ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Чеснокова Анна Анатольевна

Дошкольное учреждение и бережливые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

ЧесноковаА.А.

FEATURES OF THE APPLICATION OF LEAN TECHNOLOGIES, LIKE DIRECTIONS ZDOROVESBEREGAYUSCHIE ACTIVITIES, IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION.

Chesnokovа A. A

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме развития здоровьезберегающих технологий в рамках дошкольного образовательного учреждения

Abstract. The report is devoted to the actual problem of development of health-saving technologies within preschool educational institution

Ключевые слова: бережливое использование, наглядность, безопасность, игра, развитие, алгоритмы, обучение.

Keywords:lean use, visibility, security, play, development, algorithms, training

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

При организации работы в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, создание бережливых технологий  тесно связано с необходимостью  сделать окружающую среду  безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Алгоритмы  и  правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно.В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Сам составляет для себя алгоритмы: распорядок дня, порядок в портфеле, схема пути в школу и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.

  1. Бережем время.

Правила, схемы, подсказки, алгоритмы могут быть использованы во всех рабочих помещениях группы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства и пр.

  1. Бережем место.

Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем. Оставшееся место также необходимо рационально использовать.  При помощи разметки, пространство на полу можно организовать как площадку для подвижных и интеллектуальных игр: классики, гоночная трасса, извилистые дорожки, «кочки» для перепрыгивания, боулинг, шашки, шахматы и многое другое.

Кроме того, практично использовать мобильные передвижные платформы, представляющие собой невысокий «подиум» на колесах. Благодаря данной площадке для игры, ребенок, имея несложное оборудование может сам организовать сюжетно-ролевую игру (ферма, прачечная, больница, детский сад и др.) Для атрибутов игры могут использоваться макеты людей и животных, деревьев и автомобилей, заранее подготовленные картонные коробки в виде зданий, космических кораблей, бытовой техники и пр. При объединении нескольких оборудованных передвижных панелей можно разыграть сюжет из жизни одного детского сада или целого города, тем самым создавая свой неповторимый сюжет.

Большое значение для хорошо организованной и продуктивной игры имеет наличие игрушек. Их должно быть достаточно, для того, чтобы хватило всем желающим поиграть. Количество игрушек должно пополнятся с ростом потребностей и интересов детей. Игрушки должны иметь удобное расположение, хранится в зоне доступа и вполе видимости ребенка. Каждая из них должна иметь свое место, для этого можно провести игру «Знакомство с новой игрушкой». Педагог фиксирует внимание детей и   предлагает познакомится с новым «жителем» группы. Можно обсудить с детьми внешний вид игрушки, из чего она сделана, для чего предназначена, дать новому герою имя и конечно, определить новое место нахождения. После этого обсуждаются правила бережного обращения с игрушками. Для наглядности в группах возможно схематично, либо в виде фотографии разместить правила расположения игрушек. Это ускорит наведение порядка в группе после игры и исключит неправильное расположение игрушек по зонам.

  1. Бережем себя.

Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Им может стать красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, наносятся маркёры красного цвета.

Работа по сбережению жизни и здоровья ребенка включает в себя также формирование представлений об опасных случаях, вредоносных факторах, чрезвычайных ситуациях, которые могут оказать на него влияние вне стен дошкольного учреждения. Проигрывание и проговаривание поведения в различных нестандартных ситуациях, просмотр обучающих фильмов и презентаций, информация в зоне доступа ребенка помогут ему обезопасить себя. Причем высокая степень заинтересованности родителей в результатах обучения своих детей может сделать их первыми помощниками в работе педагога. Для этого необходима активная просветительская работа и консультационная помощь. Информационные стенды, памятки, тематические родительские собрания, сайт дошкольного учреждения, помогут расширить знания родителей о мерах безопасности в отношении себя и детей.

Идея бережливых технологий пришла в образование из бизнеса. Для того, чтобы оптимизировать производство опытные менеджеры разрабатывают пути развития с учетом наименьших затрат. По этому же принципу строятся выше перечисленные методы работы. Знания, как конечный продукт, выходят с конвейера образовательного процесса. Задача педагога грамотно и профессионально его организовать.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 // Российская газета, 25.11.2013. – № 265.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

“Организация инновационной формы работы с детьми с применением мультимедийных технологий, развитии детского анимационного творчества в дошкольном образовательном учреждении”

Авторская детская мультипликация наиболее универсальный и целостный вид творчества. Здесь возможна интеграция различных видов творческой деятельности. Во время создания фильма ребенок становится сцена...

Применение информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом дошкольного образовательного учреждения

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Это и созд...

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...

Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.

Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ....

Статья «Инновационная технология и деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.          ...

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования

Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....