Здоровье как фактор всестороннего развития успешной профессиональной личности педагога.
материал

Янова Анастасия Геннадьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nastya_fk.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 4 «Чиполлино» муниципального образования  

г. Саяногорск

Здоровье 

как фактор всестороннего развития успешной профессиональной личности педагога.

Доклад

Автор:

Инструктор по физической культуре

Янова Анастасия Геннадьевна

Саяногорск, 2019

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому множество факторов, таких как: плохая экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна.  Стресс неизбежный спутник жизни человека.

Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности.

Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.

С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.

          В практической работе и обыденной жизни педагог часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые занятия, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством.   Сумасшедший ритм жизни педагога, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию педагога. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

         Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму и перейти в эмоциональное выгорание.

        Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении.  

Оно представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений. Чтобы помощь педагогам избежать эмоциональном выгорании в нашем детском саду мной совместно с педагогом психологом создана творческая группа «Тонус».

 Цель творческой группы: укрепление и поддержание здоровья педагогов, приобщение их к здоровому образу жизни, сплочение участников образовательного процесса (педагогов), и реализация ее в условиях ДОО.

Первоочередной задачей группы  является охрана и укрепление здоровья педагогов. В  ходе проведения занятий реализуются следующие задачи:

  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  • Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния коллектива, сплочённости и творчества в движении.

В течение года  проводятся встречи группы (периодичность встреч – 1 раз в неделю). Встречи проводятся следующим образом:

  • Проводится разминка, которая включает в себя упражнения ритмические гимнастики – помогает педагогам раскрепоститься, подготовить организм к дальнейшим физическим нагрузкам.
  • Упражнения «Стретчинг» - это комплекс упражнений, предназначенный

для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и    

подвижности в суставах. Это не только благотворительно влияет на физическое самочувствие, но и способствует сплочению коллектива посредствам совместных физических упражнений. Упражнения для подголенного сухожилия – это упражнение разрабатывает мышцы бедер и помогает расслабить напряженные плечи. Упражнения

ножницы хорошо растягивает подколенные сухожилия. Упражнения для растяжки плеч, спины, пресса, ягодиц.

  • Кинезиологические  упражнения, которые способствуют развитию самоконтроля и произвольности.

Упражнение «Ухо-нос» Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение «Змейка», Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

  • Дыхательные упражнения – снимают напряжение, способствуют релаксации. Упражнение «Свеча», «Ныряльщик», «Дыхание», «Надуй шарик»

Наша Творческая группа функционирует уже на протяжении 3х лет. Анализ данных анкетирования педагогов (диагностика эмоционального выгорания, степени сплоченности педагогического коллектива и уровня стрессоустойчивости) позволяет нам сделать вывод о том, что совместное выполнение физических упражнений способствуют  не только укреплению и восстановлению физического, но и психологического здоровья педагогов и выступает средством сплочения педагогического коллектива.

Список литературы

  1. Бондин В.И. Оздоровительная физическая культура, Москва, 1999.
  2. Васильева В.Е. Лечебная физкультура- М., 1996.
  3. Мимоково И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник.- М., 2004.
  4. Девид Ли, Практика группового тренинга, Санкт-Петербург 2002.
  5. Пляскина Е.П., Психологические науки:теория и практика- М.,2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя - как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя -  как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»...

Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"

         Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"  Презентацией можно воспользоваться при проведении родите...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является услови...

Консультация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

В данной консультации подробно  описаны инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.Раскрыты особенности работы каждого метода....

Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка

Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка...