"Двигательная активность ребенка в ДОУ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волынцева Елена Васильевна

консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dvigatelnaya_aktivnost.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Двигательная активность ребенка в ДОУ»

К сожалению часто взрослых чрезмерная активность детей раздражает, а ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, то есть оздоравливается, именно когда ребенок двигается. Нам с вами только остается направить эту энергию в нужное русло

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Причин сложившейся ситуации множество. Но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или настольными, в худшем просмотром телепередач. Детей стремятся устроить детей в детский сад где «учат» и «готовятся к школе» и еще дополнительно занимаются обучением чтению, иностранным языкам; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается крайне редко.

Однако известно огромное количество случаев когда ограничение активности детей в дошкольном (особенно раннем) возрасте привело к задержке психического и речевого развития. Поэтому для оздоровления ребенка важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненноважных движений (ходьба, бег, ползание, лазание, метание, упражнения в равновесии).

Наш детский сад может гордиться тем, что у нас есть отдельный физкультурный зал и квалифицированный физкультурный руководитель, поскольку основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ конечно являются физкультурные занятия.

Кроме традиционных, в детском саду используются игровые, оздоровительные, тренирующие и поло-ролевые виды физкультурных занятий.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность н развиваем за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д. Приложение

Немаловажное значение играют подвижные игры во время прогулки, а также утренняя гимнастика, которая может включать не только общеукрепляющие упражнения но и упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия.

Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни об ощущении собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, улучшаются коммуникативные возможности, реализуются задачи, связанные с общим развитием движений. Приложение

Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребенка, для укрепления общей атмосферы в детском коллективе, а если играть в семье (рекомендации родителям, то эти игры могут стать семейным «ритуалом». В качестве таковых могут стать игры «в кругу» или «ласкательные игры». Приложение

Также особенно интересными как для педагогов, так и для родителей должны стать пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте- это основная задача развивающей работы с детьми. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. В пальчиковых играх дети отображают реалии окружающего мира, а также совершенствуют движения руками и моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные взаимоотношения (ориентир на себе и вокруг себя). Очень важны эти игры для развития творчески способностей детей. Если ребенок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стихов и песенок. Приложение

Таким образом, я представила вам варианты двигательной активности в детском саду и дома, новые и разнообразные упражнения которые вы можете использовать для физического и психического здоровья своих детей.

Игры для активной двигательной деятельности детей в условиях группы.

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра "Классики"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд - два коврика рядом, 2-й - один коврик, 3-й - два коврика рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;

3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Игра "Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игра "Весёлая дорожка"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра "Займи свое место"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: "Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине"). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и

так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

1 вариант - свои коврики;

2 вариант - любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: "Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник").

Игры с тихим тренажером

Оборудование: "Тихий тренажер" - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Игра "Достань ягодку"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево.

Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра "Пройди по стенке"

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Берёзка".