Проект Средней группы «Колокольчик» «Ребятишкам про глаза"
проект (средняя группа)

Яковлева Наталия Витальевна

Сформировать у детей правильное бережное отношение к органам зрения (глазам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rebyatishkam_pro_glaza_.docx56.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад

 село Калининское Марксовского района Саратовской области

Паспорт проекта

Средней группы «Колокольчик»

 

 

«Ребятишкам про глаза»


 

 

 

 

 

Технологическая карта проекта 

Название проекта: Ребятишкам про глаза

2

Проблемное поле проекта(гипотеза)В жизни человека глаза имеют огромное значение. Благодаря органам зрения мы можем созерцать окружающий мир.Задача взрослых - и педагогов, и родителей приучить детей к выполнению несложных приемов сохранения зрения и научить понимать в этом значимость.

Цель: Сформировать у детей правильное бережное отношение к органам зрения (глазам).

4

Задачи: 

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Развивающие: развивать у детей зрительное восприятие к окружающему миру, искусству, красотам природы и т.д.;
  • Обучающие:учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы сохранения зрения; ознакомить с опасностями, угрожающими зрению человека в современной повседневной жизни, в быту.

5

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта): 

Что мы знаем? 

 -С помощью глаз мы видим.

Что мы хотим узнать?  

   Зачем человеку глаза?

   Как беречь зрение?  

Что нужно сделать, чтобы узнать? 

- Спросить у родителей ; 

-Посмотреть в книге, в сети интернет; 

Описание продукта, полученного в результате проекта:  

С родителями-дидактические игры и пособия для профилактики нарушения зрения.
С детьми-
 коллаж «Полезные продукты для глаз»

7

Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), познавательный.

Состав участников: воспитатели, дети и родители (законные представители) 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Алгоритм реализации проекта 

 Образовательные области 

                 Задачи 

 Образовательная область «Речевое развитие»(коммуникативная деятельность):  

 Беседа «Что мы знаем о глазах?»

Беседа «Что могут глаза?»

Беседа «Как беречь глаза?»

 Беседа «Что любят и чего не любят наши глазки»

Беседа «Причины ухудшения зрения».

   Образовательная область «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность):  

  Опытно-экспериментальная работа

«Зоркий глаз»
«Ловкий зрачок
»

Дидактические игры и упражнения: «Хорошо -плохо», «Составь целое»,

«Разрешается –запрещается», «Полезно –вредно», «Научим Буратино

смотреть телевизор», «Цвет глаз»

Сюжетно-ролевые игра «На приеме у окулиста»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Игры -драматизации, театрализованные игры, коммуникативные игры.

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Игры -путешествия, встречи со сказочными героями

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Найди свой цвет»,

«Пройди –не задень»,«Бегите к флажку»,«Кот и мыши»,

«Птички в гнездышках»,«Найди свой домик»,«Лохматый пес».

Гимнастика для глаз: «Весёлая неделька», «Жук», «Солнышко и тучки»,«Солнечный зайчик», «Бабочка»,«Волшебный сон».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Что любят и чего боятсянаши глазки».

Коллаж «Полезные продукты для глаз»

Слушание музыкальных произведений, детских песен о здоровье,

разучивание, инсценировка песен.

Ожидаемый результат:  
-расширение знаний детей о глазах, зрении, о том, что полезно, а что вредно для глаз;
 -формирование интереса и желания у детей познать свой организм; интереса у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения у детей;

 -развитие зрительного внимания, укрепление глазных мышц с помощью гимнастики;

 - воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

10 

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: 

 Детская литература, энциклопедии, интернет-ресурсы по тематике проекта, иллюстративный материал. 

11 

Материально-технические ресурсы, необходимые  для выполнения 

проекта: иллюстрации   по   теме   «Значение   зрения   в   жизни   человека»,   «Кто   как   видит»,«Строение глаза»;
атрибуты  к  сюжетно  –  ролевым  играм  «На приеме у окулиста»
картотека: «Зрительная гимнастика», «Дидактические игры»;

12 

Планируемое время на реализацию проекта : 

Срок реализации 

Содержание деятельности

Цели, задачи 

«Создание копилки» 

Опрос родителей по теме проекта.

Сбор информации и картинок с изображением факторов влияющих на зрение.

 

Создать копилку «как беречь глаза».

Понедельник 

 

Беседа «Что мы знаем о глазах?»

Гимнастикадля глаз «Весѐлая неделька»

Папка – передвижка для родителей «Здоровые глаза – счастливый ребенок».

Формирование представления о части тела – глазе, его строении и значении в жизни человека.

Вторник 

Опыт «Ловкий зрачок»

Д/и «Хорошо -плохо», «Составь целое», «Разрешается –запрещается», «Полезно –вредно».

Консультация «Зрение Вашего ребенка. Сохраним?»

Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.

Среда 

 

 Беседа «Как беречь глаза?»

Сюжетно ролевая игра:

«На приеме у окулиста»

Консультация «Основные правила гигиены зрения».

  Учить заботиться о сохранении зрения;воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

 

1.Формировать представление
о цели труда окулиста.
2.Способствовать освоению детьми социальных ролей: врач, пациент, формировать умение  развивать сюжет игр

 

Четверг

Опыт
«ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Чтение сборника стихотво-рений  Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Изготовление совместно с родителями дидактических игр и упражнений для профилактики нарушения зрения.

Определить полезность использования повязки на одном из глаз.

Расширять представление детей о строении органах зрения, о  здоровьесберегающих привычках  для глаз.

Пополнит ППРС группы дидактическими играми для профилактики нарушения зрения.

Пятница 

 

 Аппликация.

Коллаж «Полезные продукты для глаз»

Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Пройди –не задень»,«Бегите к флажку»

.Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма.

Продукт : Коллаж «Полезные продукты для глаз»

 

 

 

Методическое обеспечение:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

Приложение

Опытно-исследовательская деятельность
Опыт 1
«ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Цель: определить полезность использования повязки на одном из глаз.
Гипотеза: для адаптации зрения к различным световым условиям целесообразно ношение повязки.
Материал: повязка на глаз, 2 настольные лампы, 2 карточки с рисунком
Ход опыта:
1. Первый экспериментатор (одновременно со вторым): посмотреть на включенную лампочку не защищенными глазами 1 минуту.
2. Второй экспериментатор (одновременно с первым): посмотреть на включенную глазами 1 минуту лампочку (один глаз защищен пиратской повязкой).
3. По истечении времени назвать предмет, изображенный на карточке.
Вывод: глазам требуется несколько минут для адаптации к различным световым условиям. 

Опыт 2 
«ЛОВКИЙ ЗРАЧОК»

Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.
Гипотеза: глазам необходимо некоторое время для адаптации к различным световым условиям.
Материал: 2–3 игрушки
Ход опыта:
1. Предлагаю детям рассмотреть зрачки друг друга в освещенной комнате.
2. Задернуть шторы, чтобы создать полумрак.
3. Предложить детям быстро назвать игрушки, расположенные на полочке и их цвет.
Вывод: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы. Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

«Волшебный сон» гимнастика для глаз

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.  (Поморгать глазками)

«Жук»

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – ЖЖЖ

Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел(тоже влево)

Жук на нос к нам хочет сесть,  (Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, (Направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ.  ( Делать вращательные движения руками и встать)

Жук, вот правая ладошка,  (Отвести руку в правую сторону, проследить глазами)

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.(Отвести руку в левую  сторону, проследить глазами)

Жук наверх полетел,

И на потолок присел  (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали,  (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог. (Хлопки в ладоши)

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой зайнька,  ( Дети вытягивают руку вперед)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой зайнька, ( Ставят на ладонь указательный палец.)

Маленький, как крошка.

Прыгни на носик, на плечо (Прослеживают взглядом движение пальца, который  медленно касается носа)

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.   (Отвести вновь вперед, дотронуться до плеча, лба, другого  плеча)

Вот закрыли мы глаза,   (Закрывают глаза ладонями.)

А солнышко играет,

Щёчки теплыми лучами

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Здоровье глаз детей»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, касающиеся здоровья детей дошкольного возраста.

1. Вы замечали проблемы зрения у вашего ребёнка?

Да

Нет

Не знаю

2. Вы знаете, что с 3х лет вы должны ежегодно посещать врача-офтальмолога для проверки здоровья глаз?

Да

Нет

3. Вы знаете, что более 50% детей уже в младших классах имеют проблемы со зрением?

Да

Нет

4. Как вы считаете, надо ли защищать глаза ребёнка от солнца с помощью солнцезащитных очков:

Да

Нет

5. Соблюдение режима дня ребёнка, оказывает воздействие на здоровье его глаз?

Да

Нет

6. Ваш ребёнок общается с современными гаджетами и персональным компьютером?

Ежедневно

Часто

Редко

Нет

7. Вы знаете, как правильно установить монитор компьютера?

Да

Нет

8. На каком расстоянии от глаз должен располагаться экран телевизора:

Не знаю

На расстоянии пяти диагоналей телевизора

Не имеет значения

9. Как долго ребёнку дошкольного возраста можно смотреть телевизор

1 час в день

30 мин.

Без ограничений времени

10. Как вы считаете, зависит ли зрение от качества питания?

Да

Нет

11. Вы беседовали с ребёнком о безопасности глаз?

Да

Нет

12. Вы знаете, что такое гимнастика для глаз?

Да

Нет

Спасибо за понимание и участие в опросе!

Беседа

«Как беречь глаза?»

   Цели: учить заботиться о сохранении зрения; познакомить со строением глаза; выяснить причины ухудшения зрения; развивать мышление, память, расширять кругозор детей; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

1. Вступительное слово.

Мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья. Мы учились с вами ухаживать за своим телом, чистить зубы... Общее название всех наших занятий звучит так: «Твое здоровье в твоих руках».

– Как вы это понимаете? (ответы.)

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Береги глаз как алмаз». (Словарная работа. Что такое алмаз? Это - драгоценный камень)

А вот зачем же беречь наши глаза как драгоценный камень, мы и должны узнать на сегодняшнем занятии.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (Зрение нужно беречь!)

Да, и цель нашего занятия – выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.

Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило: каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре – четко, ясно говорим и тихонечко сидим.

2. Обсуждение проблемы «Почему портится зрение».

– Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)

Причины ухудшения зрения

1. Работа при плохом освещении.

2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.

3. Чтение лежа.

4. Длительный просмотр телепередач.

Мы выяснили причины, узнали, от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения.

1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.

2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).

3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.

4. Телевизор. (Рассказывает ребенок)

1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).

2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.

3) Место для сидения должно быть удобным.

4) Изображение на экране должно быть четким.

3.Вывод

– Какую цель мы ставили?

– Чему научились, что нового узнали

1. Выяснили причины ухудшения зрения.

2. Научились заботиться о сохранении зрения.

. На занятии мы тоже усердно работали, и после занятия нам нужен отдых. И еще одно упражнение, для того чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем, ...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и

Красиво сесть!

Беседа «Что мы знаем о глазах?»

Цель : формирование представления о части тела – глазе, его строении и значении в жизни человека.

   Воспитатель сообщает, что проходит неделя здоровья. Появляется гость – Незнайка – со словами:

Я весь день телевизор смотрел,

До полуночи над книгой сидел.

Свет обычно включать не любил

И в темноте вечера проводил.

Видел всё! а теперь не могу! (см. ссылку 2).

Воспитатель предлагает помочь Незнайке. Дети участвуют в беседе, высказывают свое мнение; приветствуют гостя, беседуют с Незнайкой.

. Загадывает загадку

Два братца через дорожку живут,

А друг друга не видят (глаза)

Воспитатель переходит к беседе о строении и значении глаза, демонстрирует наглядно на стенде .

Воспитатель: А скажите, зачем глаза нужны человеку?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Правильно! Глаза помогают видеть всё то, что вокруг нас, всю красоту природы; различать предметы, цвет, форму; читать книги и многое-многое другое. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

Дети: (ответ детей)

Незнайка: Дайте мне тоже посмотреть.

Незнайка смотрит в глаза детей, отмечая у каждого свой цвет.

Проводится игра «Найди пару».

Воспитатель: А на что похожи глаза?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Ваши глаза похожи на два фотоаппарата.

(показывает фотоаппарат)

Наружное отверстие камеры прикрыто прозрачным стёклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в наших глазах. Это роговица -прозрачная внешняя оболочка глаза, которая пропускает свет.

Воспитатель обращает внимание на стенд с изображением глаза

Воспитатель: Роговицу надо постоянно смачивать, а то она может высохнуть и помутнеть. Роль смазки в наших глазах выполняют слёзы!

