Главные вкладки

    «Оздоровительная технология Егорова Б.Б. как одна из форм контрастно-воздушного закаливания детей»
    статья (старшая группа)

    Шишкина Татьяна Борисовна

    Технология  Егорова Б.Б. направлена на восстановление и стимулирование естественных сил детского организма, развитие выносливости и, как следствие, большей сопротивляемости его к вирусным инфекциям, неблагоприятным погодным условиям, меньшей подверженности стрессам.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Оздоровительная технология Егорова Б.Б. как одна из форм контрастно-воздушного закаливания детей»

    Проанализировав современные технологии оздоровления, наш детский сад остановился на технологии оздоровления кандидата педагогических наук, автора работ  по оздоровлению и развитию  детей Егорова Б.Б., ученика и последователя доктора медицинских наук Змановского Ю.Ф. Данная технология привлекла еще и тем, что экспериментально апробирована в ряде  детских садов.

    Технология  Егорова Б.Б. направлена на восстановление и стимулирование естественных сил детского организма, развитие выносливости и, как следствие, большей сопротивляемости его к вирусным инфекциям, неблагоприятным погодным условиям, меньшей подверженности стрессам.  

    Кроме того, систематическая оздоровительная работа по технологии Егорова Б.Б. несет  в себе и большое воспитательное  значение  - приучение детей и взрослых (воспитателей) к самодисциплине, формирование у ребенка потребность в ЗОЖ.

    Немаловажное значение для детского сада имеет и тот  факт, что для реализации компонентов данной оздоровительной технологии не потребуется больших финансовых вложений, приобретение дорогостоящего оборудования или переподготовки кадров. Основной базис – личная заинтересованность педагогов, родителей, детей в регулярной, систематической работе и ориентации на конечный результат – воспитание здоровой личности.

    Оздоровительная технология Егорова Б.Б. базируется на основе  принципа построения оздоровительной работы:

    - Использование системы эффективного закаливания (воздушно-контрастное закаливание).

     Как показывают исследования ученых (Корнев П.Г., Змановский Ю.Ф., Лучинский В.Г., Маршак М.Е. и др.), систематическое повторное охлаждение детей приводит к повышению устойчивости детского организма к охлаждению, перепадам температур в межсезонье, является мощным средством против простудных заболеваний. Контрастное закаливание по Егорову Б.Б. подразумевает тренировку механизмов терморегуляции и создание условий для повышения резистентности организма. В результате воздействия на организм ребенка контрастных воздушных масс (холод-тепло) происходит адаптация организма к изменяющимся климатическим воздействиям (стабильный температурный гомеостаз).

    При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия.

           Методика проведения воздушно-контрастного закаливания:

    после дневного сна в групповой комнате поддерживается тепло, а в раздевалке температура воздуха понижается на несколько градусов за счет открывания окон в холодное время года и даже сквозняков в теплое время. Температура в двух помещениях такова: вначале в «теплом» (группа) - +21 - +23 градусов, а в «холодном» (раздевалка) - на 2-3 градуса ниже. Минимальный контраст температур в 2-3 градуса в начале проведения процедур спустя три месяца доходит до разницы –10 градусов для детей 5-7 лет. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.

    Основной формой закаливания в таких условиях является перебежки детей из теплого помещения в холодное (группа и раздевалка). Каждая перебежка из теплого помещения в холодное сопровождается на месте комплексом упражнений, причем темп их проведения изменяется (более быстрый в холодном помещении и более спокойный  - в теплом).

     Весь комплекс воздушно-контрастного закаливания органично встроен в технологию оздоровительной работы после сна: сначала проводится гимнастика после сна, затем хождение босиком по корригирующим дорожкам с использованием Рижского метода закаливания,  (для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая  в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая), перебежки из теплого помещения в холодное.

    Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (10 минут) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 минуты составляет не менее пяти. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» В ходе игр типа: «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет».

    Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияют на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются мелодии и песни из детского репертуара, хорошо знакомые детям, так что они охотно подпевают. Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, их сменяемость по мере овладения ими большинством детей.

    Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

    Такая работа предусматривает четкое и добросовестное учитывание воспитателями нагрузки на детей после перенесенных заболеваний ребенком согласно предписаниям врача и тетради закаливания. В группе ведется лист учета оздоровительных мероприятий с фиксацией медотводов.  Каждый раз после перенесенного заболевания, закаливание детей начинается с 1-3 перебежек в течение 5-7 дней с постепенным увеличением нагрузки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

    Консультация для родителей: "ЗАКАЛИВАНИЕ — ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ".

    ЗАКАЛИВАНИЕ — ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ...

    Беседа с родителями на тему: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

    Закаливание - это система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влиянием внешней среды (холоду, жаре, влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда...

    консультация для родителей "Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей"

    Консультация для родителей на тему: "ЗАКАЛИВАНИЕ — ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ»  Если ребенок часто болеет – родители очень переживают, но не зна...

    « Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

    Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что...

    Беседа с родителями "Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей"

    Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что...