii_s_fgos.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

50 лет СССР, 13

Выступление на педагогической конференции по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Подготовил: воспитатель

Макарова Галина

Александровна

с. Кулунда

2018 год

 «Здоровье детей — здоровье нации!».

 Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребёнка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Научить здоровью нельзя, нужно воспитать в детях потребность быть здоровым. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Необходимо активно внедрять здоровьесберегающие технологии, направленные на решение задач современного дошкольного образования – задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей. 

Основная цель работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации   к сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника как важного фактора  здоровья человека в целом. 

  Система работы  по  здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Мне хочется поделиться опытом и внедрение некоторых из них в процесс режимных моментов в группе.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полузаторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах. Недаром существует поговорка - «Встал с левой ноги»

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики под музыку. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака.

Важной частью режима является дневной сон – который способствует восстановлению физиологического равновесия организма помогающий провести остаток дня в хорошем расположении духа. В своей работе я столкнулась с имеющейся у многих детей проблемой засыпания и сна, дети не могут расслабиться и успокоится и тут мне на помощь пришла сказка-терапия, чтение сказок перед сном.

Дети стали лучше засыпать, спокойно спать в отведенное для сна время. Но для бодрого, хорошего самочувствия детей имеет значение и правильно организованный подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение воспитанников. Но не всегда дети просыпаются сами, здесь опять у меня появилась помощница, гимнастика пробуждения. Когда то я о ней слышала, но не придала ей должного значения и тут решила опробовать ее на своих детях. Гимнастику проводим на кроватях и около кроваток, даже если ребенок проснулся в плохом настроении, выполняя игровые упражнения с другими детьми его эмоциональное состояние улучшается, он начинает улыбаться. 

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, влажная уборка и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Не маловажным фактом является закаливание, в условиях нашего детского сада используем такие виды: воздушные ванны, хождение по дорожке здоровья, прогулки весной, летом, осенью, зимой в теплую погоду.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Прогулки начинаем проводить с момента поступления детей в группу раннего развития, да конечно это хлопотно одеть маленьких детей на прогулку, но это дает свои результаты, как показывает практика дети быстрее проходят адаптацию, свежий воздух закаливает малышей, улучшает их эмоциональное состояние. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль»,  «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Зайка беленький сидит».

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

     Стало традицией проведение спортивных праздников, развлечений, досугов при проведении которых дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, знакомые детям подвижные игры и упражнения, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  «Мой веселый звонкий мяч», «Мы сильные, ловкие, смелые, умелые, «Веселые старты» и много других

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Для развития мелкой моторики рук используем разные игры разными наборами предметов (мозаики, пазлы, рамки-вкладыши, шнуровки и т. п) благо сейчас их выпускается очень много.

Более пристальное внимание я уделяю занятиям пальчиковой гимнастикой. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь. Массаж каждого пальца влияет на состояние того или иного органа. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, массаж безымянного пальца положительно влияет на состояние печени и почек, если массировать мизинец, то это хорошо скажется на работе сердца. На первых порах, когда мы были малышами, мы  учились «солить суп», изображать, как птички клюют крошки с ладони. Позже играли во встречу пальчиков правой и левой руки, поочередно прикасаясь к противоположному пальцу и в другие игры для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика:

  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает внимание, память, воображение;
  • способствует развитию пространственного мышления;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх, знают много комплексов пальчиковой гимнастики из имеющейся в группе картотеки таких игр.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Все оздоровительные и здоровье сберегающие приемы проводим не навязчиво в процессе воспитательно-образовательной работы, совместной и самостоятельной деятельности детей.   

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях. Для развития восстановление дыхания используем упражнения. 

Например:

  • за окном дует ветер проводим игровые упражнение, поможем ветерку кто сильнее;
  • оригами изготавливаем кораблики – дыхательное упражнение: пускание их в тазике с водой или на поверхности стола, подуем чей кораблик уплывет дальше;
  • знакомим детей с животным миром игровое упражнение «змейка» - змейка вползает через нос и выползает через рот.

Для эффективности работы по оздоровлению детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, корригирующие гимнастики, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Одна из проблем с которой сталкиваюсь в своей работе это то, что все воздействия по физическому оздоровлению ребенка в детском саду теряют свою эффективность в период длительного пребывания детей дома. Особенно остро данная проблема стоит в праздничные дни, в отпускной период: большинство детей не имеют дневного сна, сокращается и ночной сон в связи с просмотром телепередач, игр с компьютером и другими гаджетами и т.п.

На сегодня еще не решен вопрос об удобной одежде для прогулок детей в холодное время года: многие родители предпочитают приобретать комбинезоны, в которых ребёнок потеет и скован в движениях.

Если заболевают дети в моей группе, то я замечаю, что в большей части это происходит после выходных дней. Все эти проблемы требуют большой разъяснительной и просветительской работы с родителями. Для повышения родительской компетентности я провожу беседы с родителями  о профилактике здорового образа жизни дошкольников. Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно-оздоровительных, мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Работа по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников будет продолжена в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

В статье описаны здоровьесбеоегающие технологии....

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современные здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС в ДОУ...

«Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии со ФГОС. Здоровьесберегающие технологии»

Актуальность.Одной из наиболее важной на сегодняшний день образовательной педагогической технологией можно считать - здоровьесберегающую. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью...

Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

quot;Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО"...