"Условия создания здоровьесберегающей среды с учётом нейропсихологических особенностей детей"
статья (старшая группа)

Свечникова Наталья Николаевна

Чтобы каждому ребенку комфортно чувствовать себя в ДОУ,необходимо создавать определенные условия, направленные на здоровьесбережение. Очень важно учитывать нейропсихологические особенности особенности детей.Это поможет правильно организовать развивающую среду и общение с каждым ребенком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_sozdaniya_zdorovesberegayushchey_sredy.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

                  Условия создания здоровьесберегающей среды с позиций                    нейропсихологических особенностей детей .

1. Прежде всего я предъявила требования к себе, как к педагогу, работающему в современных условиях, как к педагогу  с активной жизненной позицией, уверенному в себе, с устойчивой мотивацией на здоровье. Как созидатель здоровьесберегающей среды, стараюсь быть примером, а также частью окружающей среды ребенка. Изучив литературу по здоровьесбережению, поняла, что личности современного педагога должны быть присущи психоэмоциональная устойчивость, хорошее настроение, развитые толерантность и эмпатия, а также новое педагогическое мышление, которое предполагает возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания. Таких же позиций придерживаются все сотрудники, работающие на группе.  Для них была проведена консультация «Создание здоровьесберегающей среды  на основе нейропсихологических особенностей детей».

Новое педагогическое мышление  помогает воспринимать воспитанника как субъект воспитательно-образовательного процесса, ориентирует на его интересы, потребность и развитие.

2. Вторым условием является выстраивание коммуникативного пространства с учетом нейропсихологических особенностей каждого ребенка и группы в целом. С целью изучения нейропсихологических особенностей каждого ребенка группы совместно с психологом ДОУ был проведен мониторинг оценки качества: речевого и физического развития детей группы; психологический климат в группе; эмоциональное состояние детей группы. Данные мониторинга помогли мне эффективно сформировать конструктивные взаимоотношения между мной и детьми, между ребенком и группой детей. Это помогает исключать стрессовые и конфликтные  ситуации, нервозность, тревожность детей и другие негативные проявления, позволяет создавать комфортную среду общения. Используя методы наблюдения и тестирования, я разделила детей с точки зрения их нейропсихологических особенностей. Дети-кинестетики воспринимают информацию с помощью всего тела, они очень подвижны, легко отвлекаются, наглядность должна у них вызывать сильные чувства, позитивные переживания. Таким детям (с ведущей кинестетической сферой сенсорного опыта) очень важно находиться  на задних позициях расположения группы. Они лучше воспринимают знания на фоне всех присутствующих, ребенку не придется поворачиваться в разные стороны, чтобы реагировать на других  детей.

Аудиалы воспринимают информацию  на слух, поэтому для них важно находиться в середине образовательного процесса, где происходит сосредоточение звуковой волны. Для таких детей значимы интонация, темп речи, сила голоса.

Визуалы воспринимают информацию лучше всего с помощью зрения, для них важны наглядные стимулы, поэтому комфортным является место ближе к наглядности. Для них значимы изобразительные средства наглядных материалов, особенности изображения, размеры, яркость.

Мониторинг изучения  нейропсихологических особенностей детей группы показал следующие результаты:

Были выделены ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ и ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ дети. С целью выстраивания образовательного пространства изучены особенности организации работы с ними.

Для успешного усвоения учебного материала правополушарным детям комфортно располагаться полукругом перед воспитателем. Для этих детей важно ощущать плечо сверстника и реакцию всех участников познавательного процесса.  Для левополушарных детей важно находиться в последовательности друг за другом и желательно иметь личное индивидуальное пространство за столом (на одного человека).  

3. Третьим условие реализации здоровьесберегающих приёмов в воспитательно-образовательном процессе - это организация предметной среды. Конструирование среды происходит с учётом нейропсихологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом. Зная, сколько в группе визуалов, кинестетиков, аудиалов, важно определить необходимое количество и качество игрового материала в групповой комнате, его расположение, частоту использования детьми.

4. Четвёртый критерий создания здоровьесберегающей среды – выстраивание образовательного пространства. Были выделены левополушарные и правополушарные дети. С целью выстраивания образовательного пространства изучены особенности организации работы с ними. Для успешного усвоения учебного материала правополушарным детям комфортно располагаться полукругом перед воспитателем. Для этих детей важно ощущать плечо сверстника и реакцию всех участников познавательного процесса.  Для левополушарных детей важно находиться в последовательности друг за другом и желательно иметь личное индивидуальное пространство за столом (на одного человека).  

5. Способы передачи содержательного компонента образовательного процесса являются пятым условием создания здоровьесберегающей среды. Я стараюсь выстроить обучающий процесс для каждого ребёнка и сделать его максимально успешным. Учитываю, что левополушарные дети эффективно усваивают знания, изложенные последовательно, логично, парциально на основе знаков, схем, наглядных предметов-заменителей образов. В силу того, что левое полушарие обрабатывает информацию на основе аналитического принципа. для левополушарных детей объяснение выстраивается с выделением конкретных частных позиций, создается целостное восприятие предмета, события и т.д. Правополушарные дети успешны в когнитивной деятельности при условии, что знания вызывают у них определенные чувства , переживания на фоне приятной негромкой музыки с использованием всех приемов в объяснении, вызывающих целостный образ. Правополушарные дети успешны в знаниевой ситуации при условии погружения в чувства, создающие образ, затем они благополучно проводят анализ, вычленяя характерные особенности познаваемого.

6.Шестое условие – психоэмоциональная комфортность позиций во время взаимодействия ребёнка со взрослым. Стараюсь продумывать своё местоположение как при фронтальной организации детей на занятии, так и при индивидуальной работе. У левополушарных детей позиция педагога « над ребёнком» не вызывает дискомфорта. С целью снижения стрессовости восприятия нового учебного материала, ситуации контроля, создания психоэмоциональной комфортности для правополушарных важно любое общение со взрослым в позиции рядом на уровне глаз.

7.Подбор дидактического материала в зависимости от ведущей сферы сенсорного опыта - седьмое условие. При изучении нового материала учитываю ведущие сферы сенсорного опыта каждого ребенка и преобладание в целом в группе. Тщательно продумываю  наглядный материал для занятий с целью включения  всех каналов восприятия информации для успешного усвоения новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Проблема  сохранения  жизни  и  здоровья  детей     сегодня  стала  приковывать  к  себе  пристальное  внимание  обществ...

«Обеспечение условий обучения и воспитания в ДОУ через создание здоровьесберегающей среды»

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода и направлена на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкол...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни....

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесберегающея среда баз Здоровьесберегающея среда базируется на учете таких возрастных и индивидуальных особенностях  дошкольников, как внутриполушарная организация, межполушарно...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Приоритетным направлением  деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение э...

Презентация на тему "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей"

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей...