Проект "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)

Зверева Анна Валерьевна

Представляю Вашему вниманию проект по теме: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста". Проектная деятельность проводилась в условиях ДОУ с детьми подготовительной группы. Среди материалов представлены: подборка подвижных игр, на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста; консультация для родителей; анкета для опроса родителей; а также полезная информация о причинах и признаках неправильной осанки у детей. Надеюсь, что мой опыт работы будет полезен при работе с детьми дошкольного возраста!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пять шагов правильной осанки. 

Памятка для родителей! 

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы со стороны родителей и педагогов.

Первый шаг. Чтобы оценить свою осанку и понять – правильная ли она, Вы можете сделать простейший тест: встаньте к стене спиной, касаясь ее лопатками и пятками. Если у Вас правильная осанка, стены будут также касаться затылок, ягодицы, икры. Правильная осанка - это свободное, непринужденное и прямое положение головы и корпуса, живот подтянут, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены, отведены назад.

Второй шаг. Важным средством профилактики является сон на жесткой кровати. На кровати проводим треть жизни, важно чтобы во время сна организм полностью восстанавливался. Матрас на кровати должен быть не мягким и не проваливаться полностью под весом ребенка. Нужно, чтобы он прогибался ровно настолько, чтобы повторить естественные изгибы позвоночника. Проконсультируйтесь со специалистом и выберите для ребенка ортопедический матрас. Если нарушения осанки уже есть, то рекомендуется некоторое время поспать на досках, застеленных одеялом, тканью. Во время ночного сна позвоночник будет находиться в ровном положении, и на утро ребенок выполнит физические упражнения (приведет в движение различные группы мышц своего тела), чтобы привести позвоночник в нормальное состояние.

Шаг третий. Так как Вы, родители будущий первоклассников особое внимание следует обратить на рюкзак ребенка, так как рюкзак своим весом ослабляет не только мышцы спины, но и происходит искривление позвоночника. Раньше, в старину, в спинку рюкзака вставляли плоский, жесткий предмет, чтобы под весом он не прогибался и ребенок держал спину ровно. Выбирайте рюкзак не по красоте, а по общей конструкции. Рюкзак не должен быть большим и тяжелым (собственный вес рюкзака, ранца должен быть от 1,1 кг до 1,4 кг.). Для того, чтобы избежать искривления позвоночника и нарушения осанки ребёнка, максимальный вес заполненного ранца не должен превышать 10–12 % от веса тела ребёнка. Можно выбрать не рюкзак, а ранец. «Правильный» школьный ранец должен идеально прилегать к спине: если лямки рюкзака, например, слишком длинные, то центр тяжести ранца сместиться назад. В этом случае нижний край ранца может вызывать болезненные вмятины в области поясничного отдела позвоночника ребёнка. В долгосрочной перспективе неправильная подгонка лямок ранца даже может привести к сутулости. Если же лямки ранца слишком коротки, то ребенок будет стараться уравновесить нагрузку, наклоняясь вперед. Это также может привести к развитию сутулости. Очень важно, чтобы родители вместе с самим ребёнком постоянно контролировали наполнение ранца, его общий вес, подгонку лямок — иными словами, проводили своеобразный «техосмотр» ранца.

Шаг четвертый. Ребенку нужна Ваша помощь, а именно наблюдайте, как ребенок стоит, сидит, двигается. Помогите без назиданий сформировать привычку правильно сидеть и двигаться, а если серьезно управлять биомеханикой своего тела. Ребенку не надо тянуться за вещью рукой, вещь должна лежать под рукой. Покажите ребенку, как можно разместить удобно вещи и это будет не только полезным фактором для здоровья, но тем самым вы избежите трудного воспитательного процесса по наведению порядка в школе, дома. Если не правильно сидит, проверьте положение позвоночника и зрение ребенка, возможно, он плохо видит. Правильную осанку формирует не столько сам позвоночник, сколько мышцы корпуса тела, поскольку именно мышцы помогают удерживать тело в вертикальном положении, развивайте мышцы тела физическими упражнениями. Ребенку лучше бегать, чем сидеть у компьютера.

