Методические рекомендации «Организация работы по использованию компонентов оздоровительной технологии Егорова Б.Б. в укреплении здоровья дошкольников»
методическая разработка

Фонтош Наталья Николаевна

В рекомендациях речь идет о закаливании, о методике контрастного воздушного закаливания (по технологии Б.Б.Егорова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Организация работы по использованию компонентов оздоровительной технологии Егорова Б.Б. в укреплении здоровья дошкольников»

Подготовил: старший воспитатель МБДОУ № 9  Фонтош Н.Н.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды.

Необходимо запомнить:

1.Закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, иначе оздоравливающий эффект будет сведен на нет.

2.Закаливание надо начинать и проводить только при полном здоровье детей.

3.Необходимо постепенно увеличивать интенсивность закаливания.

4.Учитвывать особенности и возраст ребенка.

5.Начинать закаливание в теплый период времени.

Наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание.

Методика контрастного воздушного закаливания

предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Она проводится следующим образом:

В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2—3 минут  3—4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц типа: «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками» и последующим выпрямлением, «перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно», «покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук», а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе».

     Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выпол-

няют в течение 1—1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну.

Разница температуры в двух помещениях, составляя вначале в «теплом» – +23- +26 градусов, а в «холодном» – на 3—5 градусов ниже. Она увеличивается в течение 1,5—2 месяцев за счет снижения температуры в «холодной» комнате».

     Во время пребывания в теплом помещении проводится  несколько видов занятий, которые могут чередоваться. Они имеют большое значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создавая у них положительный эмоциональный настрой.

     На этом этапе предлагаются следующие занятия: разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми; подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие, прежде всего координационных возможностей; более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений, что и в «холодной» комнате; различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.

     Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (12—15 минут) с пребыванием в каждой из них по 1—1,5 минуты составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа: «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет».

     При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности.

Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияют на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются мелодии и песни из детского репертуара, хорошо знакомые детям, так что они охотно подпевают.

 Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, их сменяемость по мере овладения ими большинством детей.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции.

Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

     После перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания должна быть  индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры в первые 5—7 дней сокращается вдвое.

     Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является  хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4—5 дней, затем полностью босиком по 3—4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15—20 минут.

Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола.  Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в этом виде закаливания, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется (Ю.Ф.Змановский).

     «Игровые дорожки» - используются в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна для повышения двигательной активности, оздоровления детей. «Игровую дорожку» о обозначают в группе (спальне, игровой, раздевалке)  импровизированными  спортивными снарядами и инвентарем (махровый коврик, ребристая доска, дорожка с галькой, коврики (резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные). Инвентарь  расположен так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц.

     Введение в режим дня детей общеразвивающие упражнения  и подвижные игры помогает повышать  двигательную активность, способствует правильному формированию стопы, развивает координацию движений, совершенствует физическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительных технологий как условие сохранения и укрепления здоровья детей»

Введение Здоровье детей и его охрана волновали многих передовых людей. Русские профессора С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик, А.П. Протасов занимались проблемой физического воспитания и закаливания...

Методические рекомендации "Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий"

Методические рекомендации даны в помощь музыкальным руководителям, которые используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии....

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Вопросы здоровьесбережения и  формирования здорового образа жизни  заняли прочное место  в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Но проблема остается актуальной.  Одни...

Опыт работы на тему: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»

Изучить и обосновать значимость влияния подвижных игр на развитие  и совершенствование двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста....

Статья"Формирование оздоровительных форм и методов как фактор укрепления здоровья дошкольников"

В данной статье представлены возможности использования здоровьесберегающих технологий в детском саду и формирование у воспитанников стойкой мотивации на здоровый образ жизни...

Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.Потапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаНа сегодня...