Организация летней оздоровительной работы в детском саду
консультация

Егорова Анна Владимировна

Консультация содержит ожидаемые результаты, принципы планирования оздоровительной работы, формы оздоровительных мероприятий в летний период, организация двигательного режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_letnyaya_ozdorovitelnaya_rabota.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Летняя оздоровительная работа в детском саду

       Основная цель – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, удовлетворять потребности в летнем отдыхе, творческой деятельности и движении.

Задачи:

  1. формировать у дошкольников привычку к здоровому и активному образу жизни, навыки безопасного поведения;
  2. развивать познавательную активность и интересы;
  3. прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней, формировать начальные экологические знания;
  4. повышать компетентность родителей в вопросах организации летнего оздоровления и отдыха детей;
  5. привлекать семьи воспитанников к участию в образовательной деятельности и реализации планов по оздоровлению и летнему отдыху детей в детском саду.

Ожидаемые результаты:

• Снижение заболеваемости и приобщение детей к ЗОЖ.

• Обогащение знаний детей, повышение их интереса к познанию окружающего мира, творчества.

• Развитие интереса к природе, положительных эмоциональных отношений, желание беречь её и заботится о ней.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни и развитие навыков безопасного поведения.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса:

1. Увеличить длительность пребывания детей на свежем воздухе в течение всего дня, с этой целью прием осуществлять на прогулке, увеличить длительности прогулок.

2. Утреннюю гимнастику и физкультурные занятия проводить на свежем воздухе в облегченной одежде.

3. Ежедневно проводить тематические наблюдения, труд в природе, организовывать элементарную опытническую деятельность.

4. С учетом погодных условий проводить игры с водой и песком.

5. В ходе свободной деятельности детей организовывать на участке творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.

Принципы планирования оздоровительной работы.

При планировании оздоровительной работы в дошкольных отделениях следует придерживаться следующих принципов:

1. комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

2. непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

3. преимущественное использование немедикаментозного оздоровления;

4. использование простых и доступных технологий;

5. формирование положительной мотивации у детей медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;

6. повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми летом должна включать в себя:

• утреннюю гимнастику;

• прогулку;

• двигательную активность ;

• полоскание полости рта после еды;

• сон без маек при открытых форточках (в теплое время);

• проветривание помещения;

• гимнастику после дневного сна с закаливающими процедурами;

• хождение по ребристой дорожке;

• занятия, прогулки, походы;

• совместные досуги с родителями;

• спортивные праздники и развлечения;

• неделю здоровья;

• соревнования.

Формы оздоровительных мероприятий в летний период.

1. Организованная образовательная деятельность это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация НОД должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач непосредственной образовательной деятельности, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования. Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм, праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада). Продолжительность организованной образовательной деятельности: Младшая группа – 20 минут Старшая группа. — 25 минут Подготовительная группа — 30 минут

2. Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.

3. Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей. Виды игр: • сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа); • несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания; • дворовые; • народные; • с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол). Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут.

4. Двигательные разминки (физкультминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.

Варианты:

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• ритмические движения;

• упражнения на внимание и координацию движений;

• упражнения в равновесии;

• упражнения для активизации работы глазных яблок.

• упражнения в равновесии;

• упражнения для активизации работы глазных мышц;

• гимнастика расслабления;

• корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);

• упражнения на формирование правильной осанки;

• упражнения на формирование свода стопы. Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.

Продолжительность:

старшая группа — 10 минут;

подготовительная группа— 12 минут.

5. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений:

• катание на самокатах;

• езда на велосипеде;

• катание на роликовых коньках;

• футбол;

• баскетбол;

• бадминтон.

Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю. Проводятся на воздухе, на игровой или спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.

Продолжительность:

младшая группа – 10 минут

старшая группа — 12 минут;

подготовительная группа — 15 минут.

6. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика сюжетно-игрового характера. Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений:

• с предметами и без предметов;

• на формирование правильной осанки;

• на формирование свода стопы;

• имитационного характера;

• сюжетные или игровые;

• с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер);

• на развитие мелкой моторики;

• на координацию движений;

• в равновесии

• на развитие мелкой моторики;

• на координацию движений;

• в равновесии. Место проведения – спальня. Гимнастика пробуждения для всех возрастных групп продолжительностью— 3—5 минут. Гимнастика после дневного сна для всех возрастных групп — 7— 10 минут.

7. Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале. Время устанавливается индивидуально.

8. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса);

• закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями);

• специальные водные, солнечные процедуры, которые назначаются врачом.

Система закаливающих мероприятий

Воздушно- температурный режим: от +18 до + 20° С,

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей.

Одностороннее проветривание: В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2 °С.

Сквозное проветривание (в отсутствии детей): В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 °С.

Утром перед приходом детей. Прием детей на воздухе: К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

Перед возвращением детей с дневной прогулки: К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

Во время дневного сна, вечерней прогулки:

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры.

Утренняя гимнастика: В летний период на улице.

Физическая культура: Проводится ежедневно на свежем воздухе, одежда облегченная. Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям.

Хождение босиком: Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 °С до + 22 °С.

Водные процедуры.

Гигиенические процедуры:

Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры.

Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры.

В летний период - мытье ног.

Организация детской деятельности

Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня. Непосредственная образовательная деятельность с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять их для коллективной игровой деятельности. Неправильно организованная детская деятельность, приводит к усталость, и к излишнему возбуждению. Виды непосредственная образовательная деятельность можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы». Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень непосредственная образовательная деятельность.

Создание условий для всестороннего развития детей.

- Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем воздухе.

Организация водно-питьевого режима: наличие чайника, охлажденной кипячёной воды, одноразовых стаканчиков.

Организация закаливающих процедур: наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла. Условия для физического развития

Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.

- Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие дидактического материала дляработы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ.

Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений. Условия для познавательного развития

Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).

Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат. Условия для развития изобразительного творчества

Организация изобразительного творчества и ручного труда: Наличие традиционных и нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности и ручного труда (картон, цветная бумага, клей, ножницы, нитки, тесто, ткань, овощи)Организация выставки детских работОрганизация физкультурно- оздоровительной работы с детьмиОрганизация двигательного режима

- Прием и утренняя гимнастика на воздухе: Все возрастные группы. - Дыхательная гимнастика: Все возрастные группы (ежедневно после дневного сна).

- Физкультурная образовательная деятельность: Все возрастные группы (2 раза в неделю).

Оздоровительная ходьба по детскому саду на развитие дыхания: Все возрастные группы (еженедельно).

- Дозированный бег для развития выносливости: Все возрастные группы (ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям).

- Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в равновесии и т. д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально).

- Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).

- Физкультурные досуги и развлечения: Все возрастные группы (еженедельно). Закаливающие мероприятия

- Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).

- Прогулки: Все возрастные группы (ежедневно).

- Хождение босиком по песку и траве: Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду).

- Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).

- Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации летней оздоровительной работы в детском саду

Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...

Организация летней оздоровительной работы в детском саду.

Организация летней оздоровительной работы в детском саду....

Консультация для родителей «Организация летней оздоровительной работы в детском саду»

Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.Лето &nda...

Консультация для педагогов "Организация летней оздоровительной работы в детском саду"

Консультация для педагогов "Организация летней оздоровительной работы в детском саду"...

Консультация для педагогов «Организация летней оздоровительной работы в детском саду»

Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов....

Презентация: «Организация летней оздоровительной работы в детском саду»

Презентация:  «Организация летней оздоровительной работы в детском саду»...