Главные вкладки

    Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа)

            Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы »

            Педагогическая актуальность.

             Анатомия человека является одним из самых интересных и востребованных научных направлений современности. Несмотря на многовековую историю, анатомия человека до сих пор хранит огромное                         количество тайн и секретов. Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и                 неповторимой. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку способность к познанию и строению своего организма.

             Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

             Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает строение тела человека, расположение в нем органов, то создание                       дидактической игры при помощи наглядного материала в виде деталей с изображением частей тела и различных органов является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для

             этой цели.

          Игра «Все части тела важны, все человеку нужны» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся с новыми и закрепят раннее полученные знания о строении            тела человека его функциях, органов которые в него входят и с их расположением.     

             Дети еще не знают особенностей строения своего тела поэтому, игра

          «Все части тела важны, все человеку нужны» позволит расширить детский кругозор в этом направлении и поможет воспитать навыки более бережного отношения к своему телу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didaktichekaya_igra.docx950.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Аист»

    Методическая разработка дидактической игры

    «Все части тела важны, все человеку нужны».

    по теме «Человек: части тела, внутренние органы»

    для детей старшего дошкольного возраста

    C:\Users\валентина\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20191005_212611.jpg

    Подготовила:

                                                                    Леготина Валентина Викторовна

                                                           Должность:

                                                                      воспитатель

    2018

    СОДЕРЖАНИЕ

    • Пояснительная записка
    • Инструкционная карта        
    • Правила игры        
    • Дидактическое оборудование        
    • Список литературы
    • Приложение

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы»

    Педагогическая актуальность.

    Анатомия человека является одним из самых интересных и востребованных научных направлений современности. Несмотря на многовековую историю, анатомия человека до сих пор хранит огромное количество тайн и секретов. Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и неповторимой. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку способность к познанию и строению своего организма.

    Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

    Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает строение тела человека, расположение в нем органов, то создание дидактической игры при помощи наглядного материала в виде деталей с изображением частей тела и различных органов является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

    Игра «Все части тела важны, все человеку нужны» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся с новыми и закрепят раннее полученные знания о строении тела человека его функциях, органов которые в него входят и с их расположением.

    Дети еще не знают особенностей строения своего тела поэтому, игра

    «Все части тела важны, все человеку нужны» позволит расширить детский кругозор в этом направлении и поможет воспитать навыки более бережного отношения к своему телу.

    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

    Тема: «Все части тела важны, все человеку нужны».

    Цель: Формирование знаний детей о строении тела человека, расположения различных органов. Усвоить внешнее строение и функции органов; научить называть, находить и показывать детали частей тела, умение правильно расположить органы на соответствующих частях тела.

    Задачи:

    1.        Закреплять знания детей о разных органах и частях тела;

    2.        Развивать связную речь, внимание, память;

    3.        Воспитывать        дружеское        отношение        к        сверстникам,

    желание играть вместе.

    ПРАВИЛА ИГРЫ

    Игровое правило. Воспитатель читает стихотворение или загадывает загадку про части тела и органы, а дети должны отгадать и узнать их, назвать полным ответом и выбрать из множества картинок.

    Игровые действия. Поиск нужных картинок. Соревнование – кто быстрее и правильно ответит на вопрос и найдет картинку. Выигрывает тот, кто больше нашел картинок.

    Ход игры. Игра проводиться после ознакомления детей со строением человека, ознакомления с названиями различных частей тела, органов и их функциями.

    На столе разложены детали, воспитатель задает вопрос, дети по очереди отвечают полным ответом и выбирают нужную деталь, игра продолжается, пока дети не разберут все детали (части).

    Маша весело бежит к речке по дорожке.

    А для этого нужны нашей Маше … (ножки)

    Маша ягодки берёт по две, по три штучки.

    А для этого нужны нашей Маше … (ручки)

    Маша слушает в лесу,

    Как кричат кукушки.

    А для этого нужны,

    Нашей Маше … (ушки

    Маша ядрышки грызёт,

    Падают скорлупки.

    А для этого нужны

    Нашей Маше … (зубки)

    Маша смотрит на кота,

    На картинки-сказки.

    А для этого нужны

    Нашей Маше … (глазки)

    День и ночь стучит оно,

    Словно бы заведено.

    Будет плохо, если вдруг

    Прекратится этот стук. (Сердце)

    Есть у Маши две горы

    Две глубокие норы.

    В этих норах воздух бродит,

    То заходит, то выходит. (Нос)

    Есть у Машеньки работники,

    Во всём помочь охотники.

    Живут не за стеной —

    День и ночь со мной:

    Целый десяток

    Верных ребяток! (Пальцы)

    Всегда он в работе,

    Когда мы говорим.

    А отдыхает,

    Когда мы молчим. (Язык)

    Главнее его нам с тобой не найти,

    Заставит он сесть и заставит идти.

    Запомнит стишок, и задачку решит,

    И шуткою новой всех рассмешит.

    Придумал он радио и телефон,

    Машины, ракеты — это всё он.

    И книги на полках библиотек...

    И трудится он  пока жив человек! (Мозг)

    (Н. Кнушевицкая)

    Ходим мы, играем, пишем,

    И все время дышим, дышим.

    Ведь для этого недаром

    Есть у всех нас легких пара.

    И они, подумать только,

    Все разделены на дольки,

    Невесомы и воздушны.

    Наши легкие послушно

    Выдох делают за вздохом.

    Нам без них пришлось бы плохо! (Лёгкие)

    Хоть они зовутся «почки» —

    Не растут из них листочки.

    Две близняшки, две сестрички

    Соль и лишнюю водичку

    Аккуратно собирают —

    Их обязанность такая.

    Нас избавят почки дружно

    От того, что нам не нужно! (Почки)

    Все сказку про Красную шапочку знают,

    Но только вот здесь заковырка какая:

    Бабушка в волчьем сидела желудке!

    Скажу вам, что это лишь милая шутка.

    Желудок размером не очень велик,

    И бабушек прятать он не привык,

    У человека и зверя любого

    Служит желудок совсем для другого.

    Соком желудочным пищу польёт,

    Побудет чуть-чуть она здесь — и вперёд.

    Конфета, ватрушка или печенье

    Дальше отправятся без промедленья!

    (Желудок)

    В человеческом теле множество органов, и все они выполняют свою особую работу. Один из таких органов, о котором вы, может быть, не слышали — мочевой пузырь. Его задача — собрать всю мочу, которая больше не нужна телу. Потом, когда пузырь наполняется, он сообщает об этом мозгу, мозг посылает тебя в туалет, а пузырь выжимает мочу на горшок или в унитаз.

    Воспитатель подводит итог, выделяет самых активных – вы хорошо и быстро, полным ответом отвечали на вопросы.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    • Макет с изображением тела и муляжи органов человека (Прил. 1)
    • Картинки с различными органами, частями тела (Прил. 2)
    • Конспект интегрированного занятия на тему: «Знай своё тело»

    ЛИТЕРАТУРА

    Сборник стихов Н. Кнушевицкая

    http://www.maam.ru 

    http://www.chudo-chado.net

                                                                                             

                                                                                                         Приложение 1

    C:\Users\валентина\Desktop\100024288727b0.jpg

                                                                                                            Приложение 2

                                                                                                          Приложение 3

    Конспект интегрированного занятия

    Тема: «Знай своё тело»

    Цель: Продолжать знакомить детей со строением человека, с возможностями и функциями человеческого организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.

    Материал к занятию: Проволочный человечек. Карточки : ухо, горло, нос, глаза. Картинка с изображением черепа, мускулов. Мягкий пакет молока. Брюки. Фартук с изображением внутренних органов. Два шприца (10 и 20 мл.), трубки от капельницы, марганцовка. Банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажная салфетка.

    Ход занятия:

    Воспитатель читает стихотворение:

    Из чего же, из чего же, из чего же

    Сделаны наши мальчишки?

    Из веснушек и хлопушек,

    Из линеек и батареек.

    Сделаны наши мальчишки!

