В помощь воспитателю: комплекс игр и упражнений с элементами релаксации
методическая разработка

Калинина Ирина Александровна

В рамках здоровьесберегающих технологий  в детском саду важно использовать игры с применением элементов релаксации для снятия мышечного напряжения и приведения психики дошкольников в уравновешенное состояние.С этой целью разработаны комплексы упражнений с учетом возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Актуальный вопрос для каждого воспитателя: «Как успокоить ребёнка после активного общения и игр?» Маленькому человечку поможет снять возбуждение и сконцентрировать свое внимание расслабление ( релаксация).

          Методика релаксации пришла к нам из-за рубежа. Её авторы,  американский психиатр Э.Джекобсон и немецкий нервопатолог И.Шульц, доказали, что снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса.

    Система упражнений, разработанная на основе этой методики, активно используется в дошкольных учреждениях и является весьма полезной. Целью    их проведения  является снятие у детей внутреннего мышечного напряжения и приведение психики дошкольников в уравновешенное состояние.

            Использование в  работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи:

  • укрепление физического здоровья,
  • формирование положительных эмоций и чувств.

   Упражнения, помогающие сбрасывать мышечное напряжение, подразделяются на несколько групп:

- динамические упражнения (построенные на определенных движениях, таких как потягивание, качания из стороны в сторону, вперед-назад, трясение, махи руками или ногами,  хлопанье в ладоши и др.) используются в работе со всеми возрастными группами;

- упражнения на непроизвольное расслабление (в них сначала максимально нагнетается возможное напряжение мышц, после чего тело просто “отпускается”; в итоге непроизвольно достигается максимальное расслабление) используются в работе со всеми возрастными группами ;

- упражнения на произвольное расслабление  ( сознательная установка на расслабление) используются в работе с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста).

 Динамические упражнения:

«Деревья качаются» (качание из стороны в сторону)

Предложите ребенку встать в полный рост, расставив ноги в стороны на ширину плеч. Руки поднимаются над головой и мягко раскачиваются ,из стороны в сторону.

«Петрушка пляшет» (качание вниз-вверх)

Предложите ребенку поплясать, как Петрушка (под музыку народной плясовой, прыгая на двух ногах и расслабленно качая руками, головой). Присоединитесь к этой “пляске”, собственным примером задавая принцип расслабленного движения.

«Щенок отряхивается» (трясение)

Предложите ребенку показать как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.

Упражнения на непроизвольное расслабление.

Дети хорошо знают, как нужно сесть, встать, пробежаться, но, что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому, в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем  правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

«Драка»

Цель: расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражения агрессии.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую «трёпку». Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение (это напряжение должен почувствовать  ребенок, сильно сжав зубы).  От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите малыша в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка)  на своего друга и вспомнил(а), как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть  ребенок сделает то же самое)

 

«Подарок под ёлкой»

Цель: расслабление мышц лица.

“Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

«Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица.

“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”.

«Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

Воспитатель показывает и объясняет: “Поверните голову влево, вправо, чтобы видеть как можно больше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как  я:

« Любопытная Варвара

 смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

(Шея не напряжена и расслабленна)

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

(Шея не напряжена и расслабленна)

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

(Шея не напряжена и расслабленна)

«Лодка»

Цель: расслабление мышц всего тела.

Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Воспитатель показывает и объясняет: “ Расслабтесь. Слушайте и делайте, как  я:

«Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели - руки  на колени, а теперь - немного лени.

Напряжение  улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали и еще послушней стали.

Дышим легко…ровно…глубоко…” 

«Шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Сесть на коврик, ноги скрестить. Воспитатель показывает и объясняет: “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

«Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко”.

Упражнения на произвольное расслабление.

Эта группа упражнений  предполагает использование способности детей к фантазированию.

«Порхание бабочки»

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза”.

 «Цветок»

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком”.

 «Необычная радуга»

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость; он согревает нас, как солнышко; он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”.

«Полёт высоко в небо»

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно - патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированны...

Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, релаксаци

Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы,  медленный выдох.«Ветер и листья».  После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...

Методическая разработка «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)

Для познавательного развития дошкольников важное значение меет приобщение к истокам русской народной культуры, в частности, знакомство с русскими народными промыслами. Наиболее привлекательной и ...