Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
статья

АСАНОВА НУРИЯ МАВЛЕТШАЕВНА

Вопросы здоровьесбережения и  формирования здорового образа жизни  заняли прочное место  в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Но проблема остается актуальной.  Одним из путей решения проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                       общеразвивающего вида детский сад «Солнышко»

                            Старополтавского  муниципального района

                                          Волгоградской области

                                    Тема педагогического опыта:

                    «Здоровьесберегающие  технологии  как средство

          укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                           

                                                                                  Автор опыта:

                                                                                 Асанова Нурия  Мавлетшаевна,

                                                                         инструктор по физической культуре

                                                                            МКДОУ детский сад «Солнышко»

                                       Старая Полтавка

                                               Содержание

     

Пояснительная записка ………………………………………………....3

Актуальность опыта……………………………………………………..3-4

Цель и задачи опыта……………………………………………………..5

Этапы реализации педагогического опыта…………………………….5

Новизна …………………………………………………………………..5

Технологичность. Описание основных элементов

представляемого педагогического опыта  …………………………  6-12

Результативность ……………………………………………………….12

Литература ………………………………………………………………13

                           

                                Пояснительная записка

                                        « Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.              

                   От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная    жизнь,    

        мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                              В. А. Сухомлинский

   В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания,

вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья  детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.

Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей,  ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Миссия МБДОУ «Солнышко» состоит в формировании ценностных смысловых позиций у дошкольников по отношению к собственному здоровью.

                           Я хочу, чтоб дети не болели,

                           Никогда! Ни завтра, ни сейчас!

                           Буду подтверждать это на деле,

                           А не постановкой громких фраз.

 Поэтому я обратилась к этой далеко не новой, но очень актуальной теме. В опыте своей работы я раскрываю здоровьесберегающие технологии, которые   использую в своей деятельности.

                                              Актуальность

Проблема  здоровья и его сохранения  в современном обществе стоит более чем остро. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.  Современный ребенок значительно отличается от своего сверстника десять лет назад. Это связано с тем, что изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей в семье и детском саду. При высокой загруженности родителей на работе ребенок предоставлен самому себе, и все свободное время посвящает компьютеру, а не подвижным играм и упражнениям. Все больше времени дошкольники проводят в статической, зачастую физиологически неправильной позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии.

  Хорошо ориентирующихся в современных технологиях дошкольников становится больше, при этом значительно увеличивается количество детей с задержкой психофизического и речевого развития (минимальные мозговые дисфункции, аутизм, синдром повышенной двигательной активности и дефицит внимания и др.).

  Большое значение для развития ребенка, как известно, имеет среда, в которой он воспитывается. В современных условиях истощаются неготовая к стремительно изменяющимся требованиям времени психика дошкольника и его физические возможности. Функциональные резервы детского организма не могут полноценно раскрыться на фоне стрессовой напряженности и гиподинамии.

   Сегодня особенно важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В первую очередь это задача окружающих его взрослых – родителей и педагогов, а решать ее следует во взаимодействии. Чтобы дети были здоровыми, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

Вопросы здоровьесбережения и  формирования здорового образа жизни  заняли прочное место  в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Но проблема остается актуальной.  Одним из путей решения проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью. Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

                                   

                          Цель педагогического опыта

 

 Цель: выявление методов внедрения  здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОО таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей ДОО;
  • создать условия и внедрить в практику работы ДОО современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей путем развития навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;

                              Этапы реализации педагогического опыта

I этап.  Подготовительный

 Осознание цели, изучение литературы по данному вопросу, постановка задач, подбор средств, планирование.

II этап. Основной – практический

 Создание условий и внедрение системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Взаимодействие с семьей по вопросу использования здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

III этап. Заключительный – аналитический

 Анализ применения здоровьесберегающих технологий, создание системы их  применения в воспитательной и образовательной деятельности ДОУ.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности: внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО; использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни; использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

I этап 

Изучение литературы и интернет-ресурсов,  раскрывающих вопросы здоровьесберегающих технологий позволило мне определить, что такое здоровьесберегающие технологии. Это, прежде,  всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Их цель формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. У разных авторов встречаются разные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Цель здоровьесохраняющих  технологий в дошкольном образовании– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии делятся на следующие группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • динамические паузы;
  • подвижные и спортивные игры;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика корригирующая;
  • релаксация

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

  • физкультурное занятие;
  • точечный самомассаж;
  • игротреннинги и игротерапия;
  • НОД из серии «Здоровье»

3. Коррекционные технологии

  • сказкотерапия;
  • психогимнастика;
  • фонетическая ритмика;
  • технологии коррекции поведения

В МБДОУ «Солнышко» разработана система здоровьесбережения (Приложение №1), задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

           

II этап

Основные формы и методы технологии здоровьесбережения, которые я использую в своей деятельности.

Физкультурное занятие – провожу во всех возрастных группах 2 раза в неделю в спортивном зале. Занятия провожу соответственно нормативам  СанПиН и основным положениям   федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство»     (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе).  Я  творчески подхожу  к выбору форм и методов проведения занятий, что обеспечивает обучение детей каждой возрастной группы двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств(ловкости, быстроты, выносливости), развитие  координации движений, пространственной ориентации.  В процессе организованной  деятельности воспитанников  я  использую  различные музыкальные произведения: детские песни,  репертуар из программы Бурениной И.А. «Ритмическая мозаика», записи звуков природы  и т.д. Музыкальный фон в начале занятия использую, чтобы   активизировать  положительные эмоции и настроить  детей на совместную деятельность. Зная, что музыка организует ребенка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыражаться , часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку. На занятиях я   развиваю не только двигательные  навыки, много заданий даю на внимание, на быстроту реакции, некоторые  задания носят проблемно-поисковый характер.

Физкультурные занятия провожу в различных формах, одной из  таких форм являются занятия-путешествия, которые я использую в своей деятельности, включают все виды подвижной деятельности. Занятия-путешествия помогают в  закреплении умений и навыков, приобретенных ранее,  позволяют сильнее сплотить ребят, дают возможность помечтать. Такие занятия отличаются от традиционных высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

На НОД  по физической культуре  я  провожу  цикл  бесед с дошкольниками:  о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.  Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения.

Примерные темы бесед:

  • «Для чего нужна гимнастика и физкультура?»
  • «Как жить не болея?»
  • «Что такое здоровье и как его беречь?»
  • «Микробы и вирусы»

Источником темы для бесед с детьми стала программа «Познаю себя» Г. Г. Давдовой и М. В. Корепановой. При подготовке к беседе также  использую интернет ресурсы.

Для развития физических качеств ребенка, для формирования устойчивого интереса к физической культуре, кроме бесед с детьми о здоровом образе жизни, я привлекаю их  нестандартным оборудованием, к которому можно отнести  фитбол- большие гимнастические мячи.

Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы, что создает оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений. Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус.

Подвижные игры –Мы играем с детьми каждый день, на каждом занятии по физической культуре. Подвижные игры я  часто провожу  с музыкальным сопровождением. Игра для детей - важное средство самовыражения, «проба сил». Внося в игры свои небольшие изменения, я не изменяла сюжета и правил игры, чтобы не вызывать у детей затруднений. И игры со «своими изменениями» я проводила тогда, когда традиционный вариант уже знаком детям. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» , поэтому некоторые подвижные игры я разнообразила упражнениями для мелкой моторики рук одновременно это и упражнения на внимание. Например:

  • Игра «Лохматый пес»

Вот лежит лохматый пес  

В лапы свой уткнувши нос  

Тихо смирно он лежит

Не то дремлет, не то спит  

Подойдет к нему, разбудим      

И посмотрим, что же будет.   

-дети, сложив ладошки под щекой, имитируют сон

-   указательным пальцем правой и левой руки  поочередно показываем на нос

                                                     

поочередно подносим к губам указательный палец,  показываем жест «тихо»

разводим руки в стороны, жест «не знаем»

поднимаем правую ладошку, затем левую…

громко хлопаем в ладоши

Пес после этого «просыпается» и пытается поймать детей.

(2 раза)

  • Подвижная игра «Зайцы и волк»

«Зайцы скачут скок, скок, скок,

 На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают,

(А, что они еще могут поесть?

Поищем морковку, покажите            

она большая или маленькая.

Теперь помойте ее)    

  Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Слышите, дождь идет? Кап-кап.

Волк идет!!!

Дети прыгают к волку

Сильно трем ладонями -   «моем морковку»

элементы самомассажа

Прикладывают раскрытые ладони поочередно к правому и левому уху

Дети повторяют за воспитателем «Кап-кап»

                                                       

Все убегают  от волка,  прячутся закрыв  глаза ладошкой, или построив над головой «крышу-домик»

   

                                                           

Дети во время проведения этой игры слушают то шум ветра, то пение птиц, то топот чьих-то ног, то есть каждый раз в игре присутствует элемент новизны.

Таким образом, я подвижную игру могу организовать и провести как сюжетную с разнообразными упражнениями для мелкой моторики рук, с логоритмической гимнастикой, с проговариванием своих действий, что оказывает большое положительное воздействие на развитие речи ребенка.

