Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

        Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы »

        Педагогическая актуальность.

         Анатомия человека является одним из самых интересных и востребованных научных направлений современности. Несмотря на многовековую историю, анатомия человека до сих пор хранит огромное                         количество тайн и секретов. Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и                 неповторимой. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку способность к познанию и строению своего организма.

         Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

         Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает строение тела человека, расположение в нем органов, то создание                       дидактической игры при помощи наглядного материала в виде деталей с изображением частей тела и различных органов является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для

         этой цели.

      Игра «Все части тела важны, все человеку нужны» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся с новыми и закрепят раннее полученные знания о строении            тела человека его функциях, органов которые в него входят и с их расположением.     

         Дети еще не знают особенностей строения своего тела поэтому, игра

      «Все части тела важны, все человеку нужны» позволит расширить детский кругозор в этом направлении и поможет воспитать навыки более бережного отношения к своему телу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktichekaya_igra.docx950.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аист»

Методическая разработка дидактической игры

«Все части тела важны, все человеку нужны».

по теме «Человек: части тела, внутренние органы»

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\валентина\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20191005_212611.jpg

Подготовила:

                                                                Леготина Валентина Викторовна

                                                       Должность:

                                                                  воспитатель

2018

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Инструкционная карта        
  • Правила игры        
  • Дидактическое оборудование        
  • Список литературы
  • Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы»

Педагогическая актуальность.

Анатомия человека является одним из самых интересных и востребованных научных направлений современности. Несмотря на многовековую историю, анатомия человека до сих пор хранит огромное количество тайн и секретов. Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и неповторимой. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку способность к познанию и строению своего организма.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает строение тела человека, расположение в нем органов, то создание дидактической игры при помощи наглядного материала в виде деталей с изображением частей тела и различных органов является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

Игра «Все части тела важны, все человеку нужны» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся с новыми и закрепят раннее полученные знания о строении тела человека его функциях, органов которые в него входят и с их расположением.

Дети еще не знают особенностей строения своего тела поэтому, игра

«Все части тела важны, все человеку нужны» позволит расширить детский кругозор в этом направлении и поможет воспитать навыки более бережного отношения к своему телу.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема: «Все части тела важны, все человеку нужны».

Цель: Формирование знаний детей о строении тела человека, расположения различных органов. Усвоить внешнее строение и функции органов; научить называть, находить и показывать детали частей тела, умение правильно расположить органы на соответствующих частях тела.

Задачи:

1.        Закреплять знания детей о разных органах и частях тела;

2.        Развивать связную речь, внимание, память;

3.        Воспитывать        дружеское        отношение        к        сверстникам,

желание играть вместе.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игровое правило. Воспитатель читает стихотворение или загадывает загадку про части тела и органы, а дети должны отгадать и узнать их, назвать полным ответом и выбрать из множества картинок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок. Соревнование – кто быстрее и правильно ответит на вопрос и найдет картинку. Выигрывает тот, кто больше нашел картинок.

Ход игры. Игра проводиться после ознакомления детей со строением человека, ознакомления с названиями различных частей тела, органов и их функциями.

На столе разложены детали, воспитатель задает вопрос, дети по очереди отвечают полным ответом и выбирают нужную деталь, игра продолжается, пока дети не разберут все детали (части).

Маша весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны нашей Маше … (ножки)

Маша ягодки берёт по две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Маше … (ручки)

Маша слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны,

Нашей Маше … (ушки

Маша ядрышки грызёт,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Маше … (зубки)

Маша смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Маше … (глазки)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

Есть у Маши две горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

Есть у Машеньки работники,

Во всём помочь охотники.

Живут не за стеной —

День и ночь со мной:

Целый десяток

Верных ребяток! (Пальцы)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык)

Главнее его нам с тобой не найти,

Заставит он сесть и заставит идти.

Запомнит стишок, и задачку решит,

И шуткою новой всех рассмешит.

Придумал он радио и телефон,

Машины, ракеты — это всё он.

И книги на полках библиотек...

И трудится он  пока жив человек! (Мозг)

(Н. Кнушевицкая)

Ходим мы, играем, пишем,

И все время дышим, дышим.

Ведь для этого недаром

Есть у всех нас легких пара.

И они, подумать только,

Все разделены на дольки,

Невесомы и воздушны.

Наши легкие послушно

Выдох делают за вздохом.

Нам без них пришлось бы плохо! (Лёгкие)

Хоть они зовутся «почки» —

Не растут из них листочки.

Две близняшки, две сестрички

Соль и лишнюю водичку

Аккуратно собирают —

Их обязанность такая.

Нас избавят почки дружно

От того, что нам не нужно! (Почки)

Все сказку про Красную шапочку знают,

Но только вот здесь заковырка какая:

Бабушка в волчьем сидела желудке!

Скажу вам, что это лишь милая шутка.

Желудок размером не очень велик,

И бабушек прятать он не привык,

У человека и зверя любого

Служит желудок совсем для другого.

Соком желудочным пищу польёт,

Побудет чуть-чуть она здесь — и вперёд.

Конфета, ватрушка или печенье

Дальше отправятся без промедленья!

(Желудок)

В человеческом теле множество органов, и все они выполняют свою особую работу. Один из таких органов, о котором вы, может быть, не слышали — мочевой пузырь. Его задача — собрать всю мочу, которая больше не нужна телу. Потом, когда пузырь наполняется, он сообщает об этом мозгу, мозг посылает тебя в туалет, а пузырь выжимает мочу на горшок или в унитаз.

Воспитатель подводит итог, выделяет самых активных – вы хорошо и быстро, полным ответом отвечали на вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Макет с изображением тела и муляжи органов человека (Прил. 1)
  • Картинки с различными органами, частями тела (Прил. 2)
  • Конспект интегрированного занятия на тему: «Знай своё тело»

ЛИТЕРАТУРА

Сборник стихов Н. Кнушевицкая

http://www.maam.ru 

http://www.chudo-chado.net

                                                                                         

                                                                                                     Приложение 1

C:\Users\валентина\Desktop\100024288727b0.jpg

                                                                                                        Приложение 2

                                                                                                      Приложение 3

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Знай своё тело»

Цель: Продолжать знакомить детей со строением человека, с возможностями и функциями человеческого организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.

Материал к занятию: Проволочный человечек. Карточки : ухо, горло, нос, глаза. Картинка с изображением черепа, мускулов. Мягкий пакет молока. Брюки. Фартук с изображением внутренних органов. Два шприца (10 и 20 мл.), трубки от капельницы, марганцовка. Банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажная салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек,

Из линеек и батареек.

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Воспитатель: А правда, ребята из чего же сделаны девчонки и мальчишки, а так же их родители?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня к вам в гости придет добрый волшебник Познайка, который поможет вам много узнать о своем организме.

( Воспитатель уходит и переодевается).

Волшебник: Здравствуйте ребята, я поведу вас в увлекательное путешествие в страну которая называется «Человек». Вы узнаете много удивительного, самого неожиданного и необычного про себя, своих друзей, родителях и совершенно незнакомых людях.

- Скажите, пожалуйста, все люди одинаковые?

- А чем похожи все люди, что у них общего?

Ответы детей.

Волшебник: Сегодня я расскажу вам, из чего состоит ваш организм. У каждого есть своя голова- она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус. Правда не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове.

- Давайте поиграем в игру. Я вам буду показывать картинки, а вы будите говорить, что помогает делать этот орган.

(Показываю картинки: ухо, нос, горло, глаза).

- Еще на голове находятся волосы: одних они украшают, а у других, к сожалению, похожи на грязные сосульки.

- Голова может поворачиваться в разные стороны. Это она делать бы не могла, если бы не её помощница?

Дети: Шея.

Волшебник: У каждого человека- есть туловище. (показ на ребенке)

Туловище имеет? (показ на ребенке, а дети отвечают).

Дети: Руки и ноги.

Волшебник: Руки для человека очень важны. Они выполняют самую разнообразную работу.

Какую, например?

(Ответы детей)

Волшебник: Это благодаря нашим ладоням и пальцам, которые очень цепкие и могут удерживать разнообразные предметы. Сейчас я вам буду показывать, что можно делать руками. А вы должны угадать эти действия.

(игра на пианино, вязание, забивание гвоздей, письмо и т.д.).

Волшебник: А, что нам помогают делать ноги?

(Кто-то из детей показывает действия, другие дети отгадывают).

Волшебник: Все наше тело (голова, шея, туловище, руки, ноги) может делать еще больше. Мы можем танцевать, играть, заниматься спортом, смеяться и еще очень многое.

Кто из других существ живущих на земле может делать все это?

Ответы детей.

Волшебник: Конечно, кто-то бегает быстрее человека, слышит лучше, видит дальше, может жить под водой, под землей, летать…Но только человек может делать то, что никому из животных не под силу. Человек не может летать , как птица, но он изобрел самолет, не может жить под водой, как рыба- создал подводную лодку, не может жить под землей- строит метро и даже целые города. Вот какой умный человек!

Что помогает думать человеку?

Ответы детей.

Где находится мозг?

Ответы детей.

