Консультация для родителей «Подвижные игры для детей дошкольного возраста» 2015 г.
консультация

Белозёрова Людмила Николаевна

Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

Консультация для родителей

 «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Инструктор по физической культуре

Высшей квалификационной категории

Белозёрова Людмила Николаевна

Электросталь, 2015 г.

Содержание:

1. Значение подвижных игр в развитии детей дошкольного

        возраста.

2. Руководство подвижной игрой.

3. Подбор игр.

4. Создание условий для проведения подвижных игр.

5. Подвижные игры для детей:

  • Игры с бегом
  • Игры с прыжками
  • Игры малой подвижности

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – это период, когда ребенок быстро растет и развивается, овладевает знаниями. Важно помочь ребенку научиться  воспринимать  окружающие его предметы и явления.

Ведущее место в развитии двигательных навыков и умений у детей принадлежит игре. Среди всего многообразия игр особо следует выделить подвижные игры.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки ориентации в пространстве. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Е.А. Аркин указывает на то, что «игра как никакая другая деятельность способна организовать все силы ребенка, наполнить его существо яркими эмоциями и таким образом в одно время заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма».

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, пополняют их словарный запас, совершенствуют психические процессы. В играх используются основные виды движения: ходьба, бег, метание, лазанье, равновесие, а также упражнения для развития мышц плечевого пояса, мышц верхних и нижних конечностей.

Подвижные игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, плавность, точность движений, четкость  построения – все это вызывает у детей чувство удовлетворения и содействует пониманию прекрасного.

Для детей 2-3 лет подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи. В игре создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры – игры коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить место в колонне, в кругу, не мешая другим и т.д.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. Дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, развить внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Сюжетные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям познакомиться с предметами и явлениями окружающего мира, с повадками и особенностями движений различных животных. Особенностью игр с сюжетом является выполнение детьми роли водящего – кота, мышки, собачки и других. Движения детей носят имитационный характер, они изображают птичек, зайчиков и так далее. В сюжетных играх дети непосредственны, перевоплощаются в персонажей. Это радует детей, воспитывает уверенность в своих силах.

Руководство подвижной игрой

Дети очень любят играть в подвижные игры, но они не могут организовать игру самостоятельно. Руководство подвижными играми осуществляется путем показа, а также посредством словесного описания, объяснений и указаний.

Педагог является активным участником игр: выполняет роль ведущего (читает текст, который служит сигналом к началу и окончанию движений, например, «Пузырь») и одновременно действует вместе с детьми, являясь образцом для подражания.

Объяснять игру малышами игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса подчеркнуть характерные черты игрового персонажа. Например, о зайчиках, птичках говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, - низким голосом.

Очень важно, чтобы педагог был в игре не только исполнителем главной роли, но и просто участником (птичкой, зайчиком и т.д.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон педагога … малышей, им передается его радостное настроение.

Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

На протяжении всей игры педагог поддерживает интерес детей к ней, внимательно следит за их действиями и выполнением правил, поощряет самостоятельность и инициативу, активность.

Подбор игр

  1. Подвижные игры должны соответствовать:
  • содержанию игровых действий, правил;
  • возрастным особенностям детей, их умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
  1. В работе с малышами целесообразно использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной дорожке», «Поезд» и др.).
  2. Игровые образы должны быть понятны и интересны детям (кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими детьми.
  3. Систематическое выполнение подвижных игр, каждое их которых основано на каком-либо движении, способствует укреплению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр способствует развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию организованности, развитию умения подчинять свои действия общим для всех правилам.

Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 раза подряд. В дальнейшем чередовать их с другими играми, используя для повторения их различные варианты.

 Создание условий для подвижных игр

Для проведения игр и игровых упражнений желательно иметь достаточное количество различных пособий и игрушек: флажки, погремушки, шарики, цветные ленты, скакалки, шнуры длинные и короткие, кружки, ведерки, крышки от пластиковых бутылок. Все это позволяет разнообразить игры и игровые упражнения, изменить условия выполнения двигательных заданий в них.

Для проведения сюжетных подвижных игр детям, исполняющим роль водящего (кота, медведя, волка, лисы и т.д.),  предлагают шапочки, элементы костюма персонажа.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИГРЫ С БЕГОМ

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

        Цель: совершенствовать бег. Учить согласовывать действия с текстом игры. Развивать выдержку.

        Ход игры: Педагог рассказывает: «На одной стороне опушки леса живет медведь. (Вначале эту роль выполняет взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, то на роль медведя выбирается ребенок.) На противоположной стороне живут дети.

        Предлагает пойти погулять, грибы, ягоды пособирать. Дети «идут в лес» и имитируют сбор ягод, грибов.

        Педагог:        У медведя во бору,

                        Грибы, ягоды беру,

                        А медведь сидит

                        И на нас рычит.

        Когда  педагог  произнесет последние слова текста, «медведь» выходит из берлоги и рычит. Дети убегают.

2-ой вариант игры (для детей 4-го года жизни):

                        Как-то мы в лесу гуляли

                        И медведя увидали,

                        Он под елкою лежит,

                        Растянулся и храпит.

                        Мы вокруг него ходили,

                        Косолапого будили:

                        Ну-ка, мишенька, вставай

                        И скорей нас догоняй!

ПЧЕЛКИ И МЕДВЕДЬ

        Цель: развивать бег, умение подражать. Учить согласовывать действия с текстом. Вызывать удовольствие от общения со взрослым и сверстниками.

        Ход игры:  Дети изображают пчел: «летают» по поляне, размахивают руками («крылышками»), жужжат.

        Появляется медведь. (Роль выполняет взрослый.)

        Педагог:         Мишка идет,

                        Мед у пчелок унесет,

                        Пчелки, домой!

        Пчелки возвращаются в «улей» (определенное место в комнате). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети и педагог произносят вместе:

                Этот улей – домик наш,

                Уходи, медведь, от нас.

                Ж – ж – ж – ж.

        «Пчелки» машут «крылышками», жужжат. Медведь уходит, а «пчелки» опять летают по поляне.

ПОГЛАДЬ МИШКУ

        Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, менять направление движения, бегать не наталкиваясь друг на друга.

        Ход игры. Дети поднимаются на горку (высотой 30 см, длина 2,5 м), гладят сидящего на горке мишку и спускаются на слова педагога:

                                Много нашей детворы

                                Ходит к Мишеньке с горы.

                                Мы к медведю побежим,

                                Зарычит – мы убежим.

        Дети бегут к медведю и по сигналу: «р-р-р» все убегают.

МЕДВЕДЬ И ДОБРЫЕ ЗАЙЧАТА

        Цель. Обогащать двигательный опыт детей (прыжки, бег). Побуждать к активным самостоятельным действиям. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками. Воспитывать сочувствие и доброжелательность.

        Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчат (по количеству играющих), шапочка медведя или медведь-игрушка, кубы высотой 10-15 см, стул, ширма, бочонок с медом.

        Ход игры. Воспитатель (достает шапочку или эмблему зайчика). Чья это шапочка?

                Выслушав ответы, уточняет, как зайчик прыгает, держит лапки, грызет морковку и т.п. Дети показывают перечисленный действия и надевают шапочки. Затем воспитатель предлагает: «Давайте поиграем в игру «Медведь и добрый зайчата». Вы будете маленькими добрыми зайчатами, а я вашей мамой-зайчихой». Медведь (игрушка или взрослый) располагается в «Берлоге» (на стуле в углу групповой комнаты).

                Зайчиха-мама приглашает зайчат пойти погулять на лесную поляну, где растут невысокие «пенечки» (кубы 10-15 см). Зайчата бегают, прыгают по поляне, влезают на «пеньки», спрыгивают с них и т.п. Зайчиха-мама хвалит их за ловкость, смелость. Побуждает к самостоятельным действиям малоактивных: «Зайка Сереженька, как ты поднимаешься на пенечек? Вот молодец, а теперь спрыгни с него. Смелый зайчик! И т.д.

                Раздается рычание медведя. Он (взрослый в шапочке или с игрушкой) выходит из берлоги и идет на поляну.

                Воспитатель.

                                Мишка бурый,

                                Мишка бурый,

                                Отчего такой ты хмурый?

                Медведь.

                                Я медком не угостился,

                                Вот на всех и рассердился.

                Мама-зайчиха спрашивает зайчат: « Как мы можем развеселить мишку?» Зайчата предлагают угостить его медом (приносят бочонок). Медведь «лакомится медом» и благодарит: «Спасибо вам, зайчата, вы добрые, угостили меня медком, вот я и повеселел. Теперь могу с вами поиграть в жмурки. Я завяжу глаза и буду вас ловить, а вы от меня убегайте.»

                Во время игры педагог побуждает детей к активным действиям? «Какие ловкие зайчата. Мишка никак не может вас поймать».

                Когда дети устанут, воспитатель предлагает «зайчатам» потихоньку, чтобы медведь не услышал, спрятаться за ширмой. Медведь снимает повязку и удивляется: «Где зайчата?» Ищет и находит их за ширмой: «Вот вы где, зайчишки-плутишки!» Воспитатель хвалит детей за ловкость, доброту, самостоятельность.

САМОЛЕТЫ

        Цель:  упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

        Ход игры. Дети «самолетики» сидят в кругу, произносят слова:

                Самолеты заведем,

                Крылья в стороны разведем,

                Тихо быстро полетели

                И на землю снова сели.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

ОГУРЕЧИК

        Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом быстро менять направление движения, стараясь не попадаться водящему и не толкаясь.

        Ход игры. Водящий «мышонок» сидит на противоположной стороне зала. Играющие идут к мышке со словами:

                                Огуречик, огуречик,

                                Не ходи на тот конечик.

                                Там мышка живет,

                                Тебе хвостик отгрызет.

        С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит детей.

ЛИСА И ЦЫПЛЯТА

        Цель. Учить детей ходить и бегать в определенном направлении, действовать по сигналу. Развивать умение подражать.

        Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением цыплят (по количеству играющих), шапочка лисы, скамейка, веревочка.

        Ход игры. Воспитатель раздает шапочки или эмблемы и предлагает поиграть в игру «Лиса и цыплята». Объясняет, что домик цыплят находится за чертой, обозначенной на полу. По сигналу «Цып, цып, цып, малые цыплятки, бегите все гулять», дети выбегают на середину комнаты и изображают цыплят: машут крылышками, клюют зернышки, бегают, пищат и т.д.

                Неожиданно воспитатель предупреждает: «Из-за куста смотрит хитрая лиса». Цыплята должны прекратить действия и по сигналу «Мы лису обхитрим, тихо, тихо убежим» спрятать в домике.

                Появляется лиса (взрослый или ребенок старшей группы(, осматривается, прихорашивается и говорит: «Ох, как мне хочется цыпленочка съесть!».

                Воспитатель. Хоть ты, Лиса,  и хитрая, а цыплята тебя перехитрили.

                Лиса уходит.

КОТ ВАСЬКА И МЫШИ

        Цель: Учить детей бегать на носочках, подражая мышка. Действовать по сигналу, различать форму предмета. Развивать выдержку. Вызывать положительные эмоции от совместных действий.

        Ход игры: Дети-мышки сидят в норках разной формы (круг, треугольник, прямоугольник). Кот Васька (взрослый или старший ребенок) прогуливается перед ними, нюхает, мяукает.

        Педагог и дети (поют или говорят):

                Ходит Васька беленький,

                Хвост у Васьки серенький.

                А бежит – стрелой,

                А бежит – стрелой.

        Кот Васька бежит и садится на стул, стоящий в конце групповой комнаты.

        Педагог и дети:

                Глазки закрываются,

                Спит иль притворяется?

                Зубы у кота –

                Острая игла.

        Педагог  подходит к коту, смотрит, спит ли он, и приглашает мышек погулять. Дети подбегают к стулу, на котором сидит кот, и скребут по нему.

        Педагог:

                Только мыши заскребут,

                Серый Васька тут как тут.

                Всех поймает он!

        Мышки убегают в свою норку, а кот догоняет их.

НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА

        Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Ход игры. Выбирается водящий – он «кот», все остальные участники «мыши». Кот садится на бревнышко. Ведущий говорит:

                Мышки, мышки, выходите,

                Порезвитесь, попляшите,

                Выходите поскорей,

                Спит усатый кот-злодей.

        Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:

                Тра-та-та, тра-та-та

                Не боимся мы кота.

КОТ И ВОРОБУШКИ

        Цель: учить детей мягко бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего.

        Ход игры. «Кот» располагается на одной стороне зала, а «воробышки» - на другой. Дети «воробышки» приближаются к «коту» вместе с педагогом, который произносит:                        Котя, котенька, коток,

                        Котя – серенький хвосток,

                        Он на бревнышке лежит,

                        Притворился, будто спит.

        На слова «Будто спит» «кот» восклицает: «Мяу!» и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него за черту.

КОШКА И МЫШКИ

        Цель: упражнять детей в подлезании (или пролезании), умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

        Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (8-10) в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или на лужайке на ребро ставят гимнастическую лестницу или натягивают шнур. С одной стороны отгороженного пространства – домик мышек. Выбирают кошку. Она садится на стул или пенек. Мышки сидят в норках, за лестницей. Педагог говорит:

                        Кошка мышек сторожит,

                        Притворилась, будто спит.

        Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и бегают. Через некоторое время педагог говорит:

                        Тише, мышки, не шумите,

                        Кошку вы не разбудите…

        Кошка слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» - и ловит мышей, они бегут в свои норки (не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале поручается наиболее активному ребенку, затем к этой роли привлекаются и другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

2-ой вариант игры:

                        Мышка вылезла из норки,

                        Мышка очень хочет есть,

                        Нет ли где засохшей корки,

                        Может, в кухне корка есть?

                        А на кухне возле шкафа

                        Видит мышка – чья-то лапа.

                        Лапа пестрая,

                        Когти острые.

                        Эй, мышка, не зевай:

                        Поскорее убегай!

                        Убегай из этих мест,

                        А то кошка съест.

КУРОЧКА – ХОХЛАТКА

        Цель:  Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием от водящего.

        Ход игры. Педагог ходит с детьми по площадке со словами:

                Вышла курочка-хохлатка,

                С нею вместе цыплятки,

                Квохчет курочка: «Ко-ко,

                Не ходите далеко».

Появляется кошка (эту роль выполняет один из детей), педагог продолжает слова:

                На скамейке у окошка

                Улеглась и дремлет кошка…

                Кошка глазки открывает

                И цыпляток догоняет.

Кошка встает и бежит за цыплятами, которые убегают в противоположную сторону – в дом. Педагог защищает цыплят, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят!».

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ

        Цель: учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную. Побуждать к самостоятельным действиям. Воспитывать внимание.

        Ход игры: Дети встают на невысокие предметы (куб, брусок высотой 5-10 см), расположенные на одной стороне групповой комнаты или площадки (изображают птичек в гнездах).

        Педагог: На улице светит солнце, птички вылетают из гнезд, ищут зернышки.

        Дети спрыгивают с кубов, бегают по комнате, машут «крыльями», «клюют» зернышки. Педагог подбадривает детей, поощряет активных, следит за правильным выполнением движений.

        По сигналу «Дождь пошел!», «птички» возвращаются в гнезда.

        Когда дети освоят спрыгивание с предметов, можно усложнить задание: птички должны спрыгнуть в ограниченное пространство, например в круг, нарисованный рядом с кубом.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

        Цель:  шагать ритмично по кругу, не сужая его, не заходя в середину; убегать в отведенное место; вставать в круг с помощью педагога, выполнять движения в соответствии с текстом.

        Ход игры. Дети встают по кругу.

«Смотрит солнышко в окошка,

Светит в нашу комнатку».

«Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Идут по кругу.

Хлопают стоя на месте.

Ритмично притопывают на месте

Ритмично хлопают в ладоши.

        На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

        Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать действовать по сигналу педагога.

        Ход игры:

                Солнышко, солнышко,

                Посвети немножечко.

                Выйдут детки погулять

                Будут бегать и играть.

Дети бегают, прыгают. На слова «Дождик идет», дети прячутся под зонт.

ДОЖДИК

        Цель: Повышать двигательную активность, вызывать положительные эмоции от совместных действий. Развивать внимание.

        Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре.

Педагог:                        Дождик, дождик,

                        Хватит лить.

                        Сидят дома деточки,

                        Словно птички в клеточке.

                        Солнышко, солнышко,

                        Посвети немножко,

                        Выйдут детки погулять,

                        Станут бегать и играть.        

Дети встают, бегают по комнате; прыгают, хлопают в ладоши, делают «пружинку» (приседают) и т.д. Педагог поощряет их действия, следит,  чтобы они не перевозбудились, и своевременно дает сигнал: «Дождик!» Для детей трех лет звуковой сигнал можно заменить зрительным, например, открыть зонтик. Все бегут к стульчикам и садятся.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

        Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

        Ход игры. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а педагог  в это время произносит:

                Вот лежит лохматый пес,

                В лапы свой уткнувши нос,

                Тихо, смирно он лежит,

                Не то дремлет, не то спит.

                Подойдем к нему, разбудим,

                И посмотри: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только педагог заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Деи разбегаются, пес гонится и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

        Указания к проведению. Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Педагог следит за тем, чтобы дети не трогали пси при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ СИДИТ

        Цель:  приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, легко подпрыгивать на двух ногах.

Ход игры. Дети становятся полукругом перед педагогом и все вместе произносят:

                        Зайка серый умывается,

                        Зайка в гости собирается,

                        Вымыл носик, вымыл хвостик,

                        Вымыл ухо, вытер сухо.

                В соответствии с текстом малыши выполняют движения, а затем прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед,- «направляются в гости».

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ СИДИТ (второй вариант игры).

                Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети с педагогом говорят слова:

                                Зайка ходит в гости к людям.

                                Мы с ним вместе мыться будем.

                                Зайка вымыл рот и уши,

                                Он хороший, он послушный.                

                                Он помоет также лапки,

                                Оботрет их чистой тряпкой.                

                                Одевается, скок, скок –

                                В гости мчится со всех ног.

                Дети вместе с зайкой проделывают все движения в соответствии с текстом.

ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ

        Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

        Ход игры. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Педагог  говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около педагога и приседают на корточки.

        Педагог  произносит текст:

                Зайка беленький сидит

                И ушами шевелит.

                Вот так, вот так

                Он ушами шевелит.

        Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

                Зайке холодно сидеть,

                Надо лапочки погреть.

                Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

                Надо лапочки погреть.

        Со слов «скок-скок» и до конца фразу дети хлопают в ладоши.

                Зайке холодно стоять,

                Надо зайке поскакать,

                Скок-скок, скок-скок,

                Надо зайке поскакать.

        Со слов «скок-скок» и до конца фразу дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

                Кто-то (или мишка) зайку испугал,

                Зайка прыг… и ускакал.

        Педагог  показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.

        Указания к проведению:  Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

        Цель: Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

        Ход игры. Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу педагога: «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

        В игре можно использовать небольшой текст:

                                Зайки скачут: скок, скок, скок,

                На зеленый на лужок.

                Травку щиплют, кушают,

                Осторожно слушают,

                Не идет ли волк?

        Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

        Указания к проведению. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет педагог, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.

ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧАТА

        Цель:  Упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость. Побуждать к самостоятельности. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

        Материал: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчат; шапочка волка.

        Ход игры: Педагог рассказывает, что в лесу живут веселые зайчики с мамой-зайчихой и серый волк, который хочет их поймать. Затем предлагает поиграть: «Вы будете веселый зайчата, а я ваша мама-зайчиха. Зайчата живут в домиках».

        Раздает шапочки или эмблемы и показывает на круги (домики), которые нарисованы на полу (по количеству играющих). Каждый зайчонок занимает свой домик.

        Педагог:                        Маленькие домики в лесу гостом стоят.

                        Беленькие зайчики в домиках сидят.

        Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображая зайчат.

        Педагог:                        Мама-зайчиха по лесу бежала,

                        Лапкой в окошко ко всем постучала.

        Педагог подходит к каждому домику, стучит и приговаривает: «Тук-тук, зайчата, пойдемте гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять». Зайчата выбегают из своих домиков, прыгают, бегают, резвятся, пока не появляется волк (взрослый или ребенок старшей группы). Он выходит на поляну и говорит: «Ой, сколько зайчат! Какие они веселые. Сейчас я их поймаю». Зайчата убегают. Волк сокрушается: «ой, как зайчата быстро бегают. Никак мне их не догнать».

        Игра повторяется несколько раз.

        Затем мама-зайчиха просит волка: «Не лови моих зайчат. Посмотри, какие они веселые. Лучше поиграй с ними. Дети прыгают, резвятся с волком.

        Вариант 1. Игра усложняется: на стойках натягивают веревку на высоте 30-35 сам от пола, за веревкой находятся домики зайчат. Чтобы попасть «домой», надо подлезть под веревкой.

        Вариант 2. Веревка натягивается на высоте 20-25 см от пола. Зайчата должны перешагнуть ее, выходя из домика.

        Вариант 3. Домики могут иметь разную форму или цвет. Зайчата должны запомнить, какой у них домик.

ЛОШАДКИ

        Цель: Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

        Ход игры. Дети распределяются в пары по желанию: один 0 лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно.

                        Цок! Цок! Цок! Цок!

                        Я лошадка серый бок.

                        Я копытцами стучу,

                        Если хочешь, прокачу.

                                                (И. Михайлова)

         Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ

        Цель:  прыгать в соответствии с ритмом стихотворения, слегка сгибая ноги в коленях, низко не приседать; разбегаться после окончания слов; бегать в пределах зала.

        Ход игры. Дети, стоя правильно, подпрыгивают на месте на двух ногах, а педагог имитирует игру с мячом, делая движения рук над головой детей вверх-вниз, ритмично приговаривает:

                Мой веселый звонкий мяч,

                Ты куда пустился вскачь?

                Желтый, красный, голубой,

                Не угнаться за тобой».

        С окончанием слов дети разбегаются по площадке, педагог бежит за ними. Все вновь собираются в круг, игра повторяется.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

ПУЗЫРЬ

        Цель: закреплять у детей умении становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

        Ход игры. Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу и произносят слова:

                                Раздувайся пузырь,

                                Раздувайся большой,

                                Оставайся такой,

                                Да не лопайся.

        Играющие отходят назад, и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». После этих слов дети двигаются к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш-« - воздух выходит. Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

НОЖКИ ПО ДОРОЖКЕ.

        Цель:  учить ходить,  не шаркая ногами, ритмично, с активными движениями рук.

        Ход игры. Дети встают друг за другом, педагог впереди. Педагог говорит:

                «Зашагали ножки, топ, топ, топ!

                Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

                Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

                Вот как мы умеем, топ, топ, топ»

                Топают сапожки, топ, топ, топ!

                Это наши ножки, том, топ, топ!

        Усложнение: первым встает ребенок, уверенно выполняющий ходьбу по площадке.

ТИШИНА

        Цель: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.

        Ход игры. Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:

                Тишина у пруда.

                Не колышется вода,

                Не шумят камыши,

                Засыпайте, малыши.

        На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают гласа (10 с.).

РОВНЫМ КРУГОМ

        Цель: ходить  ритмично по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг. Выполнять движения, показанные педагогом.

        Ход игры. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

                Ровным кругом

                Друг за другом

                Мы идем за шагом шаг.

                Стой на месте!

                Дружно вместе

                Сделаем вот так!

        С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например повернуться, наклониться, присесть.

ЗВОНОЧЕК

        Цель:  развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.

        Ход игры. Дети стоят полукругом перед педагогом, за спиной у него звоночек (бубен, барабан,  погремушка), который он показывает детям и быстро прячет, спрашивая, что они видели. Затем, звоня, перебегает на другую сторону и говорит: «Я бегу, бегу, бегу и в звоночек я звоню». Кладет звоночек сзади себя, широко разводит руки в стороны и зовет детей: «Все сюда скорей бегут и звоночек мой найдут». Дети бегут. Тот, кто первый найдет игрушку, звонит и отдает педагогу.

КАРУСЕЛИ

        Цель: учить согласовывать свои действия с действиями других детей; менять темп движения в соответствии с текстом. Вызывать чувство радости от игры.

        Ход игры: Дети берутся за руки и под слова взрослого двигаются по кругу.

        Педагог:                        Еле, еле, еле, еле

                        Завертелись карусели.

                                (Дети движутся медленно.)

                        А потом, потом

                        Все бегом, бегом, бегом.                 

                                (Дети движутся быстро.)

                        Тише, тише, не спешите,

                        Карусель остановите.

                        Раз-два, раз-два –

                        Вот и кончилась игра.

                                (Дети останавливаются.)

        Педагог  с помощью интонации фиксирует внимание детей на том, как надо действовать.

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ

        Цель: учить детей выполнять движения в расслабленной позе.

        Ход игры: Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый, поворачивают корпус вправо-влево (руки должны болтаться свободно, как у тряпичной куклы.)

        Педагог:                        Шалтай - Болтай

                        Сидел на стене.

                        Шалтай - болтай

                        Свалился во сне.

        Дети расслабленно опускаются на пол.

        Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевые игры для детей дошкольного возраста»

Предлагаемые речевые игры для дошкольников научат детей сопоставлять, анализировать, ориентироваться в цветах, формах, характеризовать предметы и действия, подготовят к вдумчивому чтению. Играть...

Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста"

Игры, которые родители могут предложить своим детям в   домашних условиях....

Консультация для родителей "Роль игры для детей дошкольного возраста"

Важность игровой деятельности для развития детей дошкольноговозраста.Представлены игры для использование как в детском саду,так и в семье....

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста"

С самого рождения малыша окружают заботливые родители и любящие взрослые, в тесном общении с ними происходит его развитие. Взрослый маленького ребенка, посредник между ним и окружающим миром. Но рано ...

Консультация для родителей: «Логопедические игры для детей дошкольного возраста».

Логопедическая  работа  по  развитию  лексики  тесно  связана  с  формированием   представлений  об  окружающей  действительности...

Консультация для родителей "Подвижные музыкальные игры для детей 1,5 – 4 года "

Консультация для родителей "Подвижные музыкальные игры  для детей 1,5 – 4 года "...