Шаг пятый. Встань ровно! Этот девиз ребенок слышит дома и в различных детских учреждениях. Вообще, ребенку лучше не стоять, а двигаться, уважаемые родители. В движении работают различные группы мышц тела ребенка и тем самым меньше устают. Если стоять, то стоять нужно правильно как ребенку, так и взрослому человеку. Стоять целесообразно таким образом, чтобы проекция центра масс тела проходила через середину площади опоры. Это не будет сверхсложной задачей с вашей стороны, но поможет развить правильного положения позвоночника у вашего ребенка и в будущем убережет от многих проблем со здоровьем уже в зрелом возрасте.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"
КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ"

  1. Ф.И.О., количество детей в семье
    _____________________________________________________________
  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? ____________________________________________________________
  3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
    _____________________________________________________________
  4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
    _____________________________________________________________
  5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
  6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
  7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? (Да, нет, редко)
  8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? (Да, нет).
  9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Какие используете в повседневной жизни?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?      (Да, нет)
  11. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
  12. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
  13. Какие виды деятельности у ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни? (подвижные и спортивные игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, музыкально-ритмическая деятельность, просмотр телепередач, конструирование, чтение книг, другое)
  14. Можете ли вы дать определение «правильной осанки»? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
  15. Беседуете ли вы со своим ребенком о правильной осанке?  (Да, нет, редко)
  16. Проверяете ли вы осанку своего ребенка самостоятельно? (Да, нет)
  17. Знакомы ли вы с упражнениями по формированию правильной осанки у детей? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
  18. Знакомы ли вы с причинами возникновения неправильной осанки? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
  19. Нужна ли Вам консультация по формированию правильной осанки? (Да, нет)

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формирование осанки у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы -  разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка? Вот некоторые из многих причин:

  1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит         в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  1. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
  2. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы - это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет  способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ! Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушения осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара - великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность - вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.).



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ 

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра "Меткий бросок".

Цель: Укрепление мышц плечевого пояса, формирование правильной осанки, развитие глазомера. Рекомендуемый возраст 3-7 лет.

На расстоянии 2м ставиться корзина или коробка (корзину лучше повесить чуть выше головы). Игроки по очереди подходят к корзине и бросают мяч в цель. Бросок совершают двумя руками из-за головы. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

Игра "Передай мячик"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст 4-7 лет.

Одновременно в игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Дети садятся на скамейку и принимают исходное положение: спина прямая, плечи разведены, руки согнуты в локтях. Сохраняя такое положение рук и прямую спину, дети передают мяч из одного конца ряда в другой. Проигравшим становится тот, кто-либо уронит мяч, либо изменит исходное положение.

Игра "Канатоходцы".

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Рекомендуемый возраст - 4-7 лет.

На полу раскладывается веревка - это цирковой канат. Дети - канатоходцы. От них требуется пройти по канату и не упасть. Для этого они должны принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущий при этом может читать стихи:

Мы ребята - акробаты,

Смело ходим по канату,

Прямо, боком, с поворотом,

И, закрыв глаза, с подскоком.

Чтобы делать это ловко,

Нам нужна всем тренировка.

Дети ходят по веревке прямо, потом боком, приставным шагом. Можно усложнить игру, если ребята будут дополнительно носить на голове груз в виде мешочка с песком.

Игра "Щука"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст 3-6 лет.

Участвует от 2 до 10 человек. Один игрок изображает щуку. Он должен охотиться на остальных - "мальков". Щука бегает за другими рыбками. Если она ловит малька, коснувшись его рукой - он сам становится щукой. Для того чтобы спастись от такой участи у ребенка только один выход: в тот момент, когда приближается щука, спрятаться в "домике" - встать прямо, вытянувшись, ноги вместе, руки подняты вверх, ладони сложены.

Игра «Идет зайка в гости»

Цель игры: развитие мелких и крупных мышц, координации и быстроты движений, скоординированности движений туловища и конечностей.

Ход игры:

По вашей просьбе все дети встают в круг. При помощи считалки определите среди них «зайку», который должен занять место в середине круга.

Произносите стишок, а дети должны повторять его за вами:

Зайка наш идёт к друзьям –
Мышкам, белкам, воробьям…
Вымыл шейку он и ушки,
Причесал свою макушку,
Вымыл лапки тщательно,
Вытер их старательно.
Приоделся – и скок-скок,
Прыг скорее за порог.

«Зайка» должен проделывать все движения, которые упоминаются в стишке, а остальные – повторять за ним.

После окончания чтения стихотворения «зайка» должен указать на игрока, к которому «решил зайти в гости», то есть поменяться с ним местами. И игрок встаёт в середину круга вместо «ушастого».

Игра продолжается до тех пор, пока не сменится пять-шесть «зайчиков».

 

Игра «Рыбка»

Цель игры: укрепление мелких и крупных мышц и конечностей, тренировка вестибулярного аппарата.

Оборудование:

  • Мягкое одеяло и коврик.

Ход игры:

Постелите на пол мягкое одеяло. Ребёнок должен лечь на него на спину, а потом быстро перекатываться на живот (при этом его руки вытянуты вверх или идут вдоль тела) и обратно – подобно тому, как это делает рыбка в воде.

Важно!

В начале игры подстраховывайте ребёнка.

Для продолжения игры ребёнок должен лечь на более твёрдую поверхность и переворачиваться уже самостоятельно, без подстраховки.

Повторять игру надо три-пять раз, устраивая небольшой отдых между повторениями.

 

Игра «Гимнастика для ежика»

Цель игры: укрепление мышечного корсета позвоночника.

Ход игры:

 В начале игры покажите детям, как ёжик делает гимнастику. Для этого лягте на спину и поднимите руки за голову, а потом максимально вытянитесь – «ёжик» вытянулся. Затем, поднимая верхнюю половину туловища, наклонитесь вперёд, сгруппируйтесь, обхватив ноги под коленями, — это будет обозначать, что «ёжик свернулся».

Потом ваши движения должны по очереди выполнять дети, а вы будете корректировать их действия, если возникнет необходимость.

После этого по вашему сигналу дети самостоятельно делают «гимнастику ёжика» пять-шесть раз. Перед каждым повторением они обязательно должны полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.

Важно!

При правильном расслаблении, потрясая руками лежащего на спине ребёнка, движения переходят с рук малыша на весь плечевой пояс и шею, его голова при этом тоже будет немного покачиваться.

 

Игра «Журавли и лягушки»

Цели игры: развитие ловкости, обучение умению сохранять равновесие, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общего тонуса мышц.

Оборудование:

  • Кусочек мела.

Ход игры:

При помощи считалки разделите детей на «журавлей» и «лягушек» (последних должно быть больше). На полу мелком в одном из уголков помещения начертите круг – так вы обозначите границы болота, в котором «лягушки» спасаются от опасности.

«Журавли» должны передвигаться только на одной ноге, «лягушки» — на четвереньках. При этом птицы должны постараться поймать земноводных, а те – как можно быстрее укрыться в болоте.

Потом игроки меняются ролями.

Важно!

«Журавлям» во время игры разрешается менять ноги.

 

Игра «Воробышек»

Цели игры: обучение умению прыгать, укрепление мышечного корсета позвоночника.

Оборудование:

  • Коврик.

Ход игры:

Постелите на пол коврик. Предложите ребёнку сесть на него, как сидит воробушек, — на корточках и согнув руки в локтях, касаясь при этом пальцами плеч, тем самым изображая крылышки. Взрослый помогает ребёнку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад, как можно ближе к телу. Затем ребёнок встаёт и выполняет прыжки на месте (прыгает, как воробушек).

Игра «Волк и поросята»

Цель: формировать устойчивый навык правильной осанки с помощью стены без плинтуса.

Оборудование :

стена без плинтуса.

Ход игры:

По сигналу воспитателя или водящего дети двигаются по залу в различных направлениях, выполняя произвольные движения. Ребёнок-водящий («волк») через некоторое время выскакивает из укрытия и пытается запятнать детей. Спастись можно в домиках (специально очерченных местах в зале возле стены без плинтуса). Для этого необходимо плотно прижаться к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами, затылком (руки вдоль туловища) и не двигаться. Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, считается пойманным и выполняет задания «волка» на укрепление мышечного корсета (отжимания от гимнастической скамейки, приседания, подъёмы туловища из положения лёжа и т.д.). Водящий меняется, и игра продолжается.

Игру можно сопровождать потешками:

Поросята.

Серый, серенький волчок

Вышел из засады,

Он зубами щёлк да щёлк,

Мы совсем не рады…

Волк.

Поросят поймать мне нужно

И себе устроить ужин.

Ведь лучше и не надо

Мне другой награды.

Поросята.

А ты попробуй догони.

Разбежались — раз, два, три…

Игра «Цветочек»

Цель: учиться правильно распределять нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, фиксировать позу.

Оборудование :

обруч

Ход игры:

Дети двигаются под музыку, выполняя любые движения. По сигналу они должны быстро прилечь вокруг обруча, касаясь его ступнями в виде лепестков, и чётко зафиксировать позу, симметрично расположив части тела (руки вдоль туловища — в стороны или вверх, ноги прямые).

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

А потом ещё вокруг.

Лишь коснёшься ты земли,

Спинку ровненько держи!

Методические указания:

 Воспитатель обращает внимание на то, как дети опускаются на пол (не шлёпаясь всем телом).

Игра «Не уроним шляпу»

Цель: формировать умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование:

мешочки с песком (200—300 г) по количеству детей.

Ход игры:

Дети стоят. Им кладут на голову лёгкий груз («шляпу» в виде мешочка, наполненного песком). Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельно полу, руки спокойно опущены вдоль туловища), воспитатель даёт сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате (площадке), сохраняя ровную осанку. Можно усложнить игру, предложив играющим пройти по начерченной линии, пританцовывая, бегом или переступая через разные предметы и приговаривая:

Хожу я прямо в шляпе,

Как будто это папа

Шагает на работу,

А, может быть, в кино.

И главное, ребята, —

Шагаю с настроением

И ем я эскимо.

Игра «Голова — Ноги»

Цель: формировать навыки правильной осанки; развивать силовые качества, укреплять мышцы брюшной полости.

Ход игры:

Ребёнок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги (на счёт 1, 2, 3, 4). Ребёнок повторят счёт, после чего медленно опускает на коврик голову, а потом ноги. Воспитатель контролирует положение позвоночника ребёнка, который должен всей спиной прижаться к коврику.

Я лежу на коврике

Очень-очень ровненько.

Ножки дружно поднимаю,

Стройным, сильным быть желаю!

Игра «Пчелки и ласточка»

Цель: учить детей умению бегать, сохраняя правильное положение тела; развивать быстроту реакции, смелость, координацию движений рук и ног.

Оборудование: 

обруч («гнездо»).

Ход игры:

Один ребёнок — «ласточка», остальные — «пчёлки». Играющие («пчёлки») летают по поляне, размахивая «крылышками» (руками) и издавая характерное жужжание (спинки ровные), напевая песню:

Пчёлки летают,

Мёд собирают.

«Ласточка» сидит в «гнезде» и слушает песенку. По окончании песенки говорит:

Ласточка летает быстро —

Пчёлке нужно улетать,

Будешь чуть нерасторопной,

Может ласточка поймать…

С последними словами «ласточка» вылетает из «гнезда» и ловит «пчёл». Пойманные «пчёлы» принимают определённую позу (спинка ровная, руки в стороны).

Игра «Сохрани осанки»

Цель: закреплять умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Ход игры:

По предложению взрослого ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямая шея вертикально, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, плечи слегка опущены на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развёрнута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены.

Скользя по стене тыльной стороной кистей, ребёнок слегка поднимает руки, пальцы разведены (как у ёлочки иголочки), напряжены. В такой позе отойти на 3—4 шага вперёд от стены (поза напряжённая), затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо, пройтись 1—2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку, со словами:

Я стройный, как ёлочка,

Я стройный, как линеечка,

Все любят стройных мальчиков,

Все любят стройных девочек».

Игра «Волшебные квадратики»

Цель: развивать воображение детей в движениях посредством музыки и художественного слова; упражнять в равновесии на ограниченной площади; развивать координационные способности и двигательное творчество.

Оборудование:

квадратики по количеству детей, карточки с изображением зверей, птиц, набор четверостиший.

Ход игры:

Дети становятся на свои квадратики и выполняют движения, характерные для изображения на карточке, которую показывает ведущий в сопровождении слов. После выполнения упражнения дети возвращаются в свои «домики».

Ведущий:

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу,

Часто нагибаюсь,

Клюковкой питаюсь.

Потом ровно постою

И немного отдохну.

(Встать на квадрат и под музыку тянуть руки вверх.)

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достаёт свысока.

(Ходьба гуськом вокруг квадратиков.)

Как-то летним вечерком

Утята в стайке шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

(На голове у детей «блинчики» или другие приспособления.)

Ветер северный подул: «с-с-сс»

И все листья с липы сдул.

(Изображают ветер.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на качество выполнения того или иного движения.

Игра «Птицы на ветках»

Цель: формировать навыки правильной осанки; развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование: гимнастические скамейки (для детей старшего дошкольного возраста).

Ход игры:

Дети делятся на две команды («Синицы» и «Снегири»). Стоят на гимнастических скамейках («ветках») с красивой осанкой (спина прямая, голова и подбородок приподняты). По сигналу воспитателя: «Птички могут полетать, кошки вроде не видать…» дети бегают («летают») по залу, размахивая руками, как птица крыльями.

Воспитатель читает стихотворение:

Кошка выспалась немножко,

Хочет птичек пощипать,

Нужно всем быстрей на ветки,

Чтобы в пасть к ней не попасть…

Появляется «кошка». Дети должны забраться на гимнастические скамейки и принять ранее обусловленную позу (спина прямая, руки чуть в стороны). Выигрывают те, кто раньше и правильнее примет позу.

Методические указания. Воспитатель предупреждает и следит за тем, чтобы дети аккуратно, не толкаясь, забирались на гимнастические скамейки, при необходимости помогает им. «Кошке» предлагается только имитировать погоню за птицами. Воспитатель обращает внимание на то, что у неё очень грациозная походка и гибкая спинка.

Игра «Стой»

Цель: развивать координационные способности, ритмичность, умение принимать правильную осанку по сигналу; воспитывать внимание, самостоятельность.

Ход игры

Дети находятся на площадке и под музыку выполняют танцевальные движения, предложенные водящим, т.е. воспитателем, или одним из детей (самостоятельно, в парах, тройках и четвёрках). Музыка замолкает, дети принимают стойку «оловянного солдатика», фиксируя правильную осанку. Водящий внимательно осматривает детей, их осанку, выделяет лучших после каждой остановки.

Я солдатик оловянный,

На посту стою — не дрогну,

Проходи своей дорогой,

За осанкой слежу строго!

Методические указания. Сначала оценивается индивидуальное, затем парное и т.д. выполнение предложенных заданий. Выигрывает тот, кто правильнее всех справится с заданием.

Игра «Перебежки, переходы»

Цель: развивать быстроту, ловкость; формировать правильную осанку; воспитывать желание быть крепким и здоровым.

Оборудование: «блинчики».

Ход игры

Игроки строятся в шеренгу за стартовой линией. По команде педагога дети бегут по прямой к финишу (дистанция 10—15 метров), поворачиваются кругом, кладут на голову «блинчик» и шагом, соблюдая правильную осанку, возвращаются на стартовую линию. Отмечаются три первых победителя.

Методические указания. Игра проводится с группой детей (6—8 человек) на ровной площадке.

Игра «Полезные движения»

Цель: развивать координационные способности; воспитывать внимание; учить выполнять упражнения, направленные на коррекцию осанки.

Ход игры

Сначала в роли водящего выступает воспитатель. Он показывает ряд упражнений, направленных на формирование правильной осанки, и объясняет, почему эти движения полезны, какие мышцы укрепляют. Дети повторяют. Ребёнок, который выполняет упражнения лучше всех, становится водящим.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь,

Наклоняюсь, прогибаюсь,

поворачиваюсь.

Ах, красивая спина,

Посмотрите на меня!

 

Игра «Погладь зверюшку»

Цель: формировать правильную осанку; закрепить названия животных.

Оборудование: подвесной обруч «Весёлая карусель».

Ход игры:

Ведущий читает стихотворение, дети в такт стихам выполняют физические упражнения.

В зоопарке мы гуляли.

И зверей всех изучали.

(Шагают на месте.)

До чего все хороши —

(Обнимаем себя.)

И собаки, и коты,

И слоны, и обезьяны,

И даже гиппопотамы.

(Руки направлены вверх, вниз, в стороны, вперёд.)

Я потрогать их хочу,

Но достать их не могу.

(Тянут руки вверх к обручу.)

Руки вверх я подниму,

Ещё выше подтянусь,

На носочки поднимусь!

(Действия детей соответствуют речи)

Наконец-то, вот! Ура!

Я погладил их, друзья.

Методические указания. Воспитатель, регулируя высоту обруча с подвесными игрушками, побуждает детей тянуться вверх двумя руками. В конце игры даёт возможность всем детям дотянуться до желаемой игрушки и погладить.

Игра «Подари подарок другу»

Цель: формировать правильную осанку; закреплять порядковый счёт.

Оборудование: «весёлые блинчики».

Ход игры:

Дети сидят на ковре. Каждый из них дарит «весёлый блинчик» ребёнку, которого укажет воспитатель: «Подари «блинчик» второму (пятому, восьмому...) по счёту ребёнку».

Дети благодарят друг друга за подарок, «блинчик» кладут на голову, внимательно следят за тем, чтобы следующий подарок тоже попал по предназначению.

В конце игры дети с «блинчиками» встают и выполняют несколько упражнений (приседания, ходьба по специальным дорожкам и др.).

Методические указания. Воспитатель побуждает детей следить, чтобы «блинчики» не падали.

Игра «Догони»

Цель: формировать правильную осанку; развивать ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: фитболы (по количеству детей).

Ход игры:

Выбирается ведущий, который будет догонять. Все дети сидят на фитболах, ведущий тоже. По команде «Раз, два, три — попробуй догони» ведущий пытается дотронуться до прыгающих детей.

Методические указания. Игра повторяется 2—3 раза, избегаем падений. Оцениваются не только ловкость и быстрота, но, прежде всего, качество движений, посадка игроков. Следим за правильной осанкой во время выполнения прыжков на фитболах. Игру можно проводить после определённого количества занятий с фитболами.

Игра «Мой островок»

Цель: закреплять умение принимать правильное положение тела (правильную осанку); учить выполнять правила игры.

Оборудование: «островки безопасности», гимнастическая стенка.

Ход игры:

Выбирают водящего. Его задача — запятнать как можно больше игроков, но только тех, которые не успели на определённых «островках безопасности» вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему встать на «островок» и принять правильную осанку, как он уже в безопасности.

Методические указания. Продолжительность игры — 5—10 минут; два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не запятнанных.

После выполнения упражнений на осанку можно предложить детям повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т.д., расслабив мышцы на 15—20 с.

Игра «Аист на охоте»

Цель: сохранять статичную позу на одной ноге, развивать чувство равновесия.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, руки скрещены на груди. После слов ведущего «Аист на охоте» они отводят руки в стороны, пальцами рук сцепляются друг с другом и поднимают одну ногу, согнутую в колене к груди и медленно поворачивают голову влево, а затем вправо («высматривают добычу»). Побеждает тот, кто дольше всех сможет простоять на одной ноге, сохраняя красивую и правильную осанку.

Методические указания. При проведении игры необходимо побуждать детей чередовать опорные ноги для распределения нагрузки.

Игра «Аисты и вороны»

Цель: учить сохранять статичную позу с закрытыми глазами, развивать чувство равновесия.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям принять исходное положение, стоя прямо, руки в стороны, спина прямая, плечи слегка отведены назад, глаза закрыты. «Это аисты спят у себя в гнёздах». По команде «Ночь!» дети летают с прямой спиной, широко и плавно размахивая руками («крыльями») в разных направлениях, облетая свои «гнёзда» (обручи). По команде «Аисты, домой!» — летят в «гнёзда» и принимают исходное положение (взрослый или водящий наблюдает за их осанкой).

Дети, которые не приняли правильную осанку, превращаются в «ворон», но продолжают играть, чтобы снова превратиться в «аистов».

Игра «Послушный мяч»

Цель: формировать правильную осанку; тренировать слаженность и координацию движений.

Оборудование: мячи диаметром 25—30 см.

Ход игры:

Лёжа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч (повторить 4—6 раз в каждую сторону). Плечи при этом желательно удерживать прижатыми к полу.

Выигрывает тот, кто меньше всего ронял мяч.

Методические указания. Такие упражнения с поворотами (скручиваниями позвоночника) необходимо делать в медленном темпе с ощутимым напряжением мышц.

Игра «Вам письмо»

Цель: формировать правильную осанку; закреплять знание сенсорных эталонов и геометрических фигур.

Оборудование: карточки (письма) различных цветов, размеров и форм.

Ход игры:

По считалке выбирается «почтальон». У него сумка с карточками («письмами») синего и белого цветов. На противоположных сторонах площадки начерчены две линии соответствующих цветов. За синей линией — дома мальчиков, за белой — девочек. Дети двигаются по всей площадке, выполняя различные задания на формирование правильной осанки. «Почтальон» двигается вместе с детьми с гордой осанкой. По окончании музыки «почтальон» достаёт из сумки очередную карточку (синего или белого цвета) и громко произносит: «Вам письмо!» Играющие (только те, чьё письмо было поднято вверх) стараются быстрее попасть к себе в дом соответствующего цвета, замереть в основной стойке и дожидаться «почтальона» с красивой осанкой. «Почтальон» может чередовать карточки, а может поднимать их одновременно.

Выигрывает та команда, игроки которой во время игры смогли сохранить хорошую осанку и реже ошиблись при вручении «писем».

Методические указания. Для усложнения могут использоваться «письма» других цветов, размеров и форм (использовать 4—8 цветов); цвета могут заменяться на цифры и другие определённые ориентиры; может увеличиваться количество команд и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Упражнения у вертикальной плоскости.

Стоя у стены, необходимо соприкасаться с ней пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить ладонь. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при таком положении ребенок должен почувствовать и запомнить.

  1. Не меняя этого положения сделать несколько шагов вперед, в сторону, опять вернуться к стене и принять исходное положение.
  2. Присесть с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперед, вернуться в исходное положение.
  3. Стоя у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны.
  4. Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.
  5. Поднять прямую правую (левую) ногу вперед, руки вперед.
  6. Руки в стороны. Наклоны вправо, (влево) с отведением ноги в сторону.
  7. Ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперед, касаясь пальцами ног.
  8. Ноги врозь, руки на поясе. Поднимание рук вверх.

Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9лет поначалу не более 6-8 раз.

Упражнения с мешочком на голове.

Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи. Можно использовать деревянный кружок, а лучше мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью.

  1. Стоя у стены, мешочек на голове, руки опущены. Пройти по лалу и вернуться обратно. Обойти какие – либо предметы, перешагнуть через препятствия.
  2. Отойдя от стены на 1-2 шага присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение.
  3. Встать на скамейку и сойти с нее.
  4. Ноги врозь, шире плеч, руки опущены. Поднять руки вперед, в стороны.
  5. Ноги врозь, руки в стороны. Поднять правую (левую) согнутую ногу, руку положить на колено.
  6. Ноги врозь, руки на поясе. Поднять правую (левую) ногу вперед, руки в стороны.
  7. Стоя на коленях, руки вперед. Встать без помощи рук.
  8. Ноги врозь, руки в стороны. Круговые движения тазом.

Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9 лет поначалу не более 6-8 раз.

Специальные физические упражнения с “волшебной” гимнастической палочкой.

Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, держит гимнастическую палку за концы внизу перед собой. Каждое упражнение повторять по 4-8 раз.

  1. Прямыми руками поднять палку вверх над головой, сгибая руки опустить ее на лопатки, поднять палку над головой, вернуться в исходное положение.
  2. Повороты с палкой за спиной. И.П. - прежнее, но палка на уровне лопаток. Повернуться вправо (влево), вернуться в и.п.
  3. Наклоны в стороны. И.П. – прежнее, палка на уровне лопаток. Наклониться в одну сторону, встать прямо, наклониться в другую сторону, вернуться в и.п.
  4. Перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.
  5. Поднять палку вверх, потянуться, встав на носки, опуститься на всю ступню, палку на лопатки.
  6. Поднять палку вверх, повороты в стороны.
  7. Поднять палку вверх. Наклониться вперед и положить палку у носков. Выпрямиться, руки вниз. Наклониться и взять палку. Выпрямиться. Палку на лопатки.
  8. Лежа на животе, палка вверху. Прогнуться, не отрывая от пола ноги.
  9. Лежа на животе. Палка вертикально впереди. Держать ее руками снизу. Перехватывая руками палку по направлению вверх, прогнуться. Также вернуться в исходное положение.
  10. Лежа на животе, палка вверху. Перевести палку на лопатки и прогнуться.
  11. Лежа на спине, палки впереди. Сгибая ноги вперед, продеть их между руками и подвести палку под колени.
  12. Лежа на спине. Палка внизу. Руки к груди, руки вверх, руки за голову.
  13. Лежа на спине. Велосипедные движения ногами. Палка перед грудью, перехватывать от концов к середине и обратно.
  14. Сидя, ноги в стороны, палка внизу. Поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.
  15. Стоя на коленях, палка внизу. Поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.
  16. Стоя, ноги вместе, палка вертикально за спиной, руки согнуты. Присесть.
  17. Стоя, ноги вместе, палка в опущенных руках, поднять правое (левое)
  18. Стоя, ноги вместе. Палка на ладони. Удерживать палку в вертикальном положении как можно дольше.
  19. стоя, ноги вместе. Палка вертикаль в одной руке, хватом за середину. Перебрасывание палки с руки на руку, не теряя равновесие.
  20. Стоя боком к палке, лежащей на полу. Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки через палку вправо-влево с продвижением вперед, а затем обратно (спиной).
  21. Ходьба по палке приставным шагом и “елочкой”.
  22. Стоя на палке, руки на поясе. Перекатывание с пятки на носок и обратно.

Ходьба по залу, палка за спиной на высоте углов лопаток, хват за концы

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы». Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку.

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой: «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй! »

Лодочка

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

5. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.



Предварительный просмотр:

Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе.

правильная осанка

Плечи развёрнуты и отведены назад;

Лопатки не выпирают;

Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

Голова держится прямо;

Спина ровная;

Походка лёгкая;

Фигура стройная.



Предварительный просмотр:

Причины формирования

неправильной осанки

В детском возрасте позвоночник любого человека отличается своей гибкостью и пластичностью, при этом скелет развивается немного быстрее мышечной ткани. Так, на уровне грудного кифоза располагается передняя продольная связка, развитие которой несколько отстает от развития скелета и потому она не в состоянии обеспечить стабильное положение позвоночника. Только после завершения роста позвоночника она достигает необходимых показателей и включается в процесс удержания грудного кифоза. Подобные особенности в сочетании с недостаточной двигательной активностью и неправильными позами приводят к формированию неправильной осанки.

В частности, круглая спина - это следствие достаточно частого пребывания в позе лежа или сидя калачиком. В такой позе мышцы передней поверхности бедер укорачиваются, а ягодичные мышцы и мышцы задней поверхности бедер, наоборот, растягиваются, а это увеличивает наклон таза, что, в свою очередь, приводит к поясничной кривизне, которая будет наблюдаться в положении стоя.

Предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника вызвана его уплощением, что является следствием недостаточно наклона таза. Зачастую причиной таких изменений является ранее усаживание младенца, из-за чего поясничный отдел слишком сильно вытягивается и в дальнейшем скорректировать такую фигуру достаточно сложно.

Стоит отметить, что зачастую первые и достаточно незначительные отклонения в формировании осанки остается просто незамеченными и к специалисту ребенок попадает, уже имея серьезные отклонения (нарушение осанки), а это существенно затрудняет процесс коррекции осанки. В тоже время на формирование осанки влияет множество факторов, среди которых такие как степень развитости и характер:

  • строения костной системы,
  • нервно-мышечной системы,
  • связочно-суставного аппарата.

Влияют на формирование осанки и особенности быта и, естественно, всевозможные нарушения деятельности организма, особенно перенесенные в детстве заболевания. При этом нужно отметить, что в любом возрасте осанка достаточно нестабильна и возможны изменения как в лучшую, так и худшую сторону. Как правило, у детей наиболее частое нарушение осанки наблюдается в 5-7 летнем возрасте и в период полового созревания. В школьное время осанка нестабильна и зачастую зависит от психики ребенка, развития мускулатуры спины, живота, ног, состояния нервной системы.

Отклонения осанки от правильного положения называют дефектами или нарушениями и заболеванием это не считается. Однако все эти нарушения осанки — это промежуточное состояние между патологией и нормой, и по сути являются предболезнь, так как нарушение осанки серьезно ухудшает условия функционирования внутренних органов, что может стать условием для развития различных заболеваний.

Перечисленные отклонения в осанки обычно возникают вследствие гиподинамии, из-за использования неправильной позы во время отдыха или работы, из-за длительного стрессового состояния. При этом подобные изменения в первую очередь влияют на деятельность опорно-двигательного аппарата, в частности, появляются так называемые «ошибочные» рефлекторные связи, которые приводят к мышечному дисбалансу, который обусловлен слабостью связок и мышц. Серьезное изменение в позвоночнике вызывает развивающееся плоскостопие у детей. Этот недуг, при отсутствии серьезного лечения, дает самую прямую связь усиления плоскостопия и искривления осанки. 

Естественно, болезнь гораздо проще предупредить, чем потом пытаться ее лечить и по наблюдениям специалистов ничто не способствует формированию правильной осанки так, как систематические физические упражнения и воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Из опыта работы: игры, упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста...

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка-привычное положение тела во время стояния...

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка по валеологии "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста". "Правильная осанка" Цель: Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения....

Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Материал воспитателям ДОУ для работы с детьми по сохранению правильной осанки....

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Хорошая осанка имеет большое эстетическое и физиологическое значение. Она обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка...