«Игровой самомассаж»
консультация

Михеева Наталия Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

"Консультации для воспитателей "

Игровой самомассаж

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.

Одной из  форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях в детском саду

Комплексы по самомассажу

для детей  дошкольного возраста

Массаж рук

«Ай, тари, тари, тари.»

Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари.

Останутся деньги, куплю Маше серьги.

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.

Останутся грошки, куплю Маше ложки.                                  

Останутся полушки, куплю Маше подушки

Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого , проговаривая весь текст.

Разогретыми руками греют горло.

«Божья коровка»

Божья коровушка,

полети на  облачко,

Принеси нам с неба, чтобы были летом

в огороде бобы,

в лесу ягоды, грибы,                                

в роднике водица, во поле пшеница

«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке.

Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку.

«Мыло»

Каждый день я мыло мою,  

под горячею водою

И в ладонях поутру

сильно, сильно мыло тру.      

Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись!

Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.

Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки.

«Улитка»

Домик едет по травинке,      

объезжает все росинки.

Это улитка ползет,

домик на себе везет.    

Вот подул ветерок, закачался листок

и опять по тропинке

медленно ползет улитка.

Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу.

«Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу.

Покалачивают кулачками.

Поглаживают руки ладонями Затем массажируют другую руку.

«Строим дом»

Тук-тук молотком, строит дядя тыква дом

Молоточки по гвоздочкам застучали,

И гвоздочки в доски быстро забивали,

строим крышу и крыльцо-

получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром,

он покрасит новый дом.

Постукивают кулачками одной рукой другую от кисти к плечу.

Постукивают пальчиками.

Растирают кулачком.

 

Поглаживают ладонью. При повторении массажируют другую руку.

 

Поочередно массажируют каждый палец.

 

Массаж пальцев

Знаем, знаем да-да-да,

 

где ты прячешься вода!

 

Выходи водица , мы пришли умыться!

 

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

 

Нет, не понемножку,

посмелей, будем умываться веселей

Поочередно массажируют каждый палец.

Энергично растирают ладони и кисти рук.

«Цветы»

 

Как у нас на грядке,

 

сколько цветиков цветут:

 

розы, маки, ноготки,

 

астры пестрые цветки,

 

георгины и левкой.

 

Выбираешь ты какой?

Сжимают и разжимают кулачки.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

Протягивают ладошки вперед

«Блины»

 

Мы блинов напекли:

 

первый дали зайке, зайке - попрыгайке.

 

А второй лисенке, рыженькой сестричке.

 

Третий дали мишке, бурому братишке.

 

Блин четвертый – котику, котику с усами.

 

Пятый блин поджарили и съедим мы сами.

 

Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

Массаж ног.

«Молоток»

Туки-токи, туки-токи,

 

застучали молоточки.

 

Туки-туки-туки-точки,

 

застучали молоточки.

 

Туки-ток, туки-ток,

 

так стучит молоток.

 Похлопывают ноги ладонями снизу вверх.

Покалачивают кулачками

Поглаживают ладонями

«Акула»

 

Нам акула каракула нипочём, нипочём.

Мы акулу каракулу ,

Кирпичом, кирпичом                                                    

Мы акулу каракулу кулаком, кулаком.

 

Мы акулу каракулу каблуком, каблуком.

 

Испугалася акула и со страху утонула.

 

 

Тук, тук, тук, тук,

 

раздался в доме стук.

 

Мы капусту нарубили, перетерли,

 

посолили.

 

И набили плотно в кадку.

 

Все теперь у нас в порядке.

 

Молодцы, все быстро съели.

 Ждут нас теплые постели

Похлопывают ладонями от лодыжек к бедрам.

Растирают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

 

Поглаживают ладонями.

 

Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам.

Постукивают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

Постукивают пальчиками.

Растирают ладонями.

Поглаживают.

Массаж стоп.

«Валенки»

Баю-баю-баиньки,

 

купим сыну валенки

 

наденем на ноженьки,

 

пустим по дороженьке.

 

Будет ваш сынок ходить,

 

новые валенки носить

Потирают стопу.

Разминают пальцы стопы.

Поглаживают стопу.

 

«Молоточки»

 

Застучали в мастерской,

 

молоточки снова.

 

Починить мы башмачки

 

каждому готовы.

 

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

 

всюду слышен перестук.

 

Нам в работе нет тоски:

 

наши молоточки

 

забивают в каблучки

 

тонкие гвоздочки.

 

Сил сапожник не жалей,

 

доставай колодки.

 

И посадим мы на клей

 

новые подметки.

Сидя на стуле одну ногу кладут на другую.

 

Потирают стопы ладонями.

 

Разминают пальцы стопы.

 

Энергично проводят всеми пальцами руки по стопе. Как бы царапая в направлении от пальца к пятке.

Поглаживают стопы.

Массаж головы.

«Ёжик»

 

На комод забрался ежик

 

У него не видно ножек.

 

У него, такого злючки,

 

Не причесаны колючки:

 

И никак не разберёшь-

 

Щетка это или ёж?

 

Тут и мыло подскочило,

 

И вцепилось в волоса,

 

И юлило, и мылило, и кусала как оса.

 

А от бешеной мочалки,

 

Я помчался как от палки,

 

А она за мною мчится,

 

И кусает как волчица

Круговой массаж черепа. Правая ладонь поглаживает правый висок, перемещается к затылочку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.

(делаются те же движения как в комплексе «ежик»)

«Барашек»

 

Нет, барашек, ты не прав!

 

Не показывай свой нрав.

 

Гребешок скорей возьми

 

И кудряшки расчеши.

Поглаживают мягкими движениями рук в направлении от лба к затылку

Массаж ушей.

 «Ушко»

Чтобы ушки не болели,

 

разомнем мы их скорее:

 

вот сгибаем, отпускаем

 

и опять все повторяем.

 

Козелок мы разомнем,

 

по уху пальчиком ведем.

 

И ладошкой прижимаем,

 

сильно-сильно растираем.

Пальцами мягко разминают ушную раковину.

Пальцами сгибают ухо и отпускают.

«Муха»

 

Муха-горюха, села на ухо.

Сидела, сидела, никуда не  летела

 

Жужжала, жужжала, ухо чесала.

Песню пела «за-за-за»

 

И по уху поползла.

 

Посидела, посидела, дальше полетела

Большими и указательными пальцами растираем козелок .

Ладонями энергично растирают уши.

«Тили-бом»

 

Тили,тили,тили – бом!

 

Сбил сосну зайчишка лбом.

 

Жалко мне зайчишку:

 

носит зайка шишку.

 

Поскорее сбегай в лес,

 

сделай заиньке компресс.

Кончиками большого и указательного пальца тянут вниз за обе мочки ушей 4 раза.

Всеми пальцами массируют ушную раковину.

Массаж лица.

 

«Воробей»

 

Сел на ветку воробей,

 

И качается на ней.

 

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Неохота улетать.

 Загибаем ушную раковину.

Оттягиваем мочки вниз и в стороны.

Массируют козелок.

Растирают ладонями уши.

Поглаживают ушки ладошками

«Умывалочка»

 

Надо, надо нам помыться

 

Где тут чистая водица?

 

Кран откроем ш-ш-ш,

 

Ручки моем – ш-ш-ш.

 

Щечку, шейку мы потрем

 

И водичкою обольем.

Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх.

Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.

«Неболейка»

 

Чтобы горло не болело,

 

Мы его погладим смело.

 

Чтоб не кашлять, не чихать,

 

надо носик растирать

 

лоб мы тоже разотрем,

 

ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай,

 

Массируй ушки ты умело.

 

Знаем, знаем да-да-да.

 

Нам простуда не страшна.

 Хлопают в ладоши.

Делают вращательные движения кистями.

Растирают ладоши друг о друга.

Энергично поглаживают щеки и шею движениями сверху вниз.

Мягко поглаживают ладонями лицо.

«Солнышко»

 

Солнце утром рано встало,

 

Всех ребятишек приласкало:

 

гладит грудку,

 

гладит шейку,

 

гладит носик,

 

гладит лоб,

 

 

гладит ушки,

 

гладит ручки,

 

загорают дети. Вот!

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Указательным пальцем растирают крылья носа.

Прикладывают ко лбу ладони и растирают его круговыми движениями в стороны вместе.

Раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами.

Потирают ладони друг о друга.

«Улитка»

 

От крылечка до крылечка,

 

три часа ползли улитки.

 

Три часа ползли подружки,

 

на себе таща избушки.

Поднимают руки вверх, потягиваются.

Массируют грудь круговыми движениями.

Поглаживают шейку.

Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа.

Массаж спины.

 «Свинки»

Как на пишущей машинке,

 

Две хорошенькие свинки,

Все постукивают,

 

все похрюкивают,

 

туки-туки-туки-тук!

 

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

 Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.

Растирают уши.

Растирают ладошки.

Поднимают руки вверх.

«Барабан»

 

- Бам! Бам! Что за гам?

 

Так шуметь не стыдно вам?

 

- дядя Барабан, мы так стучали

 

Что перебудили целый свет.

 

Где-то пять копеек потеряли-

 

Не купить теперь конфет.

 

Бам, Бам! стыд и срам!

 

Я конфет сам вам дам.

 Трут указательные пальцы

Массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх по 10-20 раз.

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка

«Комары» 

Мой приятель Василий Петров

 

Никогда не кусал комаров,

 

Комары же об этом не знали,

 

И Петрова часто кусали:

 

«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь,

 

Я Петрова не боюсь.

 

Буду я его кусать,

 

буду я егощипать»

 

Эй, Валерий, убегай,

 

Комаров не догоняй.

 Покалачивают кулачками.

Постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.

Постукивают кулачками.

Похлопывают ладошками.

Постукивают пальчиками.

Поглаживают ладошкой.

Затем меняются местами.

«Суп»

Чики-чики-чики-ща!

 

Вот капуста для борща,

 

покрошу картошки,

 

свеколки, морковки,

 

полголовки лучку,

 

да зубок чесночку,

 

чики-чок, чики-чок-

и готов борщичок

Дети встают друг за другом.

Растирают спины ладонями.

Легко постукивают пальчиками.

Легко пощипывают.

Покалачивают кулачками.

Поглаживают ладонями.

Затем меняются местами.

«Кап на туче ночевал»

 

Кап на туче ночевал,

 

И по небу кочевал.

 

Вдруг ударил трах-тарах-

 

Кап со страху шах-шарах.

 

По оврагам, по мостам,

 

По корягам по кустам

 

Осмотрелся на заре.

 

Видит - вишня во дворе:

 

Прыг на ветку озорник

Тронешь – кап за воротник   

 Похлопывают ладонями.

Постукивают ребрами ладоней.

Покалачивают кулачками.

Похлопывают ладонями.

Постукивают пальчиками.

Легко покалачивают кулачками.

Растирают спины ребрами ладоней.

Поглаживают ладонями спину.

Легко   «пробегаются» по спине пальчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом

Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики

Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

Игровой самомассаж кистей рук.

Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Игровой самомассаж с предметами.

Разработки по проведению самомассажа....