Картотека дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой
картотека (старшая, подготовительная группа)

Нургалеева Райля Давлетовна

Материал включает в себя комплекс упражнений на дыхание, легка в освоении. Не требует для проведения больших сил и помещений. Можно использовать в старших и подготовительных группах для повышения мотивации к занятиям, снижения уровня общей заболеваемости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка 1

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

 «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Карточка 2

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Можно использовать стихи:

Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!

Карточка 3

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). 
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть), 
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох). 
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох), 
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот). 
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 
Повторить 3-4 раза.

Карточка 4

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Филин» («Сова»)

День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево; ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками - крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».

Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

Карточка 5

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос ( 5-10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Карточка 6

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Косим траву»

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.

Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 - 4 раза.

Карточка 7

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Ныряльщики за жемчугом»

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Маятник головой» («Малый маятник»)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол - резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок - резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.

Карточка 8

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Волна»

И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.

На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

«Вырасти большой»

И.п.: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Карточка 9

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Карточка 10

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Радуга, обними меня»

Цель: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 сек.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Карточка 11

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

Упражнение «Ладошки»

И.п.: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Руки при этом должны оставаться неподвижными, сжимаются только ладони. После активного вдоха выдох свободно осуществляется через нос или рот, кулаки в это время разжимаются. Не следует растопыривать пальцы при выдохе, они так же свободно расслабляются после сжатия, как свободно происходит выдох после каждого вдоха. Сделав 4 резких шумных вдоха носом, руки опустить и отдохнуть 3–4 с. Сделать еще 4 коротких вдоха и снова остановиться на дыхательную паузу. Норма: 24 раза по 4 вдоха носом, или 12 раз по 8 вдохов, или 3 раза по 32 вдоха. Упражнение «Ладошки» выполняется стоя.

Карточка 12

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

Упражнение «Большой маятник»

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже - вдох. И сразу, без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, выполнить наклон назад, руками обхватить плечи - вдох. Наклониться вперед - вдох, откинуться назад - вдох. Выдох происходит в промежутке между вдохами, при этом не следует его задерживать или «выталкивать».

Карточка 13

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

«Ветер»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
  2. Задержать дыхание на 3-4 сек.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Картотека дыхательной гимнастики

(по методу А. Н. Стрельниковой) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Дыхательная гимнастика Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько ме...

Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель­ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхат...

Картотека дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ«Разминка».  И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присе...

Картотека дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.

Важность правильного дыхания для здоровья понимали в древности. Методики обучения и лечения людей с помощью насыщения органов и крови кислородом разрабатывались в Древнем Китае и Индии. В России самой...

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, ко...

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.Дыхание является сложным биологическим процессом по...