«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
статья по обж (старшая группа)

Лукина Ольга Николаевна

Структурное подразделение муниципального бюджетного

 дошкольного образовательного учреждения

«Детского сада № 12 г. Челябинска»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основы безопасности жизнедеятельности

детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитателя старшей группы

Лукиной Ольги Николаевны

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2018

 «Образование уменьшает число опасностей,

угрожающих нашей жизни,

уменьшает число причин страха и,

давая возможность измерить опасности

и определить его последствия,

уменьшить напряженность страха

ввиду этих опасностей»

К.Д. Ушинский

 

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивыми детьми находятся самые главные люди его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

            Накопление опыта безопасного поведения - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему относят к глобальным, для её изучения привлекаются ученые-социологи, психологи, педагоги, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, при этих условиях появляется возможность, и перспектива сохранить и обезопасить человеческую жизнь, здоровье.

Поэтому актуальность темы основ безопасности жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый взрослый, ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнутся с опасностью.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из разделов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является «Формирование основ безопасности». Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.

Под «безопасностью» большинство исследователей понимают такое состояние человека «защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.                                                                                                                 

Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

            С этих позиций нами были выделены показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

        знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

        умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

        отношение  (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

Изучив литературу, выделили ряд опасностей причиняющие вред жизни или здоровью людей, связанных с местом прибытия человека, ребенка.

- опасности дома,  

- опасности на дороге, 

- опасности на улице,

- опасности на природе, 

- опасности при общении с незнакомыми людьми,

- опасности при общении с животными.

           Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберечь и защитить ребенка, не обходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами научить адекватно, осознано действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в различных ситуациях. Педагоги и родители должны быть компетентными в основных вопросах безопасности, обладать культурой безопасности, чтоб на собственном примере формировать мировоззрение дошкольника. Хочется отметить, что в наше время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.

            В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется основанная образовательная программа с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая предусматривает знакомство детей с безопасным поведением в быту, социуме, природе.

Основная цель работы заключалась в безопасности жизни ребенка и охраны его здоровья. При этом важным условием обучения было: не механическое заучивание, а воспитание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, так чтобы дети могли предвидеть, избежать, действовать в опасных ситуациях.

Поэтому наша работа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста начиналась с самообразования по данному вопросу, подбора методической и художественной литературы, изучения опыта коллег.

Определив тему опыта, его основную идею наметили главную цель работы.

Главной целью, стоящей перед нами, являлось формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:                                      

Задачи в работе с педагогами:

создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через разные формы работы;

повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей дошкольного возраста;

создать систему анкетирования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

Задачи в работе с детьми:

формировать и расширить представления о причинах и последствиях в опасных ситуациях;

формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

знакомить с правилами дорожного движения, безопасное поведение на улице;

расширять и систематизировать знания детей о: правильном поведении при контактах с домашними животными; правилах общения   с незнакомыми людьми;

формировать элементарные представления о человеческом организме;

обучить уходу за своим телом, навыком личной гигиены и оказание элементарной первой помощи;

развить основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе.

Задачи в работе с родителями:

знакомить родителей с работой по формированию у детей дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;

повышать уровень знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;

воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и                                                 безопасность детей, их эмоциональное благополучие.

В нашей работе с детьми мы используем следующие образовательные технологии:  игровую технологию, здоровьесберегающие, обеспечения социального благополучия, арт - технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, встречи с интересными и творческими людьми; формы работы: непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций,  игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, практическую, музыкальную, физическую деятельность, игровые тренинги,  игры-беседы, игры-инсценировки,  прогулки,  экскурсии,  дидактические игры,  развлечения, чтение художественной литературы, беседы по каждой теме; информационный материал: памятки, буклеты, консультации, газеты «Новости дня», анкетирование, родительские собрания, экспериментальная деятельность. 

Провели анкетирование, которое помогло выявить запросы родителей и  желание принимать участие в работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников;

разработали комплексно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста; план работы с родителями по данной теме;

в группе открыли библиотеку: «Берегись бед», «Дорога», «Азбука безопасности», «Книжки самоделки», «Доктора Айболита»;

создали сайт для родителей, педагогов «Страна безопасности»;

проводили ознакомительные беседы по темам «Таблетки – не конфетки», «Мороз – береги нос»», «Безопасность в доме», «Самооборона», «Незнакомые люди»;

            НОД: «Опасные предметы дома», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Путешествие в разные страны», «Безопасный дом» в которых обогащались у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Использовали литературные викторины  русских народных сказок «Сказки – безопаски» - «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка»…, на примере героев этих сказок знакомили детей с правилами безопасности; проблемные ситуации опасного и безопасного поведения дома; рассматривали плакаты, иллюстрации, листовки, газеты, брошюры…

Реализованы проекты: «Один дома», «Быть здоровыми хотим», «Природа и прекрасна, и опасна», «Берегись бед», «Волшебница вода».

В каждом проекте определяются цели, задачи, формы работы с детьми по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Метод проекта позволил сформировать у детей умения решать проблемные задачи по ОБЖ, ППД, ЗОЖ, валеологии, здоровьесбережению т.к. в сущность метода проекта заложена проблемно – деятельный характер. Смыслом проекта развитие в этом подходе является осознание проблемы и построении её решения. 

Для работы по ОБЖ нами была выбрана стратегия тесного сотрудничества с родителями.

Направление сотрудничества: информационно аналитический сбор, обработка используемых данных о семье каждого ребенка, общекультурный уровень родителей, наличие необходимых педагогических знаний, отношение в семье к ребенку, запросы, интересы, потребности родителей в психолого-педагогической информации, участие в досуговых мероприятиях группы и ДОУ, оказание практической помощи для создания предметно - развивающей среды.

Результативность опыта (ожидаются результаты):

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут справиться в опасных современных условиях (улице, транспорта, природы, быта).

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев их причин и последствий.

4. Опыт работы позволит педагогам формировать первоначальные знания детей по ОБЖ.

5. Сотрудничество позволит активно участвовать родителями в жизни группы и ДОУ

 

Формула безопасности гласит:  предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.  Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах: Безопасности  формула  есть: Надо  видеть,  предвидеть, учесть. Но  возможно  -  всё  избежать, А где надо – на  помощь  позвать.

Т.Г. Хромцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Павлов Г.Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. М.: ТЦ Сфера, 2012.-64с.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание здорового образа жизни у малышей – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-120с.
  3. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог- родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС », 2012.-96с.
  4. Жесткова Л.С., Баркан С.Н., Лузай Н.В. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы/ под ред. Л.С.Вакуленко.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-80
  5. Поддубная Л.Б. ОБЖ подготовительная группа. Занимательные материалы.- Изд.2-е, переработанное./ Автор составитель Л.Б. Поддубная.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
  6. Nffp//nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/28/obrazouatelnyy-proekt-formirovanie-osnov-bezopasnosti
  7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М.,2004.
  8. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 2004.
  9. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.:АРКТИ,2006.

   10.   Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного      возраста/Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : ,, Значение ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности в дошкольном возрасте". (из опыта работы)

В статье рассказывается об опыте работы по ознакомлению детей с правилами противопожарной безопасности ....

Консультация для воспитателей «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста»

Консультация "Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет

В ХХI веке перед человечеством встаёт одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫНа тему:  «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы  « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...

Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми младшей группы по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", авторы: Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина...

План работы по самообразованию на 2020-21 учебный год Тема: «Правила дорожного движения – основа безопасности детей дошкольного возраста»

В современных условиях (бурном развитии автомобильной промышленности), увеличилось количество аварий и несчастных случаев с дошкольниками на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах ...