Экспериментально – исследовательский проект в старшей группе «Солнце, воздух и вода – лучшие друзья»
проект (старшая, подготовительная группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

 В природе всё взаимосвязано: живая и неживая природа находятся в неразрывном единстве. Каждому живому организму для роста и развития необходимы солнце, воздух и вода. А так ли это? Для того, чтобы побудить детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области, а именно – свойства воды, воздуха и солнца, был разработан экспериментально – исследовательский проект «Солнце, воздух и вода – лучшие друзья», где дети участвовали в различных опытах и экспериментах. Благодаря этой деятельности у них развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы, воспитывается самостоятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная экспериментально – исследовательская деятельность в подготовительной группе

Тема: «Солнцевоздух и вода – лучшие друзья»

Участники проекта:

 Дети старшей разновозрастной группы «Солнечные лучики», воспитатели, родители.

Образовательная область: познавательное развитие

Наличие меж предметных связей: интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – исследовательский.

Продолжительность - 2 недели

Целеполагание: В природе всё взаимосвязано: живая и неживая природа находятся в неразрывном единстве. Каждому живому организму для роста и развития необходимы солнце, воздух и вода. А так ли это?

Гипотеза данного проекта базируется на предположении о том, что рациональное использование природных факторов благотворно влияет на жизнь и здоровье человека.

 Актуальность.

Не секрет, что любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. И для того, чтобы побудить детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области, а именно – свойства воды, воздуха и солнца, был разработан данный проект, где дети участвуют в различных опытах и экспериментах.
        В проекте участвуют не только все мальчики и девочки, а также их родители, он помогает закрепить знания у детей о свойствах неживой природы. Данный проект является актуальным, так как предоставляет широкие возможности для укрепления не только физического, психического, но  и социального здоровья воспитанников, так как очень важно научить ребенка думать не только о себе, но и о других, научить жить в гармонии с окружающими и с окружающим.
        Исследовательская деятельность в проекте - одно из самых интересных занятий у детей старшего возраста. Цель таких занятий познакомить со свойствами объектов неживой природы.

Экспериментальные опыты, которые используются, помогают ребёнку приобрести новые знания о признаках предметов, веществ (вода, песоквоздух и др.)  Опыты с песком, почвой, глиной помогают определить скрытые свойства веществ, глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы, воспитывается самостоятельность.

Цель: 

 Расширять знание детей о явлениях и свойствах неживой природы.

Приобщать детей к исследовательской деятельности, научить через эксперимент приходить к определённым выводам и обобщениям.

Задачи:

  1. Уточнить представление детей о значении солнцавоздуха и воды в жизни людей, растений, животных.
  2. Расширять представление о свойствах неживой природы (солнце, воздухвода).
  3. Развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие способности - наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
  4. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к окружающей среде. 
  5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Этапы проведения проекта.

1. Подготовительный этап.

-Подбор художественной литературы, скороговорок, считалок по теме исследования.
- Создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем. Выставка рисунков детей на тему 
«Солнцевоздух и вода».

-Подбор сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, иллюстраций по теме.

-Привлечение родителей к пополнению мини – лаборатории предметами для проведения экспериментов.

2.  Практический (3 – 4 неделя июня)

Исследуемые области

- День Солнца «Мы – солнечные лучики»

- День Воды «Праздник Волшебницы воды»

- День воздуха «Тайны воздушных шариков»

- День здоровья «Сильные, ловкие, умелые»

- День растений «Зеленое царство»

- День животных «Братья наши меньшие»

План работы

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

- Презентация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
-  Беседа – рассуждение о пользе и вреде природных факторов на организм живых существ.
- Исследовательская деятельность с растениями на огороде и цветниках «Роль воды и света в жизни растений»
- Опыты «Где комфортнее: на солнце или в тени», «Почему хочется пить?»
-  
Опыты с водой  «Свойства воды»
«Вода – жидкость», «Вода прозрачная», «Вода может изменить свой цвет», «Вода принимает форму», «Вода имеет вес», «Вода может склеивать», «Капнем капельку в муку», «Тонет – не тонет», «Фонтанчики», «Распылитель воды», «Почему птицы плавают в воде?» «Круговорот воды в природе».          