Воспитатель обращает внимание на стенд.

Воспитатель: Это цветное колечко - радужная оболочка или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза. {Выключается на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? (ответы детей). В темноте зрачок расширился. А при свете сузился.

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите! У каждого глаза есть свои стражи - веки, ресницы, брови (показывает на стенде).

Веки защищают глаза от пыли и других мелких посторонних частей. Расположенные на их краях ресницы очень прочные.

Незнайка: А я знаю, зачем они нужны. Чтобы их красить! Так делают наши девочки из Цветочного города.

Воспитатель: Это не главное их назначение. Когда верхние и нижние ресницы смыкаются, они образуют барьер для грязи.

Незнайка: Как вернусь домой, обязательно всем девочкам расскажу. А чем, интересно, могут помочь эти лохматости над глазами? (показывает на брови) Зачем они тут растут?

Воспитатель: Эти, как ты сказал, лохматости называются брови. И растут они для того, чтобы защищать глаза от пота, стекающего со лба. Но кроме век, ресниц и бровей есть ещё один страж. Это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Ну что, Незнайка, запомнил, как устроен глаз?

Незнайка: Да! Это проще простого!

Пословицы, поговорки

  • Глаз мал, да далеко видит.
  • Глаз черный, взгляд бойкий, обычай волчий.
  • Глаза без души слепы, уши без души глухи.
  • Глаза – бирюза, а душа – сажа.
  • Глаза – зеркало души.
  • Глаза как плошки, а не видят ни крошки.
  • Глаза на мокром месте.
  • Глаза с поволокой, роток с позевотой.
  • Глаза-то как осокой прорезаны.
  • Глазами и кос, да душою прям.

Загадки:

  • Круглое озеро – никогда не замерзает.
  • Маленький, кругленький – до неба достанет.

  • Сидит птица Солоса, без крыльев, без хвоста,

И космата, и горбата,

Куда ни взглянет –

Правду скажет.

  • Стоит горшок, кругом мошок,

Придет беда – польет вода.

  • Живут рядом – ни отстать, ни опередить друг друга не могут.
  • Два соседа непоседа: день на работе, ночь на отдыхе.
  • Два брата живут рядом, а сойтись не могут.

Соринка в глазу

  • Пало горе в сине море, не тошно горю, тошно синему морю.
  • Пал дуб в море, море плачет, а дуб – нет.

Упражнения для снятия

зрительного утомления

Общие правила для выполнения упражнений:

  • сидите прямо, свободно, не напрягаясь;
  • расслабьте плечи и опустите их;
  • снимите очки, если вы их носите;
  • следите за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
  • сосредоточьте внимание на глазах;
  • после выполнения упражнений потянитесь, зевните и поморгайте.

  1. Напряжение и расслабление мышц глаз.

Закройте глаза, сильно напрягите мышцы век, затем откройте глаза, расслабив мышцы. Посмотрите вдаль.

  1. Фокусировка глаз.

Несколько раз переведите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от вас. Упражнение выполняйте медленно.

  1. Ступенчатая фокусировка глаз.

Направьте взгляд вдаль, поэтапно перемещая его от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше, и, наконец, к совсем далекому.

Не торопитесь, давая возможность глазам «навести резкость». Когда вы взглядом достигнете дальнего предмета, задержите на нем внимание на несколько секунд и затем перемещайте взгляд обратно.

  1. Перемещение взгляда.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. При выполнении упражнения голова остается неподвижной:

  • глубоко вздохнув, посмотрите как можно выше вверх, посмотрите вниз, посмотрите вдаль;
  • глубоко вздохнув, посмотрите как можно дальше влево, медленно выдыхая, посмотрите как можно дальше вправо, посмотрите вдаль;
  • глубоко вздохнув, посмотрите как можно дальше влево вверх, медленно выдыхая, посмотрите по диагонали как можно дальше вправо вниз, и еще раз — вправо-вверх и влево-вниз, посмотрите вдаль.

Действия повторяйте 3-4 раза. По окончании упражнений несколько раз моргните.

  1. Вращение глазами:

  • вдыхая, делайте круговые движения глазами по часовой стрелке;
  • медленно выдыхая, делайте эти же движения против часовой стрелки;
  • посмотрите вдаль.

Упражнения в каждом направлении повторяйте по 3-4 раза.

  1. Взгляд на кончик носа:

  • глубоко вздохнув, посмотрите на кончик носа;
  • медленно выдыхая, посмотрите на какой-нибудь предмет, расположенный вдали;
  • закройте глаза.


Повторите упражнение 3-4 раза.

  1. Снятие усталости с выдохом

Это упражнение можно с успехом применять для расслабления и восстановления сил, когда вы испытываете усталость, рассеянность, вялость или раздражительность.

Выполнение:

  • дышите естественно и легко, стараясь почувствовать, как поток воздуха и энергии проходит через тело, достигая головы и глаз;
  • энергично потрите ладони одна о другую, чтобы разогреть их;
  • поставьте локти на стол (при необходимости подложите под их толстую папку или стопку книг);
  • расслабьте плечи, не поднимайте их вверх;
  • закройте глаза и прикройте их ладонями крест накрест (внизу левую ладонь, на нее правую), ладони не должны давить на глаза;
  • ощутите черноту, окружившую вас;
  • следите за дыханием: дышите глубоко и ровно; пусть выдыхаемый воздух уносит усталость и мышечное напряжение; внимание сосредоточьте на глазах.

Упражнения для глазных мышц

  • Для наружных мышц глаз
  • В положении сидя, при неподвижной голове медленно перевести взор сверху вниз; затем справа налево  (повторить по 10 раз);
  • Круговые вращения глазами в одном и в другом направлении

(повторить по 10 раз);

  • Частое моргание в течение 20 секунд.

  • Для внутренних мышц глаз
  • На окне на уровне глаз ребенка (взрослого) прикрепить кружочек размером 3 мм на расстоянии 30-35 см от ребенка;
  • За окном найти объекты, расположенные как можно дальше, и смотреть попеременно -  то на точку, считая до 10, то на предмет               (повторить 4 раза);

Упражнение выполняется 2 раза в день. Первые 2 дня в течение 3х минут, на 3-4 день  - 5 минут, последующие дни – 10 минут.

Для упражнений внутренних мышц глаз полезны упражнения с мячом:

  • Бросание и ловля мяча, с передачей партнеру;
  • Броски в спинку, в мишень; игры в теннис, баскетбол.

  • Упражнения  общеукрепляющие:

  • Закрыть глаза, поморгать сомкнутыми глазами;
  • Вращение с закрытыми глазами;
  • Открыть глаза и смотреть в одну точку,  не моргая 30 секунд;
  • В течение 5 секунд смотреть двумя глазами на переносицу;
  • Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления усталости.

  • Упражнения  на расслабление глаз:

  • Встать (можно лечь), в поле зрения не должно быть ярких предметов, закрыть глаза, расслабить веки; медленно погладить глаза пальцами; лицо и тело расслаблены;
  • Направление взгляда на горизонт, смотреть «сквозь» предмета, взгляд рассеян;
  • Моргание 30-60 секунд;
  • Вращение глаз (маленький диаметр, затем большой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт творчески – познавательного проекта для детей средней группы «Колокольчики!»

Среднесрочный, творческо-познавательный проект "Колокольчики"....

Проект «Театр и мы» по театральной деятельности в средней группе «Колокольчик»

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического ...

Зимний огород на подоконнике. (Краткосрочный проект). Средняя группа «Колокольчик».

Создание огорода на подоконнике в детском саду является очень приятным и интересным занятием, особенно зимой и ранней весной, когда хочется посмотреть цвета зелени и попробовать витаминную продукцию. ...

Проект «Книжки – малышки» в средней группе «Колокольчик», краткосрочный 29.07.2019 -02.08.2019г.

Проект «Книжки – малышки»в средней группе   «Колокольчик»,краткосрочный 29.07.2019 -02.08.19г....

Мини-проект с средней группе "Колокольчик" "Неделя детской книги"

Мини-проект с средней группе "Колокольчик" "Неделя детской книги"...

Познавательно – творческий проект по безопасности в средней группе «Колокольчик» «Азбука безопасности»

В сентябре с воспитанниками средней группы «Колокольчик» был реализован игровой познавательно-творческий проект “Азбука безопасности” в рамке месячника по безопасности. В ходе осуществления проекта в ...

Познавательно – творческий проект с детьми средней группы «Колокольчик» на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Актуальность проблемы: каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичн...