Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
презентация

Горохова Елена Юрьевна

 Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Цель нашего семинара: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

 Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. 

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования( ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • валеологического просвещения родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий.

У вас в руках буклеты. Я предлагаю вам записывать для себя те формы, приемы работы, которые вы уже используете,

те, о которых вы слышали, но хотели бы использовать чаще,

и новые технологии, которые в дальнейшем вы будете применять в своей работе.

 Итак, в работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы работы с дошкольниками. Рассмотрим подробнее самые актуальные из них, которые находятся в картотеке каждого воспитателя нашего детского сада.

 I. Технологии - стимулирования и сохранения здоровья детей.


1. Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
2. Подвижные и спортивные игры.
3. Ритмопластика
 метод основан на выполнении детьми  под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.
4. Релаксация
Умение расслабиться помогает  детям снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение. 

5. Гимнастика для глаз
6. Пальчиковая гимнастика.

7. Дыхательная гимнастика.

8. Бодрящая гимнастика (гимнастика после сна)

9. Гимнастика корригирующая-это специальные упражнения для устранения нарушений осанки; оказывающие общеукрепляющее действие, восстанавливающие  искривления  позвоночника.

10. Гимнастика ортопедическая. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. 

11.  Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме,выполняются в ходе физкультурного  занятия, индивидуальной работы с детьми. 

12. Горизонтальный пластический балет как нельзя лучше подходит для работы с ослабленными детьми, где все или практически все движения выполняются лежа на полу и направлены на восстановление жизненной энергии.

13. Закаливающие процедуры (умывание, возд. закаливание, ходьба босиком)

14. Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ педагоги  используют технологии обучения ЗОЖ. Это:


1. Утренняя гимнастика

2. Занятия по физической культуре (сюжетные, занятия-путешествия)
3. Физкультурные праздники – дни здоровья, соревнования, эстафеты.
4. Коммуникативные игры-
 игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Такие игры делим на парные и групповые Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

5. Занятия из серии «Здоровье» могут проводиться как в режимные моменты, так и могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития, начиная со старшего возраста. В ходе таких занятий детям даются представления о строении тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

6. Игротренинги и игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры 

6. Самомассаж  это массаж, выполняемый самим ребёнком Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно Виды самомассажа:

-Игровой самомассаж

-Самомассаж Су-Джок шарами.

- Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».

- самомассаж пальчиков. «Пять маленьких лекарей»

-Точечный самомассаж.  

Перед проведением занятий педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

Отдельно хочется отметить, что  в своей работе по развитию двигательной активности мы используем нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанное и изготовленное совместно с родителями такое оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности.

Работа по использованию коррекционных здоровьесберегающие технологий осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, педагога-психолога. Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения детей.


1. Технологии воздействия цветом. Арт – терапия представляет собой методику развития при помощи художественного творчества. Используем в работе приёмы изотерапии, такие как: красочная живопись с помощью пальцев, оттиск сухими листьями, рисование по мокрой бумаге, мелками, пластилинография, рисование нитью, живопись с помощью пальцев на воде, крупе, песке и т.д.

Такие упражнения помогают снять у детей нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма.


2. Технологии музыкального воздействия используются также для снятия эмоционального напряжения, повышения эмоционального настроя
3. Сказкотерапия.
 Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. ( это и рассказывание сказки, рисование, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки)


4. Фонетическая ритмика-
 система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
5. Психогимнастика. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.


Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из инновационных идей 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Еще, Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и  полноценное развитие.

 Опыт работы с применением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий представлен педагогами детского сада на районных методических объединениях, семинарах, муниципальных конкурсах «Лучшее занятие», «Педагог года», а также конкурсах всероссийского и международного уровней.

И сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю вам  поближе познакомиться с некоторыми методами нетрадиционного здоровьесбережения, применяемые нашими педагогами.  Будем рады, если данные технологии вы будете использовать в своей практической деятельности.

НОД по физическому развитию «Путешествие в джунгли» в подготовительной группе, воспитатель Чистякова Е.Р. «Капельки»

А сейчас частичкой своего опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях поделится Татьяна Борисовна Щетинина- музыкальный руководитель детского сада.

Мастер –класс «Су-Джок терапия и другие средства самомассажа как средство здоровьесбережения дошкольников» 

Воспитатель Пичугина Т.Л.

 Представляем вашему вниманию спортивный танец "Хорошее настроение" в исполнении девочек подготовительной группы.  

Мастер –класс «Цветной мир» (Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса) Педагог-психолог Румянцева С.А.

 А сейчас девочки старшей группы представят музыкально-ритмическую композицию с использованием степ-платформ «Веселая зарядка».

Вот мы и подошли к завершающему этапу нашей встречи к самоанализу и оценке вашего внутреннего состояния, ваших эмоций, которые вы получили в процессе нашего мероприятия. Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут определить эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДС и разработать стратегию обеспечения здоровья участников образовательного процесса в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является здоровье детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.По...

"Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников."

О нетрадиционых методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей....

Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...

Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...

Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада это осознанное отношение ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его....

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало ...

ДОКЛАД Тема: «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»

ДОКЛАДТема: «Применение нетрадиционных методик      и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»              ...