Гимнастику дыхательную  здоровьесберегающая технология, которую я активно использую в работе  с дошкольниками. Перед проведением комплекса обязательно  проветриваю помещение,   даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Сначала я использовала методику дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., но так как  проведение комплекса гимнастики требует много времени, я остановила свой выбор на выполнении отдельных упражнений.  Одновременно я использую комплекс дыхательной гимнастики «Поиграем с носиком»

 Гимнастика пальчиковая , которую провожу с детьми на физкультурном занятии, стимулирует развитие речевых зон, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

 Самомассаж – помогает повысить защитные функции организма ребенка. Во время образовательной деятельности организую  самомассаж ушных раковин, пальцев. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Дети  с большим удовольствием выполняют комплекс упражнений с массажным мячиком, например, «Маленький ежик», «Слоник на прогулке», «Мы-художники, мы-скульпторы». Сюжет комплекса самомассажа   зависит от творчества педагога, может зависеть от времени года, от темы, с которой дети познакомились ранее.

Релаксация – я использую в конце занятия, чтобы привести детей в более спокойное состояние со всеми   возрастными группами. Для этого использую  спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

Гимнастика для глаз - Я использую в конце занятия, после беседы о том, что надо беречь глаза. Использую  наглядный материал. 

Гимнастика корригирующая – ее цель профилактика нарушений осанки. Упражнения на формирование правильной осанки провожу со всеми возрастными группами во время образовательной деятельности.

Гимнастика ортопедическая. Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы  которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма. Поэтому на каждом занятии использую комплексы по профилактике плоскостопия, которые провожу в игровой форме.  Педагогов и родителей  знакомлю с этими комплексами на различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Взаимодействие с родителями.

 Коллектив МБДОУ «Солнышко»  особое внимание уделяет взаимодействию с родителями,  так как главными воспитателями ребенка являются именно они. Информирование родителей о мероприятиях ДОО по  формированию потребности в здоровом образе жизни,  по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, привлечение к активному участию в мероприятиях ДОО – это основные формы взаимодействия с родителями воспитанников.                             Я провела консультации для родителей и педагогов:  

« Здоровье в детском саду» (советы родителям о здоровом образе жизни);

«Зрительная гимнастика в ДОО» (о необходимости  беречь глаза от нагрузки); «Профилактика и коррекция нарушений осанки  и плоскостопия»,

«Дыхательная гимнастика».

 В целях знакомства родителей  с мероприятиями ДОО, с здоровьесберегающими технологиями   я оформила папки передвижки: «Спортивный уголок дома», «Зрительная гимнастика в ДОО», «Упражнения с массажным мячиком» и другие; распространила буклеты соответствующей тематики: « Здоровьесберегающие технологии», «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе» и другие.  На родительских собраниях рассказывала о мероприятиях ДОО, с распространением буклетов для родителей, проводила беседу-консультацию о проведении дыхательной гимнастики.   Выступила на педагогическом совете (2010г), посвященном  работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья с докладом: «Работа по укреплению здоровья детей». Совместно со старшим воспитателем Черкашиной Т.А. провели педагогический совет: «Сохранение и укрепление здоровья»( 2014г).

 

III этап

                                                Выводы

Ожидаемые  результаты педагогического опыта:

  • формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО и семье;
  • формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • улучшение соматических показателей здоровья дошкольников

Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, если, опираясь на мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий,  будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов  и родителей.  Но если мы   научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то  в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым  и развитым  не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.  На собственном опыте я убедилась в том, что  в первую очередь нужно желание по внедрению здоровьесберегающих  технологий в процесс обучения. В заключении, хочется сказать словами великого педагога Ж.Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!

 

                                                  Литература

     

  1. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург,2009
  2. Агаджанова С.Н, Орел В.И. Оздоровительная работа в ДОУ.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург,2008
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М.ТЦ Сфера, 2008
  4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. ПИТЕР ПРЕСС ,2013
  5. Кандыкова А.Д. Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО. // Журнал Справочник старшего воспитателя 2015  №1  стр 29-39
  6. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.- АЙРИС ПРЕСС, М.2007
  7. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  8. Овчинникова Т.С  Организация здоровьесберегающей  деятельности в ДОУ» - КАРО Санкт-Петербург, 2006
  9. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  10. Рофаль Н.А. Анализ работы ДОУ по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. // Журнал Справочник старшего воспитателя 2011  №2 стр. 12-16
  11. Рунова М.А. Взаимодействие с родителями по выявлению у детей знаний, умений и навыков здорового образа жизни. // Журнал Справочник старшего воспитателя 2013  №9 стр. 24-33
  12. Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду. // Журнал Справочник старшего воспитателя 2011  №3стр. 38-48
  13. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей. (консультация для педагогов)

Здоровье - это одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прощли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психиче...

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

laquo;Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно»....