"Факторы здоровья" консультация для родителей
консультация

Доронина Светлана Владимировна

Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОО, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка. Проблема резкого здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день самой актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_zdorovya.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы здоровья

      Что же такое здоровье?  Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Как видно из определения, не только медицинские факторы влияют на состояние здоровья. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно ЗДОРОВЫМИ?  Одна из проблем - это низкий уровень знаний родителей, а иногда, к сожалению, даже и педагогов о том, как сохранить здоровье свое и здоровье детей. В первую очередь необходимо знать факторы, от которых зависит здоровье:

1.     Наследственность – это совокупность природных свойств организма, передаваемых из поколения к поколению.

2.     Медицина – это сфера жизни общества, работники которой заняты лечением болезней и их предупреждением.

3.     Образ жизни – это совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

4.     Экология – это наука об отношениях растительных и животных  организмах друг к другу и к окружающей их среде.

      Таким образом, существует фактор, который полностью зависит от самого человека! Учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни - это совокупность способов форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

      Здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.

      В настоящее время, как никогда, возрастает актуальность ЗОЖ, что  вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Задача педагогов и родителей сформировать у детей представления о ЗОЖ и осознанное отношение к выполнению составляющих ЗОЖ. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных гигиенических норм и правил, которые определяют физиологическое благополучие организма, но и о приобретении определенных критериев здоровья.

      Критерии здоровья

1.     Отсутствие или наличие хронических заболеваний (на определенный момент времени).

2.     Функциональное состояние органов и систем организма.

3.     Степень сопротивляемости организма инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

4.     Развитие физического и нервно-психического организма и их гармоничности.

      Изучением вопроса здоровья и его проблем занимается наука валеология – наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

 Валеология представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.     

      Основоположник валеологии – И.И.Брехман и его ученик-последователь Г.К.Зайцев выделили основные принципы валеологии.

Принципы валеологии

      1. Принцип сохранения здоровья.

      Его основу составляет гомеостаз (способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям). Жизнедеятельность человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной особенностью организма – адаптацией (адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека). Переход от здоровья к болезни связан с действием интенсивных раздражителей. Они вызывают в организме реакции «патологического стресса», характеризующиеся ломкой гомеостаза и постоянным истощением энергетических резервов (состояние, близкое к хроническому заболеванию).  

      Первый принцип сохранения здоровья проявляется в стремлении человека развивать свой культурный уровень, а так же поддерживать свое психическое равновесие путем ограждения своего организма от стрессовых и информационных перегрузок.

      2. Принцип увеличения резервов здоровья (укрепление здоровья).

       В организме человека заложен механизм сохранения здоровья, обеспечивающий накопление или наращивание энергоресурсов организма.

      И.И. Брехман рассматривает нравственное здоровье как определяющий аспект в валеологической культуре личности. Как говорилось в исследованиях Г.К.Зайцева - установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

     Второй принцип заключается в повышении адаптивности организма к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки.

      3. Принцип формирования здоровья.

      Этот принцип обуславливает формирование основных компонентов здоровья подрастающего поколения на протяжении всей их образовательной деятельности.

      Исходя из перечисленных принципов валеологии, понятно, что для сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определенную системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ,  по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ. Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников? Очевидно, что все они обязательно должны учитываться в системе работы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

Консультация для родителей на тему:"Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников.

Этот материал будет полезен как педагогам по физической кудьтуре, так и родителям воспитанников....

Консультация для родителей: "Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице."

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и...

Консультация для родителей На тему: «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания детей - навыков безопасного поведения на улице»

Консультация для родителейНа тему: «Пример родителей - один из основныхфакторов успешного воспитания детей - навыковбезопасного поведения на улице»...

Консультация для родителей: Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и...