Проект "В здоровом теле, здоровый дух!"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пупышев Александр Дмитриевич

Проект «Быть здоровыми хотим!» по приобщению детей  дошкольного возраста к здоровому образу жизни через спортивные досуги и развлечения разработан заведующей МДОУ «Шалапский детский сад «Солнышко» Погореловой С.М.

         

 Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей  дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Занятия физической культурой и ЗОЖ всегда будет являться надежной психологической защитой молодежи, которая в дальнейшем поможет детям стать конкурентными во всем: в учебе, устройстве на работу, карьерном росте и т.д.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc161 КБ
Microsoft Office document icon anketa.doc30 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_lekarstv._rast.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_konspekt.doc37.5 КБ
Файл plan_meropriyatiy.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Шалапский детский сад «Солнышко»

Проект

«Быть здоровыми хотим»

                                  Руководитель ДОУ: Погорелова Светлана Михайловна

с. Шалап

2012г

        

        МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

Паспорт проекта

Проект «Быть здоровыми хотим!» по приобщению детей  дошкольного возраста к здоровому образу жизни через спортивные досуги и развлечения разработан заведующей МДОУ «Шалапский детский сад «Солнышко» Погореловой С.М.

         

 Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей  дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Занятия физической культурой и ЗОЖ всегда будет являться надежной психологической защитой молодежи, которая в дальнейшем поможет детям стать конкурентными во всем: в учебе, устройстве на работу, карьерном росте и т.д.        

         В ходе реализации проекта будут проведены следующие мероприятия:

1. Разработать перспективный план развлечений по приобщению ЗОЖ.

2. Разработать конспекты спортивных досугов.

3. Подобрать методический материал для консультаций с педагогами и родителями.

4. Предметно – развивающую среду физкультурного зала обогатить стандартным и нестандартным оборудованием.

5. Изучить программы  «Школа здорового человека», здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., игровая технология Галанова А.С., профилактика близорукости по методу    Базарного В.Ф.

     

 Проект реализуется в течение  2012-2013 учебного года.

     

 Результатом проекта станет: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей, сформированности гигиенической культуры, улучшение соматических показателей здоровья, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

                                                                                                                              МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

О проекте

Содержание

1

Наименование проекта

« Быть здоровыми хотим».

2

Нормативно – правовая база

Закон РФ «Об образовании».

Санитарные-нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

Устав образовательного учреждения.

3

Цель проекта

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

4

Задачи проекта

Активизировать деятельность педагогов в создании системы здоровьесбережения.

Повысить эффективность профессиональной деятельности педагогов и внедрить современные образовательно-воспитательные технологии здоровьесбережения в ДОУ.

5

Участники проекта

Заведующая ДОУ, педагоги, старшая медицинская сестра, дети, родители.

6

Сроки реализации проекта

2011-2012год (долгосрочный)

7

Реализация проекта:

 

 Iэтап   Аналитический (сентябрь- 2011г)

II этап Организационный

  (октябрь- 2011г)

IIIэтап  Практический

  (ноябрь 2011г-апрель2012г)

IVэтап Итоговый, диагностический

(май-2012г)

 Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. Изучение, подбор инновационных здоровьесберегающих технологий.

Планирование и прогнозирование работы. Освоение инновационных здоровьесберегающих технологий, форм и методов способствующих успешной реализации проекта.

Формирование у детей и родителей интересов и потребностей к ЗОЖ и личной физической культуре.

Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшей работы.

8

Ожидаемый результат

  1. Умение детей укреплять и сохранять свое здоровье, вырабатывая устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений
  2. Бережное отношение к своему организму и умение ценить свое здоровье с раннего детства
  3. Развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям

Создание у детей, педагогов, родителей мотивации на здоровый образ жизни

        

                                                                                                                              МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

Информационная справка

МДОУ «Шалапский детский сад «Солнышко» введен в эксплуатацию в 1972 году, находится по адресу: Алтайский край, Целинный район, село Шалап, ул. Ленина 9

Детский сад функционирует в двухэтажном кирпичном типовом здании, во многом отвечающего требованиям и правилам ПБ, Санитарно-гигиеническим, противоэпидемиологическим и психолого-педагогическим требованиям.

