Здоровье как фактор всестороннего развития успешной профессиональной личности педагога.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования
г. Саяногорск
Здоровье
как фактор всестороннего развития успешной профессиональной личности педагога.
Доклад
Автор:
Инструктор по физической культуре
Янова Анастасия Геннадьевна
Саяногорск, 2019
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому множество факторов, таких как: плохая экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.
Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности.
Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.
С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.
В практической работе и обыденной жизни педагог часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые занятия, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни педагога, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию педагога. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму и перейти в эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении.
Оно представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений. Чтобы помощь педагогам избежать эмоциональном выгорании в нашем детском саду мной совместно с педагогом психологом создана творческая группа «Тонус».
Цель творческой группы: укрепление и поддержание здоровья педагогов, приобщение их к здоровому образу жизни, сплочение участников образовательного процесса (педагогов), и реализация ее в условиях ДОО.
Первоочередной задачей группы является охрана и укрепление здоровья педагогов. В ходе проведения занятий реализуются следующие задачи:
- Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
- Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния коллектива, сплочённости и творчества в движении.
В течение года проводятся встречи группы (периодичность встреч – 1 раз в неделю). Встречи проводятся следующим образом:
- Проводится разминка, которая включает в себя упражнения ритмические гимнастики – помогает педагогам раскрепоститься, подготовить организм к дальнейшим физическим нагрузкам.
- Упражнения «Стретчинг» - это комплекс упражнений, предназначенный
для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и
подвижности в суставах. Это не только благотворительно влияет на физическое самочувствие, но и способствует сплочению коллектива посредствам совместных физических упражнений. Упражнения для подголенного сухожилия – это упражнение разрабатывает мышцы бедер и помогает расслабить напряженные плечи. Упражнения
ножницы хорошо растягивает подколенные сухожилия. Упражнения для растяжки плеч, спины, пресса, ягодиц.
- Кинезиологические упражнения, которые способствуют развитию самоконтроля и произвольности.
Упражнение «Ухо-нос» Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение «Змейка», Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
- Дыхательные упражнения – снимают напряжение, способствуют релаксации. Упражнение «Свеча», «Ныряльщик», «Дыхание», «Надуй шарик»
Наша Творческая группа функционирует уже на протяжении 3х лет. Анализ данных анкетирования педагогов (диагностика эмоционального выгорания, степени сплоченности педагогического коллектива и уровня стрессоустойчивости) позволяет нам сделать вывод о том, что совместное выполнение физических упражнений способствуют не только укреплению и восстановлению физического, но и психологического здоровья педагогов и выступает средством сплочения педагогического коллектива.
Список литературы
- Бондин В.И. Оздоровительная физическая культура, Москва, 1999.
- Васильева В.Е. Лечебная физкультура- М., 1996.
- Мимоково И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник.- М., 2004.
- Девид Ли, Практика группового тренинга, Санкт-Петербург 2002.
- Пляскина Е.П., Психологические науки:теория и практика- М.,2015