Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
презентация

Пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch.gimn_.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология сохранения и стимулирования здоровья Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Составила: Воспитатель Гошко Н. А . Сыктывкар 2018

Слайд 2

Аристотель: ««Рука - это инструмент всех инструментов ». В. А. Сухомлинский : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» . Кант : «Рука – это своего рода внешний мозг ». Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки . Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть , размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук …».

Слайд 3

Актуальность Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка.

Слайд 4

ФГОС дошкольного образования «Стандарт решает задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; ... создание среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников»

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста . Представляет собой набор упражнений, направленных на: развитие мелкой моторики руки, то есть совместных действий систем организма (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями рук.

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: помогает развивать речь; развивает эмоциональную выразительность; повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, воображение ; способствует развитию пространственного мышления; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Слайд 7

Появление пальчиковых игр У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус . А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», « Сороку-ворону », «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Слайд 8

Когда начинать заниматься? Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста . Простейший метод – массаж: поглаживание рук от кончиков пальцев к запястью. Упражнения проводят ежедневно, сгибается и разгибается каждый пальчик отдельно. Таким образом, речевые области будут тренироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста ребенку начинают давать крупные предметы перебирать, затем более мелкие. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности . Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Слайд 9

Необходимо помнить три важных правила : Первое : пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно; Второе : после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например , потрясти кистями рук); Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Слайд 10

Правила выполнения упражнений: 1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2 . Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. 3 . Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. 4 . Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. 5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки . 6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки , точным переключением с одного движения на другое . 7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость . 8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь .

Слайд 11

9 . В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. 10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. 11 . Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка. 12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу ( к примеру , показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. 13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Слайд 12

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению: 1группа . Игры-манипуляции : « Ладушки-ладушки » « Сорока - белобока » « Пальчик-мальчик, где ты был ?» « Мы делили апельсин » « Этот пальчик хочет спать » « Семья » « Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире ?» « Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект

Слайд 13

2 группа. Сюжетные пальчиковые упражнения: К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев и т.п. « Пальчики здороваются » « Цветы » « Грабли » « Ёлка» и др.

Слайд 14

3 группа. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга »). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. « Колечко »- поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. « Кулак - ребро - ладонь » « Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Затем одновременно опустить руки и поменять их положение. « Симметричные рисунки » « Горизонтальная восьмёрка »

Слайд 15

4 группа. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). « Помоем руки под горячей струёй воды » « Надеваем перчатки » « Засолка капусты » « Согреем руки » - движения как при растирании рук « Молоточек » « Гуси щиплют травку » - пальцы правой руки пощипывают кисть левой Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

Слайд 16

5 группа. Театр в руке. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец. Безымянный и средний пальцы, а указательный и большой соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев») « Сказка » - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-нибудь персонаж « Осьминожки » - правая рука осторожно и по очереди продвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Слайд 17

6 группа . Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. Игра «У жирафов» (Детские песни — У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде) У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела). У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Слайд 18

Обучение пальчиковым играм детей разного дошкольного возраста

Слайд 19

Дети в возрасте до 2-х лет: - Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. «Погладим кошку» Шубка мягкая у кошки, ты погладь ее немножко. ( Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.) - С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик) « Кошка показывает коготки» Если когти точит кошка , будет дождик за окошком. ( Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.) Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

Слайд 20

Дети в возрасте 2 - 3 лет: -Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). « Капустка » Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. ( Имитируют движения в соответствии с текстом .) -Делают простые фигуры из пальчиков одной руки . «Зайка» -Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка ). « Зайка книгу нашёл »

Слайд 21

Дети 3 – 4 лет: -Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение. «Козочка» Вижу у козочки острые рожки. ( Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.) Я убегу от неё по дорожке. ( Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.) Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется . -Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук . «Семья»

Слайд 22

Дети с 4 до 5 лет: -Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук. - Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук «Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики ( пальцы рук соединяются в "замок") Мы с тобой подружим маленькие пальчики ( ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук) Раз , два, три, четыре, пять ( поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев) Начинай считать опять. Раз , два, три, четыре, пять. Мы закончили считать ( руки вниз, встряхнуть кистями) -Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно. «Зайчик и кочан капусты»

Слайд 23

Дети 5 - 7 лет: -Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. «Ёлочка» Перед нами ёлочка : Шишечки ( показать кулачки ), Иголочки ( вытянуть указательные пальцы вверх ), Шарики-фонарики ( пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук ), Зайчики ( указательные и средние пальцы рук изображают «ушки») И свечки ( соединить ладони рук ), Звёзды ( растопырить пальцы рук ), Человечки ( указательные и средние пальцы рук изображают «ножки »). -Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно. «Здравствуй!»

Слайд 24

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Развитие речи и пополнение словарного запаса. Развитие коммуникативных отношений. Развитие координации движений. Укрепление психического и физического здоровья . Развитие творческих способностей . Умение соотносить действия с текстом. Ознакомление с фольклором.

Слайд 25

Интересные факты о пальцах Как известно, кровь обычно берется из безымянного пальца. Это объясняется просто — во-первых, он меньше остальных задействован в работе. Во-вторых, кожа на нем значительно тоньше, и прокол получается менее болезненным. Мизинец же не используется из-за того, что он, как и большой палец, напрямую соединён с оболочками кисти. Если через них занести инфекцию, она может быстро распространиться на всю руку. Хорошо развитые, подвижные пальцы указывают на подвижный ум. Пальцы неразвитые, плохо сгибающиеся – неповоротливость ума, часто тупость. Безымянный палец во многих языках имеет название. Так, в Европе его считают кольцевым, так как на нем часто носятся обручальные кольца. Известно, что традиция эта зародилась еще в Древнем Риме. Источник: http://anydaylife.com/fact/post/2324 © Anydaylife.com

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...