Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский. «Каша- здоровье наше».
проект (старшая группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский.  «Каша- здоровье наше».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kasha-pishcha_nasha_alyabeva.docx168.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский.

«Каша- здоровье наше».

каша1.jpg                             каша2.jpg

Проект: «Каша- пища наша»

Автор проекта: Алябьева С.В.

Тип проекта: информационно-исследовательский, познавательно-игровой.

Продолжительность: краткосрочный

Возраст детей: средняя группа 4-5 лет

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Актуальность:

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик.

Каждому из нас с детства знакомы слова: "Сорока - ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала! Сколько из нас завидовало большому пальцу (или мизинцу, как у кого гнется), которому не приходилось есть на завтрак противную, ненавистную кашу... и совершенно напрасно! Каша не только полезна, но и замечательно вкусна. Она является обязательным и незаменимым продуктом детского питания. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания.

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источника пластического материала и энергии.

Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка.

Дома мы часто говорим детям: «Ешь больше каши, будешь здоровым». «Не будешь есть кашу, сил не будет». В детском саду дети часто оставляют почти полные тарелки с кашей после завтрака. Нами был разработан проект, направленный на сотрудничество детского сада и семьи по организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Каша – здоровье наше».

Цель проекта: формирование представления детей о каше, как полезном продукте на завтрак. Расширить представления детей о видах круп, каш.

Задачи: 

1. Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания.

2. Закреплять умения называть и различать крупы и каши.

3. В игровой форме познакомить как варить кашу.

4. Формировать интерес к произведениям художественной литературы о кашах (загадки, пословицы, поговорки, стихи, сказки).

5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

6. Развивать творческие возможности детей.

7. Учить навыкам поисковой деятельности (исследование круп: какие бывают, для чего нужны); научить узнавать крупы и каши, получаемые из них;

8. Повышать заинтересованность родителей к деятельности детей в детском саду, к здоровому питанию.

        Формы проведения: Занятие, беседа, самостоятельная деятельность детей, экскурсия на кухню, чтение художественной литературы, дидактические игры, игровые упражнения, презентация, просмотр мультфильмов, консультация для родителей.

Продукты реализации проекта:

  1. Выставка детских работ.
  2. Создание коллекции круп.
  3. Книга рецептов «Самая вкусная каша».
  4. Буклеты для родителей о пользе каш.

Ожидаемый результат:

Дети познакомятся с многообразием круп и каш, с их пользой для организма. Уметь различать и называть каши. Узнают об ингредиентах каши и как её варить. Будут формироваться начальные представления о правильном питании и в детском саду после завтрака будут оставаться пустые тарелки. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах организации правильного питания и воспитания ЗОЖ у детей- дошкольников

Реализация проекта.

1 этап. Мотивационный.

Задать вопрос детям:

  1. Почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?”
  2. Что было бы, если человек не ел кашу?
  3. Из каких круп готовят каши?
  4. Чем полезны каши?

Цель: заинтересовать детей по теме «Каша-пища наша».

  1. Подготовительный этап:

1.      Подбор информации по теме;

2.      Подбор иллюстрированного материала, игрового оборудования.

3.     Подключить родителей к поиску в помощи пополнения      развивающей    

среды в группе (подборку круп, демонстративного материала)

  1. Основной этап:

Коммуникативная деятельность: 

Беседы по теме:

«Как каша пришла к нам на стол?».

«Это удивительное молоко»

«Пейте дети молоко, будете здоровы»

«Мы о злаках вам расскажем, что у нас в полях растут»

«Кашу маслом не испортишь» с использованием презентации «Какие бывают крупы».

«Каша- пища наша».

Цели:

- узнать почему каша является обязательным и незаменимым продуктом питания ещё с давних времён;

- закрепление знаний у детей о крупах;

- формирование познавательного интереса;

- выявление знаний у детей о крупах и их использовании.

Экскурсия на кухню детского сада.

Цель: Узнать об ингредиентах каши и как правильно её варить.

         

Речевое развитие:

           

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про кашу.

Цель: Развитие памяти и мышления.

Чтение художественной литературы:

- Л.Толстой «О лягушке, которая попала в молоко»

- М. Бородицкая «Убежало молоко»

- русские народные сказки: «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Колосок»

- Д. Мамин - Сибиряк  «Притча о молочке и овсяной кашке»

- Н.Носов «Мишкина каша»

Цель: Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям

Рассказывание русской народной сказки

«Каша из топора» (с использованием картинок)

Цель: формирование связной речи; активизация словаря.

Познавательная деятельность:

Презентации:

- «Какие витамины спрятались в каше?»

- «Сельско - хозяйственные профессии»

Цели:

- формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания;

- знакомить с трудом людей с/х профессий.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

- «Магазин- отдел круп»

- «Столовая»

- «Повар»

- «Готовим завтрак»

- «Магазин молочных продуктов».

Цели:

- знать из чего варят кашу и развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре;

- побуждать к созданию игровой ситуации с использованием подобранных атрибутов;

- формирование социальных навыков общения; закрепление названия круп.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Узнай и назови крупу»

- «Скажи правильно название каши»

- «Узнай на ощупь»

- «Золушка»

Цель: развития умений работать в паре; мелкой моторики; аккуратности и усидчивости.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация (нетрадиционная)  «Веселые игрушки».

Цель: развитие мелкой моторики; развитие глазомера, развивать интерес к созданию поделок из природного материала.

Аппликация с элементами рисования. «Горшочек каши».

Цель: закреплять навыки работы с ножницами; развитие мелкой моторики рук.

Лепка модульная из колец «Горшочек для каши».

Цель: познакомить с новым способам лепки – из колец; показать возможность моделирования форм (расширение или сужение) за счет изменения длинны (колбасок)

Физическое развитие

Подвижные игры:

-«Горшки».

Цель: развивать у детей умения действовать по сигналу.

-«Бабка- Ёжка».

Цель: упражняться в беге, прыжках на одной ноге.

-«Курочка-хохлатка».

Цель: развивать у детей умение выполнять  движения по сигналу.

-Хороводная игра «Раз, два, три – горшочек кашу вари».

Цель: Узнать об ингредиентах каши.

-Игра – экспериментирование: «Разбери крупы»

Цель: Расширять знания о крупах, желание познавать новое.

-Игра – соревнование «Кто больше всех любит кашу?»

Цель: оставить после завтрака пустую тарелку.

 - Игра « Таинственный лабиринт».

Цель: Расширять знания детей о том, как тема каша освещена в фольклоре, развивать артистические способности детей, коммуникативные способности.

 

        Итог проекта:

-Дети узнали о пользе каши для детского организма.

-Познакомились с ингредиентами каши, с видами круп.

-С помощью игр узнали правильное название каш.

-У детей возникло желание « творить» отражать свои представления в изобразительной деятельности (каша «дружба» - дети использовали разные виды круп во процессе аппликации).   

В результате проекта ребята стали лучше завтракать и съедать кашу, которая не только вкусная, но и полезная.

Работа с родителями:

Цель:

  • Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.
  • Консультация для родителей «Основные принципы здорового питания» - расширить знания родителей о здоровом питании, пользе каш.
  • Оформление книги «Рецепты самой вкусной каши».
  • Помощь в оснащении  педагогического процесса.

Приложение 1

Про кашу в народе сложилось много пословиц и поговорок:

Хозяйка красна, а каша вкусна.

В семье и каша гуще.

Без каши обед не обед.

Каши сел да поел, так и ужин не нужен.

Кашку поел, словно шубку надел.

Борщ без каши вдовец, каша без борща вдова.

Где каша, там и наши, где щи да каша там и место наше.

Каши нет - щи больше лей.

Щи да каша  - пища наша.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной отец родной.

Сварил бы кашу, да куры крупу расклевали.

Поживи с наше да пожуй каши.

Русского мужика без каши не накормишь.

И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица.

Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

Кашу маслом не испортишь.

Каша - кормилица наша.

Горе наше гречневая каша: есть не хочется, а оставить жаль.

Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша на печи стоит.

Воду жалеть и кашу не сварить.

Любо брюху, что глаза кашу видят.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Кашу свари, да ещё в рот положи.

На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

Не наша еда орехи, каша наша еда.

Просо не посеешь, блин не испечёшь.

Кашу есть -  зубов не надо.

Мал бывал - кашу едал, а вырос - и сухари в честь.

Приложение 2

Загадки

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колос)

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких как я,

Будет целая семья. (зёрнышко)

В поле - метёлкой, в мешке - жемчугом. (пшеница)

Мала малышка - золотая кубышка. (просо)

Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)

Как во поле на кургане

Стоят девушки с серьгами. (овёс)

В поле серёжки на тоненьких ножках. (овёс)

Черна, мала крошка, соберут немножко. В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

 Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони- золотым зерном набит.(колос)

Не поле, а волнуется. (нива)

Что две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?  (рожь)

Лежит мужичок в золотом кафтане подпоясан, да не поясом. не поднимешь, так и не встанет. (сноп)

 Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

 Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (ответ: каша)

Приложение 3

Игра « Таинственный лабиринт».

Цель. Расширять знания детей о том, как тема каша освещена в фольклоре, развивать артистические способности детей, коммуникативные способности.

Оборудование. Карточки с вопросами, лист бумаги для рецепта и ручка.

Рекомендации. Игра « Таинственный лабиринт» представляет собой организационно-деятельную игру, состоящую из нескольких этапов. В игре участвуют команды по 5-6 человек. В начале игры выдаются схемы маршрутов, и каждая команда начинает движение по станциям. На каждой станции команду встречает ответственный, предлагает задание, оценивает.

Станция «Театральная».

Изобразить пантомимой:

1. Что чувствует человек, который берёт горячую кастрюлю руками.

2. Изобразить старушку, которая перебирает крупу.

Станция  «Поляна народной мудрости».

Участники должны показать свои знания пословиц.  Восстанови пословицу:

Щи да каша  -… (пища наша.).   Поживи с наше… (да пожуй каши.).  Русского мужика без… (каши не накормишь.).  Когда дрова горят,… (тогда и кашу варят.). Кашу маслом… (не испортишь.). Не страшен мороз, что на дворе трещит,… (когда гречневая каша на печи стоит.). Хороша кашка, …(да мала чашка.). Сам кашу заварил, …(сам и расхлёбывай.)

Станция «Волшебная лестница»

Чтобы подняться по этой волшебной лестнице, необходимо назвать десять блюд с названием каш.

Станция «Музыкальная шкатулка».

Спеть частушку.

Станция «Болото»

Перед вами «Болото», нужно его перейти, перескакивая с кочки на кочку на одной ноге. Если вы не удержались, то должны отгадать загадку.

Станция «Эстафета».

Каждый участник команды располагается на своей позиции и проходит свой этап:

1. Перебрать крупу (отделить рис и гречку).

2. Приготовить воду ( перенести ложкой воду из тарелки в стакан).

3 Накормить кашей (один участник сидит на стуле ,второй старается его накормить).

Станция «Кулинарная».

Каждая команда предлагает свой лучший рецепт каши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – игровая программа брей - ринг «Быть здоровыми хотим» (для детей и родителей старшей группы)

Учить детей заботиться о своём здоровье, формировать привычки здорового образа жизни....

Проект познавательно-игровой " Снежинка"

Эмоциональное состояние малыша   и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных проц...

Проект Познавательно- игровой « Как я мамочку люблю»

Эмоциональное состояние малыша   и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных проц...

Методическая разработка познавательно-игровой деятельности "Путешествие в город Здоровья"

Методическая разработка познавательно-игровой деятельности "Путешествие в город Здоровья"...

познавательно-игровое развлечени:Правила безопасности выполняй – здоровым, крепким вырастай!

данный  материал  содержит  игры,  способствующие  формированию  правил  безопасного  поведения  детей  в  окружающей  их  обстановке....

Проект познавательно-игровой "Если хочешь быть здоровым..." для детей младшей группы

Проект познавательно-игровой "Если хочешь быть здоровым..." для детей младшей группы...