-
Опыты и эксперименты с солнечными лучами
«Свет и тень», «Театр теней», «Таинственные стекла»,
 «Знакомство с лупой»,  «Солнечные зайчики», «Что находится в зеркале»  

     
-
Опыты с воздухом
«Почувствуй воздух», «Воздух повсюду», «Воздух работает», «Почему летит ракета?», «Я вижу воздух», «Лови воздух», «Возникновение звука»
 «Ветер по морю гуляет», «Ветер и семена», «Ветряные мельницы», «Пугало»  

       
- Исследование «Условия для жизни растений»
- Экскурсия в городской парк: «Дыхание растений», «Солнечный свет в жизни растения», «Тепло в жизни растений», «Где растению лучше жить», «Как расселяются растения?»,  «Вслед за солнцем»        

Д/ и «Хорошо-плохо» Д/и «Вредно – не вредно». Д/и «Свет бывает разный». Закрепить представление о том, какая еда полезная, какая вредная для организма

- Экскурсия в краеведческий музей «Животные нашего края»

Социально-коммуникативное развитие

С/р игра «Скорая помощь», «На приёме у врача», «Мы - ученые»
- Драматизация сказки «У солнышка в гостях».
- Практическая деятельность по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
- Беседа «Как вести себя в природных условиях»,
 «Как люди в старину определяли время?» (по солнцу, растениям, петухам и т. д.)
- Д/и «Как вырасти здоровым»
 Коммуникативная игра. Ситуация «Что я видел красивого», «Радость делиться красотой».

Речевое развитие

- Чтение и заучивание стихов о воде, воздухе, солнце.
- Отгадывание загадок, обсуждение пословиц.
- Упражнение на развитие дыхания «Кораблик»
- Логоритмическое упражнение: «Солнце, солнце море света»
- Пальчиковые игры
- Чтение художественной литературы: М. Зощенко «Великие путешественники»,
 М. Пришвин «Золотой луг», В. Лебедев – Кумач «Закаляйся», М. Пришвин. Сказка – быль. «Кладовая солнца», Н. Григорьева «После дождя».

Физическое развитие

Закаливание: контрастное обливание ног, умывание прохладной водой.
- «Дорожка здоровья» ежедневно, после дневного сна в течение 5-7 мин.
- Игры с водой и песком ежедневно, на утренней и вечерней прогулке
- Воздушные ванны ежедневно, на утренней и вечерней прогулке;
- Сон с доступом свежего воздуха
- Солнечные ванны при наличии головного убора
- Стопотерапия, босохождение (по полу веранды, по песку, траве, земле) в сухую погоду, на утренней прогулке, начиная с 5 мин постепенно доводя время хождения до 60-90 мин

Подвижные игры: «Солнечный зайчик», «Море, река», «На шоссе». «Волк во рву»«С кочки на кочку», «Мы – весёлые ребята», «Попади в цель» 

Художественно-эстетическое развитие

- Аппликация «Солнышко»
- Изготовление поделки «Кораблик» из бросового материала
- Рисование на мокром песке, на асфальте водой «Светит солнышко с утра»
- Раскрашивание умных раскрасок с изображением воды и солнца.
- Прослушивание и заучивание детских песенок «Я на солнышке лежу», «Светит солнышко», «Выглянуло солнышко, светит на лугу»
- Просмотр мультфильма «Львёнок и черепаха»

- проведение экологического праздника «Три клада у природы»

Взаимодействие с родителями

- Участие в экологического конкурса поделок из бытового бросового материала «Чудеса для детей из ненужных вещей»

- Наблюдение за состоянием растений при сильном воздействии солнца и ветра.

Ожидаемый результат.

-У детей формируется начальное представление о здоровом образе жизни.

- углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы.

- появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

-Детско-родительские отношения будут носить партнёрский характер в совместной творческой деятельности. 

- Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей. Каждый участник проявляет инициативу.

Приобретение родителями базовых знаний о поддержании и укреплении здоровья в семье. Повышение роли семьи в формировании здорового образа жизни 

Перспективы

- Пополнить картотеку художественного слова по исследуемой теме.

- Распространить опыт работы в другие возрастные группы.

- Использовать новые формы работы с детьми и родителями по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Летний спортивный праздник для детей старшей группы: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ».

Создать у детей радостное, бодрое настроение. Приобщать детей к спортивным играм, воспитывать желание играть в спортивные игры на открытом воздухе....

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наш...

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешни...

Спортивное развлечение в старшей группе «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Программное содержание:  продолжать развивать навыки в основных видах движений;стимулировать функциональные возможности каждого ребенка, активизировать детскую самостоятельность....

Сценарий физкультурного развлечения в старшей группе «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

данный конспект напрвлен на развитие двигательной активности детей...

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»...