Учредителем является Комитет Администрации Целинного района по образованию в лице председателя Артамонов А.Ю.

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности

Свидетельство государственной регистрации

Материально-техническое обеспечение ДОУ соответствует ведению воспитательно-образовательного процесса.

Детский сад работает по программе М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», программе развития ДОУ на 2009-2012год и другим парциональным программам.

МДОУ создает условия для всестороннего развития детей, программа реализуется с учетом возрастных особенностей детей.

В детском саду функционирует 2 группы:

2 младшая группа (2-4 года)

средне-старшая (4-6 )

В ДОУ работает творческий педагогический коллектив.

МДОУ  Шалапский детский сад работает по 5-ти дневной рабочей недели с 9-ти часовым пребыванием детей.

                                                                                                                              МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

     

Актуальность проекта

                                                                                                                              МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

Этапы реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки

I этап        Аналитический  

Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по  приобщению детей к ЗОЖ.

Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование.

Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии  детей, сформированности представлений о ЗОЖ.

Август, 2011г.

II этап     Организационный

Планирование и прогнозирование работы

Составление перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщении к ЗОЖ.

Наличие перспективных  планов:

-  спортивных досугов и развлечений.

- консультаций для родителей и педагогов.

Август, 2011г.

Разработка содержания развлечений и досугов

Конспекты спортивных развлечений и досугов

Сентябрь- октябрь, 2011г.

Подбор дидактического материала, литературы.

Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни.

Август – сентябрь 2011г.

Обогащение предметной развивающей среды.

Подбор и изготовление нестандартного оборудования.

Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.

В течение учебного года

III этап       Практический

Формирование у детей и родителей  интересов и потребностей к ЗОЖ и личной физической культуре

Проведение спортивных досугов и развлечений, спортивных праздников, беседы, индивидуальная работа с детьми и родителями, занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».

Выработка потребности в самостоятельной, ежедневной заботе о своем здоровье, внимание к собственному организму,  мотивации на здоровый образ жизни. Сформированы устойчивые навыки в основных видах движений.

Сентябрь 2011г.  – май

2012 г.

Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям.

Проведение консультаций с родителями и педагогами по вопросам приобщения к ЗОЖ.

Родители и педагоги  приняли активное участие в реализации проекта.

IV этап      Итоговый, диагностический

Обобщение опыта и определение результата.

Анализ листов здоровья. Беседы, наблюдения, самоанализ, диагностика.

Выявление «+» и «-» в своей работе. Максимальная приближенность физической готовности детей к требованиям программы.

Май, 2012г.

        

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

        

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Направление работы

Содержание работы

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1.Диагностика

2.Индивидуальная работа

3.Бесседы о ЗОЖ

4.Проведение спортивных досугов, развлечений

5.Дидактические игры

6.Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье»

2 раза в год

Ежедневно

В течение года

В течение года

Еженедельно

1 раз в месяц

2. Работа с родителями

1.Физкультурные досуги и праздники с участием родителей

2.Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка

3.Диагностирование родителей по уровню знаний в области формирования ЗОЖ

4.Индивидуальные беседы по интересующим вопросам

5.День открытых дверей

6.Совместный выпуск брошюр книжек – малышек о здоровье и спорте

7.Пропаганда семейного опыта физического воспитания

В течение года

2 раза в год

2 раза в год

В течение года

1 раз в год

В течение года

В течение года

3. Работа с медицинскими работниками

1.Анализ паспортов здоровья

2.Планирование индивидуальной работы с детьми по профилактике плоскостопия, ЧБД, функциональное изменение.

2 раза в год

В течение года по необходимости

4. Работа с педагогами

1. Изучение программ, инноваций.

2. Планирование работы с детьми.

3. Диагностирование педагогов по уровню знаний в области формирования ЗОЖ.

4. Консультации.

5. Индивидуальные беседы по интересующим вопросам

5. Методическое сопровождение

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

1.Пополнение нестандартного оборудования.

2.Конспекты развлечений

3.Консультации для педагогов

4.Консультации для родителей

5.Перспективный план развлечений

6.Картотека игр

В течение года

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

Модель организации физкультурного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

        Растить детей здоровыми, жизнерадостными – задача каждого ДОУ. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Спортивный досуг  является важной составляющей частью организованного двигательного режима, а также одним из важнейших компонентов активного отдыха детей.

           Эмоциональный настрой в играх способствует расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Досуг строится на основе знакомых тем, проводится 2 – 3 раза в месяц, продолжительностью 40 – 50 минут, может проводиться и как тематический день.  В основу досуга положен прием погружения детей в тему, который даст им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Темы досугов  не будут  ограничивать возможности планирования разных  видов  решения  задач  развития, обучения, воспитания в них  личной  физической  культуры.   Они позволят объединить все виды  детской  деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Сценарий  досугов рассчитан на последовательность событий в логике текста, присутствие игрового персонала, который помогает вести сюжет.

         Во время проведения физкультурного досуга дошкольникам в театрализованной форме будут сообщаться те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляться гигиенические навыки. Дети ненавязчиво приобретут привычку ежедневно заботится о своем здоровье, чувствуя ответственность за него. Это будет происходит не путем сообщения ребенку готовых знаний, а посредством творческой поисковой деятельности.

Спортивный досуг охватывает три этапа: подготовка (подготовка оборудования, эмблемы, плакаты, девиз, подбор музыки для эмоционального подъема); проведение; подведение итогов.

Виды досугов, используемых в проекте

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

Модель организация работы по формированию представлений и навыков ЗОЖ.

         Для осуществления цели необходимо создать внешнесредовые условия  в ДОУ и дома.

        Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью здоровьесберегающего воспитания является формирование здорового человека способного предельно долго и счастливо жить в обществе.

         Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу здоровьесберегающего воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача ЗОЖ кроется в формировании у дошкольников установки на здоровый образ жизни.

        Формирование представлений и навыков здорового образа жизни определяется сотрудничеством родителей и педагогов, причем тесного сотрудничества. И, конечно же, ближайшей дорогой  к успеху мероприятий по воспитанию в детях личной физической культуры является преемственность в этой работе родителей, детей и сотрудников ДОУ, неформальное взаимодействие взрослых и детей  (ребенок может выступать в роли учителя и ученика)

         Известно, что началом всех начал  в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта разнообразны:

-физкультурные досуги и праздники с участием родителей;

-анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка;

-диагностирование родителей по уровню знаний в области формирования ЗОЖ;

-индивидуальные беседы по интересующим вопросам;

-день открытых дверей;

-совместный выпуск брошюр, книжек – малышек о здоровье и спорте;

-пропаганда семейного опыта физического воспитания.

           Для того чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму и научить их здоровому образу жизни с периода дошкольного возраста, необходимо уделять большое внимание пропаганде ЗОЖ в семье, а уже дошкольное учреждение приложит максимум усилий для создания у детей дошкольного возраста мотивацию на ЗОЖ.

         Опираясь на результаты анонимного опроса по уровню ориентации на здоровый образ жизни родителей, детей и педагогов мы пришли к выводу: хотя многие родители наших воспитанников имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области формирования ЗОЖ у большинства из них невысок. А интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь. Последнее обусловлено тем, что многие родители не понимают самой сущности понятия «Здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, поэтому мы считаем, что физкультурные досуги с участием родителей, направленных на формирование знаний о ЗОЖ, безусловно не только приобщает к здоровому образу жизни детей, но и родителей.

          Радует то, что мотивация и ориентация на ЗОЖ у детей, родителей и педагогов направлена в положительную сторону. А мотив, как известно, является мощным катализатором деятельности.

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ

        Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:

1. Диагностика представлений детей о здоровом образе жизни:

-  блиц опрос детей на тему «Здоровый образ жизни» ;

- диагностической лист по определению уровня знаний и представлений о ЗОЖ .

2. Диагностика физической подготовленности детей (основных видов движений).

3. Анкетирование родителей

4.Мониторинг (сбор, анализов информации материалов для сравнения).

5. Наблюдение.

        Результаты работы оцениваются заведующим , старшей медсестрой, педагогами и родителями детей посещающих дошкольное учреждение.

        Итогом реализации проекта «Быть здоровыми хотим!» станет презентация проекта педагогам, спортивный праздник   для детей и родителей,  посвященный празднованию Дня защиты детей.

        Материалы проекта (конспекты развлечений, консультаций с педагогами и родителями) будут опубликованы на  сайте МКДОУ (СОШ Шалапская средняя школа) .

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адашнявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., «Просвещение», 1992.
  2. Ашебьёва Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М., 2005.
  3. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском сад. М., 2003.
  4. В гостях у Бабушки- Загадушки. Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду. М., «Аркти», 2008.
  5. Вареник Е.Н., С.г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. М., ТЦ «Сфера», 2008.
  6. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2005.
  7. Голубцева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание №1, 2001г.
  8. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005.
  9. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005.
  10.  Коняева Л. Будь здоров, малыш.// Дошкольное воспитание, №11, 2004.
  11.  Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников.// Дошкольное воспитание, №11, 2002.
  12.  Кулик Г.и., Н.Н. Сергиенко. школа здорового человека. Программа для ДОУ. М., ТЦ «Сфера», 2008г.
  13.   Луконина Н. Физкультурные праздники в детском саду. М., 2004.
  14.  Махонева М. Воспитание здорового ребенка. //Дошкольное воспитание, №6, 2002
  15.  Научно практический журнал «Управление ДОУ» №1 2004, стр. 32, Планирование оздоровительной работы.
  16.  Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград, 2007.
  17. Организация активного отдыха в детском саду.// Дошкольное воспитание, № 2, 3, 4,  1993г.
  18.  Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» М.,1989.
  19.  Полтавцева Н.В. Содержание и формы работы детского сада с семьей по физическому воспитанию дошкольников.//Инструктор по физкультуре. №2, 2008.
  20.  Рунова М. Активный отдых – физкультурные праздники и досуги.//  Дошкольное воспитание, №12, 2001.
  21.  Уроки здоровья. Для детей дошкольного и школьного возраста. Йошкар-Ола, 2004
  22.  Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М, ТЦ «Сфера», 2005г.
  23.  Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., «Айрис дидактика», 2007.

МКДОУ Шалапский детский сад «Солнышко»



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВАШИ ДЕТИ И ИХ ЗДОРОВЬЕ»

1. Вы считаете своего ребенка здоровым?
2. Как часто он болеет простудными заболеваниями?
   
1 раз в году?
   
2 раза в году?
   
3 раза в году? — Это уже группа «риска»
     
или чаще? – иммунитет снижен
3. У Вашего ребенка аппетит
   
хороший?
   
избирательный?
   
снижен?
4. Вы довольны поведением своего ребенка?
Если нет, то почему?
у него повышенная раздражительность?
он (она) эмоционально неустойчивы?
нарушен сон: поздно засыпает, во сне вздрагивает?
Вы заметили у своего ребенка рассеянность, быструю утомляемость,
агрессивность, трудный контакт с ровесниками?
Ребенок стал недобрым?
5. Есть ли у Вашего ребенка проблемы с зубами?
6. Считаете ли Вы, что эти изменения связаны с сезонным периодом года?
7. А знаете ли вы, что проблемы здоровья Вашего ребенка являются результатом несбалансированного питания, недостатком в пище витаминов, микроэлементов, кальция?
8. Как можно в кратчайший срок решить эти проблемы?

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я И МОЙ РЕБЕНОК»


Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы:
А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу?
Вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? АБВ
3. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? АБВ
4. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из
себя? АБВ
5. Поставить себя на место ребенка? АБВ
6. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?
АБВ
7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий
Вас в невыгодном свете? АБВ
8. Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут
ранить ребенка? АБВ
9. Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение? АБВ
10.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести
себя как хочет? АБВ
11. У стоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз,
мимолетная прихоть? АБВ
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» — в 2 очка. 
Ответ «В» — в 1 очко.


Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 13 до 27 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые слабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Рецепты здоровья. Лекарственные растения»

Цель: Расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

- Формировать знания о сборе лекарственных растений в определенные сроки и в определенных местах.

- закрепить названия лекарственных растений, обогащать знания о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку.

- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

- учить детей рисовать цветными карандашами лекарственные растения, правильно располагать на листе бумаги, передавать в рисунке всю яркость и образность растений.

Активизация словаря: лекарственные растения, крапива, одуванчик, ромашка, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением луга с лекарственными растениями на нем, иллюстрации лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка, лист ватмана, карандаши.

Предварительная работа: беседа о лугах и опушках леса, наблюдение за травами на лугу, чтение стихов о травах и лекарственных растениях, сбор некоторых трав, прогулка с родителями  на луг, в лес.

Ход НОД:

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство растений, а каких растений - вы узнаете, отгадав загадки и послушав стихи:

Ах, не трогай меня, обожгу и без огня. (крапива)

Красиво выглядит крапива, а поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются, тем хитрая сильней кусается. (показ)

Следующую загадку послушайте:

Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел. (одуванчик)

Одуванчик золотой

Был красивый молодой,

Не боялся никого, Даже ветра самого

Одуванчик золотой

Постарел и тал седой

И как только поседел

Вместе с ветром улетел. (показ)

-И еще одна загадка:

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар –

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

-И что же это за чудесный цветок? (ромашка) (показ)

-Ребята, а как называются все эти растения? (ответы детей)

-Почему они так называются?

-Ребята, издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

-Давайте и мы побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

-Посмотрите на это растение (показ). Его можно встретить на лугах и лесных опушках.

-Называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья, теперь понятно,  почему оно так называется?

-Да, каждый лист состоит из множества крохотных листочков с ажурными краями. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений и для улучшения аппетита.

- Ребята, чем хорошо лечить разбитые колени? (показ)

-Правильно, это подорожник.

-Почему это растение так называется?

Да, ребята, мы иногда топчем его, но оно плотнее прижимается к земле, листья его упругие, с прочными жилками. Вот и не боится подорожник  вытаптывания.

-Вы знаете, как пользоваться подорожником? Сейчас много лекарственных средств можно купить в аптеке, а раньше люди использовали для лечения травы. Например, лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

-Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется? (показ)

-Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Растолченные листья крапивы очищают раны, останавливают кровь. Крапива хорошо укрепляет волосы, в магазинах можно увидеть крапивный шампунь.

-А вот и еще одно лекарственное растение (показ).

-Как оно называется? (ромашка).

-Если заболит горло, то лучший доктор – отвар ромашки.

-А теперь посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется? (показ)

-Это бессмертник. С давних пор растение это используют в лекарственных целях.

-Из него изготавливали «грудной чай», лечили больную печень. Порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны.

-Ребята, все эти растения можно встретить в нашем краю.

Физминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки              Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки.             Повторить хлопки еще раз.                         

На ногах сапожки,                Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки.                Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись,    Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись.           Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные,               Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные.          Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

В сарафанах наших пестрых                  Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз  

Вы похожи словно сестры.                    

Ладушки, ладушки,                        Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки.               Хлопок по парте, повторить еще раз.

 А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.) 

Игровое упражнение «Какого растения не стало?»

А теперь я вам предлагаю на своих местах нарисовать лекарственные растения. Кто-то нарисует ромашку лекарственную, а кто-то одуванчик, не забывайте и о бессмертнике с крапивой и подорожником. Приступаем к работе. ( Если будут затруднения, воспитатель помогает ) В конце занятия мы рассмотрим с вами нашу лекарственную аптеку.

-Вот и закончилось наше путешествие в царство лекарственных растений.

-С какими же растениями мы сегодня познакомились? (ответы детей)



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Олимпийские игры» 

Цель:  Формировать у детей представления об Олимпийских играх. 

Задачи: 
- дать представления детям об Олимпийских играх как о мирном соревновании, с целью физического мастерства людей, в котором участвуют народы всего мира; 
- закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта; 
-  способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через конкретные примеры;

- воспитывать желание заниматься спортом. 

Материал: картинки с изображение различных видов спорта, листы бумаги, карандаши. 

Предварительная
работа:  Просмотр презентации «История олимпийских игр», чтение художественной литературы на спортивную тематику, рассматривание иллюстраций,
б
еседы о спорте, чтение стихов, загадывание загадок, рисование символа Олимпиады - Олимпийских колец. 

Ход НОД: 
- Ребята, мы с вами отправляемся сегодня на экскурсию по следам спортсменов. Лыжники оставляют след на снегу в две полосы, фигуристы – узоры на льду, хоккеисты – удар в ворота. Это все – спорт.
А вы знаете, что  такое спорт? (Ответы детей)
Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования, достижения высоких результатов, желание победить. 
- Л
юди, которые занимаются спортом, как они называются? (Спортсмены). 
- Правильно, люди, которые занимаются спортом, называются спортсменами. А что же нужно делать, чтобы стать спортсменом? ( Надо делать зарядку, заниматься физкультурой). 
- Да, нужно заниматься физкультурой, закаляться, по утрам делать зарядку. Поэтому мы с вами каждое утро занимаемся зарядкой, чтобы стать сильными и здоровыми как настоящие спортсмены. 
- Скажите, для чего проводятся соревнования между спортсменами?
(
Чтобы узнать, кто среди спортсменов самый сильный, ловкий, быстрый). 
Воспитатель читает детям стихотворение: 
Что такое Олимпиада? 
Это честный спортивный бой! 
В ней участвовать – это награда! 
Победить же может любой! 

На олимпиаду приезжают спортсмены всех стран мира. В 2014 году состоялась олимпиада в России в городе Сочи. Ребята, может кто - то из вас знает, что это за Олимпийские игры?  (это главные спортивные соревнования лучших спортсменов).

Игровое упражнение «Собери картинку».

Детям предлагается выложить из фрагментов

картинку с изображением видов спорта.

- Родина Олимпийских игр – Древняя Греция. В первый день спортсмены приходили в храм в Олимпию, там они зажигали от солнечного луча священный огонь, и давали клятву – бороться честно. Эта традиция сохранилась и до наших дней. 
В день открытия Олимпиады
поднимают белый флаг с изображением пяти колец. Кольца на Олимпийском флаге отражают символ пяти континентов. Так открываются Олимпийские игры. Символ Олимпиады – пять цветных сплетенных колец, обозначает дружбу и единство в Олимпийском движении, между всеми континентами Земли: 
Европа (голубой цвет), 
Азия (желтый цвет), 
Африка (черный цвет), 
Австралия (зелёный цвет), 
Америка (красный цвет).            (Просматривание картинок и иллюстраций) 

В течение нескольких дней спортсмены со всего мира, соревнуются в различных видах спорта. 
А теперь мы с вами превратимся в знаменитых спортсменов и покажем их движения.
Ребята, покажите как играют в футбол (дети показывают движения, как играет футболист; так каждый вид спорт, говорят и показывают - хоккей, гимнастика, бокс, волейбол, теннис, биатлон, плавание, фигурное катание, лыжи, конный спорт, конькобежный спорт, шахматы, баскетбол, лёгкая атлетика (бег, прыжки, метание, ходьба).

(Демонстрация картинок всех видов спорта). 

- Кто из вас знает, как награждают лучших спортсменов? (медалями, грамотами, дипломами, подарками). 
- Правильно, а какие медали бывают? Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает детям 
«Золотые», «Серебряные», «Бронзовые». Как вы думаете «Золотую медаль вручают за какое место? (Золотую медаль вручают, за первое место, за второе – Серебряную, а Бронзовую за третье место).

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка:

Я спортсменом стать хочу,                                                                                                          На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду. 
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.


Ребята, случайно спортсмены перепутали свой инвентарь. Давайте поможем им найти свои предметы. (Дети подбирают соответствующие картинки и прикладывают к спортсмену).
• Лыжи нужны… (лыжнику) . 
• Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту).
• Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) . 
• Клюшка и шайба нужны (хоккеисту). 
• Ракетка нужна (теннисисту).
-Молодцы ребята! Хорошо справились.

Загадки про спорт 

1) Он бывает баскетбольный, 

Волейбольный и футбольный. 

С ним играют во дворе, 

Интересно с ним в игре. 

Скачет, скачет, скачет, скачет! 

Ну конечно, это. (мячик) 

2) Соберем команду в школе 

И найдем большое поле. 

Пробиваем угловой - 

Забиваем головой! 

И в воротах пятый гол! 

Очень любим мы. (футбол) 

3) Воздух режет ловко-ловко, 

Палка справа, слева палка, 

Ну а между них веревка. 

Это длинная. (скакалка) 

4) Мы физически активны, 

С ним мы станем быстры, сильны. 

Закаляет нам натуру, 

Укрепит мускулатуру. 

Не нужны конфеты, торт, 

Нужен нам один лишь. (спорт) 

5) Мяч в кольце! Команде гол! 

Мы играем в. (баскетбол) 

6) Две дощечки на ногах 

И две палочки в руках. 

Если мы дощечки смажем - 

Снежный экстра-класс покажем! 

Зимние рекорды ближе 

Тем, кто очень любит (лыжи) 

7) На Олимпе в древнем мире 

Греки поднимали гири, 

Состязались в беге, силе, 

Тяжести переносили. 

И дарила им награды 
 (олимпиада) 

8) Мы не только летом рады 

Встретиться с олимпиадой. 

Можем видеть лишь зимой 

Слалом, биатлон, бобслей, 

На площадке ледяной - 

Увлекательный. (хоккей) 

8) И мальчишки, и девчонки 

Очень любят нас зимой, 

Режут лед узором тонким, 

Не хотят идти домой. 

Мы изящны и легки, 

Мы - фигурные. (коньки) 

9) В честной драке я не струшу, 

Защищу двоих сестер. 

Бью на тренировке грушу, 

Потому что я. (боксер) 

10) Вот спортсмены на коньках 

Упражняются в прыжках. 

И сверкает лед искристо. 

Те спортсмены -. (фигуристы) 

11) Болеть мне некогда, друзья, 

В футбол, хоккей играю я. 

И очень я собою горд, 

Что дарит мне здоровье (спорт) 

12) И мальчишки, и девчонки 

Очень любят нас зимой, 

Режут лёд узором тонким, 

Не хотят идти домой. 

Мы изящны и легки, 

Мы – фигурные … (коньки) 

13) Чтобы здоровье было в порядке,

Не забывайте вы о (зарядке) 

14) Во дворе есть стадион, 

Только очень скользкий он. 

Чтобы там как ветер мчаться, 

На коньках учись кататься.   (каток) 

- Ребята, что вы сегодня узнали об олимпийских играх? 
- Какие виды спорта вам больше всего нравятся? 
-Что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (Ответы детей).

- Я предлагаю вам нарисовать себя – чемпиона.

 (Детям предлагается нарисовать себя, занимающимися спортом).



Предварительный просмотр:

Неделя «В здоровом теле – здоровый дух!»

День недели

Название мероприятия

Ответственные

Понедельник

«Путешествие по организму»

Утро:

Работа с детьми

- Оздоровительная гимнастика «Веселая зарядка для силачей» (Дыхательное, зрительное, пальчиковое упражнения, профилактика плоскостопия, упражнения для осанки) (приложения)

- Беседа на тему «Надо, надо умываться, закаляться!»

- Чтение художественной литературы:

Пословицы и поговорки о чистоте, порядке, здоровье

Г. Зайцев «Твои первые уроки здоровья»

К Чуковский «Мойдодыр»

-Д/и «Вредно – полезно» (глазу, уху, носу, легким, зубам, горлу»

- Просмотр презентации «Я и мое тело»

- Гимнастика для глаз «Лучик солнца» (приложения)

- НОД «Познаем свой организм» (приложения)

Вечер:

- Бодрящая гимнастика: комплекс №19 «Здравствуй, солнце, я – твой лучик!» (приложения)

- Разучивание стихотворения М. и С. Еремеевы «Перед сном и после сна»

- Просмотр мультфильма «Волшебный автобус. Репортаж с места болезни»

- Психогимнастика «Запретный номер» (приложения)

- Экспериментирование «Сколько воздуха в легких?»

- Дыхательная гимнастика «Насос» (приложения)

- продуктивная деятельность - создание макета «Человек»

Работа с родителями

Анкета «Здоровье моего ребенка»

Тест «Я и мой ребенок»

Консультация «Режим дошкольника»

Папки передвижки на тему «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни»

Муз. Руководитель

Воспитатель

Вторник

«Деревня чемпионов»

Утро:

Работа с детьми

- Оздоровительная гимнастика «Спортсмены»

(упражнения для осанки, профилактика плоскостопия, дыхательные упражнения)

- Беседа «Что нужно, чтобы стать чемпионом?»

- Составление повествовательного рассказа по дидактическим картам для ознакомления с окружающим миром на тему «Спорт»

- Чтение и обсуждение пословиц и поговорок на тему «Здоровье и спорт»

- Просмотр презентации «Олимпийские игры»

- Гимнастика для глаз «Самолет» (приложения)

- НОД «Олимпийские игры» (приложения)

- Музыкально - спортивное развлечение «Путешествие в Олимпийскую деревню»

-Психогимнастика «Конкурс лентяев» (приложения)

Вечер:

Бодрящая гимнастика – комплекс №2 «Спортсмены» (приложения)

Д/и «Отгадай по действию» (виды спорта)

Чтение художественной литературы Т. Кулакова «Мы все пришли на стадион»

Художественное творчество – лепка «На зарядку – становись!»

Работа с родителями

Картотека упражнений для релаксации детей. (приложения)

Папка передвижка «История Олимпийских игр»

Физ. Руководитель

Воспитатель

Среда

«Здоровое питание – залог здоровья»

Утро:

Работа с детьми

-Оздоровительная гимнастика, профилактика плоскостопия (ходьба по массажным коврикам)

-Точечный массаж – комплекс «Зимний» (приложения)

- Беседа на тему «Правила здорового питания», «Для чего мы едим»

- Рассматривание альбома «О пользе витаминов»

- Д/и «Лото – здоровый малыш»

- НОД «Питание, витамины для роста и здоровья» (приложения)

- Психогимнастика «Хвост дракона» (приложения)

- Художественное творчество – аппликация «Полезные и вредные продукты»

- Психогимнастика «Дружная семья» (приложения)

Вечер:

Бодрящая гимнастика – комплекс №10 «Поднимайся, детвора» (приложения)

Словесная игра «Повар и овощи»

Отгадывание загадок на тему «Продукты питания»

Создание коллажа «Хорошо – плохо»

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему нельзя попробовать снег?»

Работа с родителями

Картотека «Точечный массаж» (приложения)

Конкурс рецептов приготовления блюда «Самый вкусный и полезный салатик»

Муз. Руководитель

Воспитатель

Четверг

«Народные рецепты здоровья»

Утро:

Работа с детьми

- Оздоровительная гимнастика «По малину в сад пойдем» (профилактика плоскостопия – ходьба по массажным коврикам)

- Дыхательные упражнения со стихами Е. Антоновой – Чалой (приложения)

- Рассматривание картинок на тему «Народные забавы»

- Разучивание пословиц и поговорок о здоровье, обсуждение (приложения)

- Народная хороводная игра «Горошина»

- НОД «Рецепты здоровья. Лекарственные растения»

- Психогимнастика «Заколдованный ребенок» (приложения)

- Музыкально – спортивное развлечение «Народные подвижные игры»

Вечер:

Бодрящая гимнастика  - комплекс №20 «Голоса леса» (приложения)

Беседа на тему «Аптека на окне»

Чтение цикла стихов Кардашовой «Наш доктор»

Д/и «Во саду ли, в огороде», Лото «На лугу», «Витаминки в корзинке»

Художественное творчество – рисование с натуры «Герань такая разная» (сравнение: цветущая и лекарственная)

Пальчиковая гимнастика

Опытно – экспериментальная деятельность «Вкус и запах»

Работа с родителями

Папка передвижка «Лекарственные растения нашего региона»

Картотека подвижных игр на воздухе с детьми.

Создание каталога «Лекарственные растения»

Физ. Руководитель

Воспитатель

Пятница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....

День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность.   Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...

Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»

в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...

Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...

Тематический день здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

План проведения тематического дня здоровья, направленного на закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей...