Здоровье как фактор всестороннего развития успешной профессиональной личности педагога.
материал

Янова Анастасия Геннадьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nastya_fk.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 4 «Чиполлино» муниципального образования  

г. Саяногорск

Здоровье 

как фактор всестороннего развития успешной профессиональной личности педагога.

Доклад

Автор:

Инструктор по физической культуре

Янова Анастасия Геннадьевна

Саяногорск, 2019

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому множество факторов, таких как: плохая экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна.  Стресс неизбежный спутник жизни человека.

Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности.

Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.

С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.

          В практической работе и обыденной жизни педагог часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые занятия, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством.   Сумасшедший ритм жизни педагога, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию педагога. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

         Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму и перейти в эмоциональное выгорание.

        Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении.  

Оно представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений. Чтобы помощь педагогам избежать эмоциональном выгорании в нашем детском саду мной совместно с педагогом психологом создана творческая группа «Тонус».

 Цель творческой группы: укрепление и поддержание здоровья педагогов, приобщение их к здоровому образу жизни, сплочение участников образовательного процесса (педагогов), и реализация ее в условиях ДОО.

Первоочередной задачей группы  является охрана и укрепление здоровья педагогов. В  ходе проведения занятий реализуются следующие задачи:

  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  • Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния коллектива, сплочённости и творчества в движении.

В течение года  проводятся встречи группы (периодичность встреч – 1 раз в неделю). Встречи проводятся следующим образом:

  • Проводится разминка, которая включает в себя упражнения ритмические гимнастики – помогает педагогам раскрепоститься, подготовить организм к дальнейшим физическим нагрузкам.
  • Упражнения «Стретчинг» - это комплекс упражнений, предназначенный

для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и    

подвижности в суставах. Это не только благотворительно влияет на физическое самочувствие, но и способствует сплочению коллектива посредствам совместных физических упражнений. Упражнения для подголенного сухожилия – это упражнение разрабатывает мышцы бедер и помогает расслабить напряженные плечи. Упражнения

ножницы хорошо растягивает подколенные сухожилия. Упражнения для растяжки плеч, спины, пресса, ягодиц.

  • Кинезиологические  упражнения, которые способствуют развитию самоконтроля и произвольности.

Упражнение «Ухо-нос» Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение «Змейка», Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

  • Дыхательные упражнения – снимают напряжение, способствуют релаксации. Упражнение «Свеча», «Ныряльщик», «Дыхание», «Надуй шарик»

Наша Творческая группа функционирует уже на протяжении 3х лет. Анализ данных анкетирования педагогов (диагностика эмоционального выгорания, степени сплоченности педагогического коллектива и уровня стрессоустойчивости) позволяет нам сделать вывод о том, что совместное выполнение физических упражнений способствуют  не только укреплению и восстановлению физического, но и психологического здоровья педагогов и выступает средством сплочения педагогического коллектива.

Список литературы

  1. Бондин В.И. Оздоровительная физическая культура, Москва, 1999.
  2. Васильева В.Е. Лечебная физкультура- М., 1996.
  3. Мимоково И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник.- М., 2004.
  4. Девид Ли, Практика группового тренинга, Санкт-Петербург 2002.
  5. Пляскина Е.П., Психологические науки:теория и практика- М.,2015