    Из чего же, из чего же, из чего же

    Сделаны наши девчонки?

    Из цветочков и звоночков,

    Из загадок и мармеладок

    Сделаны наши девчонки!

    Воспитатель: А правда, ребята из чего же сделаны девчонки и мальчишки, а так же их родители?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Сегодня к вам в гости придет добрый волшебник Познайка, который поможет вам много узнать о своем организме.

    ( Воспитатель уходит и переодевается).

    Волшебник: Здравствуйте ребята, я поведу вас в увлекательное путешествие в страну которая называется «Человек». Вы узнаете много удивительного, самого неожиданного и необычного про себя, своих друзей, родителях и совершенно незнакомых людях.

    - Скажите, пожалуйста, все люди одинаковые?

    - А чем похожи все люди, что у них общего?

    Ответы детей.

    Волшебник: Сегодня я расскажу вам, из чего состоит ваш организм. У каждого есть своя голова- она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус. Правда не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове.

    - Давайте поиграем в игру. Я вам буду показывать картинки, а вы будите говорить, что помогает делать этот орган.

    (Показываю картинки: ухо, нос, горло, глаза).

    - Еще на голове находятся волосы: одних они украшают, а у других, к сожалению, похожи на грязные сосульки.

    - Голова может поворачиваться в разные стороны. Это она делать бы не могла, если бы не её помощница?

    Дети: Шея.

    Волшебник: У каждого человека- есть туловище. (показ на ребенке)

    Туловище имеет? (показ на ребенке, а дети отвечают).

    Дети: Руки и ноги.

    Волшебник: Руки для человека очень важны. Они выполняют самую разнообразную работу.

    Какую, например?

    (Ответы детей)

    Волшебник: Это благодаря нашим ладоням и пальцам, которые очень цепкие и могут удерживать разнообразные предметы. Сейчас я вам буду показывать, что можно делать руками. А вы должны угадать эти действия.

    (игра на пианино, вязание, забивание гвоздей, письмо и т.д.).

    Волшебник: А, что нам помогают делать ноги?

    (Кто-то из детей показывает действия, другие дети отгадывают).

    Волшебник: Все наше тело (голова, шея, туловище, руки, ноги) может делать еще больше. Мы можем танцевать, играть, заниматься спортом, смеяться и еще очень многое.

    Кто из других существ живущих на земле может делать все это?

    Ответы детей.

    Волшебник: Конечно, кто-то бегает быстрее человека, слышит лучше, видит дальше, может жить под водой, под землей, летать…Но только человек может делать то, что никому из животных не под силу. Человек не может летать , как птица, но он изобрел самолет, не может жить под водой, как рыба- создал подводную лодку, не может жить под землей- строит метро и даже целые города. Вот какой умный человек!

    Что помогает думать человеку?

    Ответы детей.

    Где находится мозг?

    Ответы детей.

    Волшебник: Мозг который находится в голове называется головным мозгом. (рассмотреть картинку). Головной мозг отвечает за все мыслительные процессы, контролирует наши движения и даже наше настроение. Мозг очень хорошо защищен, он хранится в костяном ларце, который называется ч е р е п. ( рассмотреть картинку).

    - Почему необходимо оберегать мозг, чтобы он не пострадал?

    Ответы детей.

    - Как надо заботиться о головном мозге, как охранять?

    Ответ детей.

    - Как вы думаете,  может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять? ( показ)

    Ответы детей.

    Волшебник: Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на кого- нибудь надеть. Так и человек был бы бесформенным, как этот пакет молока, если бы у него не было скелета (показ).

    Скелет – это наша опора.

    (Появляется человечек их проволоки).

    Волшебник: Посмотрите на этого проволочного человечка, он похож на наш скелет. Он как и скелет человека сгибается и разгибается в разные стороны, садится и стоит с ровной спиной. А если ходить или сидеть со сгорбленной спиной, то посмотрите, что может случиться, у человечка появился горб.

    - Так, что надо делать, чтобы у вас была красивая и правильная осанка?

    Ответы детей.

    Волшебник: О худых людях говорят: « У него только кожа, да кости.»

    Может ли быть такое на самом деле?

    Ответы детей.

    Волшебник: Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы

    Мышцы  - главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Давайте попробуем.

    ( Дети выполняют движения и говорят, что им помогают делать мышцы).

    Волшебник: В нашем организме спрятано еще очень много органов. Посмотрите, вот у Вовы видно, что у нас есть внутри. ( на ребенке одет фартук).

    - Какой самый главный внутренний орган у человека?

    Дети: Сердце.

    Волшебник: Хотите я покажу вам, как работает наше сердце.

    Когда оно здоровое, тренированное и слабое, не тренированное сердце. Ведь я волшебник.

    ОПЫТ СО ШПРИЦАМИ.

    Оборудование: 2 шприца (10 и 20 мл.) Прозрачные трубочки (дл. 1,5 – 2 м.), слабый раствор марганцовки «кровь».

    Набираем равный раствор марганцовки в оба шприца и впрыскиваем одновременно в разные трубочки. Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большего объема, как тренированное, здоровое сердце продвинул жидкость на более дальние расстояние чем маленький шприц- слабое, не тренированное сердце.

    Для того, чтобы сердце было здоровое, что нужно делать?

    Ответы детей.

    Волшебник: А что, мы еще видели в нашем организме? Что это? ( показ желудка)

    Дети: Желудок.

    Волшебник: Вот как работает наш желудок.

    ОПЫТ.

    Оборудование: Банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажная салфетка.

    Предлагаем детям представить, что банка- это желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, сахара ( они растворились). Кусочек хлеба ( он размяк).

    - А что обозначает слово « впитывать»?

    Положим на блюдце бумажную салфетку и нальём сверху немного воды.

    - Что произошло?

    Жидкость впиталась. Вот так и желудок растворяет и впитывает пищу.

    - Как пища попадает к нам в желудок?

    Сначала она оказывается во рту, где зубы её измельчают, затем она попадает в горло, пищевод, а потом в желудок. Полезная пища остается в организме, а другая попадает в кишечник и выходит из организма.

    Волшебник: А что это у нас? ( Достает воздушные шарики).

    Как вы думаете,  на какой орган нашего организма похожи воздушные шарики? Это легкие.

    Давайте с вами поэкспериментируем ( детям раздают шарики, каждому по 2, по кол-ву легких у человека). Сейчас мы будем надувать и сдувать шарики. Вот так же работают наши легкие. Они постоянно трудятся. И мы должны о них заботиться.

    - Как мы будем заботиться о наших легких?

    Ответы детей.

    Волшебник: Что защищает наши внутренние органы сверху?

    Дети: Кожа.

    Волшебник: Посмотрите на свою кожу. Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается.

    - Загрязняется ли кожа?

    - Что надо делать, чтобы кожа была чистая и здоровая?

    Ответы детей.

    Раздается стук. Появляется человечек.

    Человечек: Здравствуйте. Смотрите, я принес вам фотографии своих друзей. Выберите и раскрасьте только того человечка, у которого есть все части тела помогающие воспринимать окружающий мир.

    Волшебник: Вот какая удивительная страна « Человек». Мы еще много будем по ней путешествовать, и вы узнаете еще больше интересного.

    C:\Users\валентина\Desktop\99033_html_8615794.png


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

    Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».

    Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...

    методическая разработка по теме: Применение инновационных приемов биоэнергопластики и артикуляционной гимнастики в коррекционной работе над чёткостью произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН  Е.И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулиру...

    Педагогический проект Тема: «В здоровом теле, здоровый дух!» для детей старшего дошкольного возраста

    Наряду со множеством педагогических технологий дошкольного образования, технология здоровьесбережения стоит на первом месте. Именно она способствует усвоению знаний и умений детей в большей степени. Ч...

    Картотека пословиц, поговорок и загадок по теме: «Русская баня – в здоровом теле, здоровый дух» для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста стремление к здоровому образу жизни....

    Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)

    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения  являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в  материалах «Кон...