Волшебник: Мозг который находится в голове называется головным мозгом. (рассмотреть картинку). Головной мозг отвечает за все мыслительные процессы, контролирует наши движения и даже наше настроение. Мозг очень хорошо защищен, он хранится в костяном ларце, который называется ч е р е п. ( рассмотреть картинку).

- Почему необходимо оберегать мозг, чтобы он не пострадал?

Ответы детей.

- Как надо заботиться о головном мозге, как охранять?

Ответ детей.

- Как вы думаете,  может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять? ( показ)

Ответы детей.

Волшебник: Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на кого- нибудь надеть. Так и человек был бы бесформенным, как этот пакет молока, если бы у него не было скелета (показ).

Скелет – это наша опора.

(Появляется человечек их проволоки).

Волшебник: Посмотрите на этого проволочного человечка, он похож на наш скелет. Он как и скелет человека сгибается и разгибается в разные стороны, садится и стоит с ровной спиной. А если ходить или сидеть со сгорбленной спиной, то посмотрите, что может случиться, у человечка появился горб.

- Так, что надо делать, чтобы у вас была красивая и правильная осанка?

Ответы детей.

Волшебник: О худых людях говорят: « У него только кожа, да кости.»

Может ли быть такое на самом деле?

Ответы детей.

Волшебник: Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы

Мышцы  - главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Давайте попробуем.

( Дети выполняют движения и говорят, что им помогают делать мышцы).

Волшебник: В нашем организме спрятано еще очень много органов. Посмотрите, вот у Вовы видно, что у нас есть внутри. ( на ребенке одет фартук).

- Какой самый главный внутренний орган у человека?

Дети: Сердце.

Волшебник: Хотите я покажу вам, как работает наше сердце.

Когда оно здоровое, тренированное и слабое, не тренированное сердце. Ведь я волшебник.

ОПЫТ СО ШПРИЦАМИ.

Оборудование: 2 шприца (10 и 20 мл.) Прозрачные трубочки (дл. 1,5 – 2 м.), слабый раствор марганцовки «кровь».

Набираем равный раствор марганцовки в оба шприца и впрыскиваем одновременно в разные трубочки. Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большего объема, как тренированное, здоровое сердце продвинул жидкость на более дальние расстояние чем маленький шприц- слабое, не тренированное сердце.

Для того, чтобы сердце было здоровое, что нужно делать?

Ответы детей.

Волшебник: А что, мы еще видели в нашем организме? Что это? ( показ желудка)

Дети: Желудок.

Волшебник: Вот как работает наш желудок.

ОПЫТ.

Оборудование: Банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажная салфетка.

Предлагаем детям представить, что банка- это желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, сахара ( они растворились). Кусочек хлеба ( он размяк).

- А что обозначает слово « впитывать»?

Положим на блюдце бумажную салфетку и нальём сверху немного воды.

- Что произошло?

Жидкость впиталась. Вот так и желудок растворяет и впитывает пищу.

- Как пища попадает к нам в желудок?

Сначала она оказывается во рту, где зубы её измельчают, затем она попадает в горло, пищевод, а потом в желудок. Полезная пища остается в организме, а другая попадает в кишечник и выходит из организма.

Волшебник: А что это у нас? ( Достает воздушные шарики).

Как вы думаете,  на какой орган нашего организма похожи воздушные шарики? Это легкие.

Давайте с вами поэкспериментируем ( детям раздают шарики, каждому по 2, по кол-ву легких у человека). Сейчас мы будем надувать и сдувать шарики. Вот так же работают наши легкие. Они постоянно трудятся. И мы должны о них заботиться.

- Как мы будем заботиться о наших легких?

Ответы детей.

Волшебник: Что защищает наши внутренние органы сверху?

Дети: Кожа.

Волшебник: Посмотрите на свою кожу. Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается.

- Загрязняется ли кожа?

- Что надо делать, чтобы кожа была чистая и здоровая?

Ответы детей.

Раздается стук. Появляется человечек.

Человечек: Здравствуйте. Смотрите, я принес вам фотографии своих друзей. Выберите и раскрасьте только того человечка, у которого есть все части тела помогающие воспринимать окружающий мир.

Волшебник: Вот какая удивительная страна « Человек». Мы еще много будем по ней путешествовать, и вы узнаете еще больше интересного.

C:\Users\валентина\Desktop\99033_html_8615794.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».

Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...

Педагогический проект Тема: «В здоровом теле, здоровый дух!» для детей старшего дошкольного возраста

Наряду со множеством педагогических технологий дошкольного образования, технология здоровьесбережения стоит на первом месте. Именно она способствует усвоению знаний и умений детей в большей степени. Ч...

Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения  являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в  материалах «Кон...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...