Рабочая программа кружка "Неболейка"
презентация

Рабочая программа кружка "Неболейка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_neboleyka.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №8 (комбинированного вида)

г. Вязьмы Смоленской области

Программа дополнительного образования

 кружок

« Неболейка»

1. Концепция программы

Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются,  и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или  продольно – поперечное.

2. Актуальность программы:  

В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств. Физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением)  и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

3. Цель и задачи программы:

Цель: формирование  правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.

Задачи:

1.Оздоровительные:

  • Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
    Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ.инвентаря.
  • Обучать переносить тяжесть тела при обычной ходьбе на внешние края стоп, обращая внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп.
  • Использование физических упражнений из положения сидя, стоя, чередуя расслабление мышц с напряжением (бёдра, голени, своды стопы, большого пальца стоп)

2. Образовательные:

  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.)
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.)
  • Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
  • Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп

3.Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой при  максимальном проявлении его двигательных и функциональных возможностей.
  • Двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей использовать как одну из форм формирования здорового образа жизни.
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  • Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в уборке физкультурного инвентаря, бережного отношения к нему.

4. Методы и приемы:

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Практический  метод  играет  решающую  роль  в  формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей. Это,  как правило, повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

5. Принципы содержания программы:

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
  • Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая  активность ребенка, атмосфера.
  • Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
  • Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений  дома; открытие новых знаний.

6.  Краткая характеристика структуры программы.

Занятия по профилактике плоскостопия начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.

Занятия рассчитаны на детей 6 -7 лет, продолжительность занятий – 30 минут, проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.   В группе 12 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от  6-8  раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.  Один комплекс рассчитан на две недели.

1. Первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки) проводится медицинской сестрой с инструктором по физической культуре.

2. Формирование группы детей для коррекционных занятий.

3. Подбор упражнений для работы с детьми.

4. Сравнительная диагностика.

5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 1 года.

6. Организация работы с родителями: (консультации  и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей); 

7.  Ожидаемый результат:

  • укрепить мышцы стоп и голени ног.
  • повысить выносливость нижних конечностей детей и уровень физической подготовленности.
  • развить двигательные умения и навыки.

воспитать желание заботиться о своем здоровье.

  • сформировать осознанную потребность в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.

8. Организованная деятельность состоит из трех этапов:

1 этап (Диагностический).

Цель: Выявление детей с диагнозом плоскостопие.

2 этап (Практический)

Цель: Коррекция детского плоскостопия.

3 этап (Контрольный)

Цель: Эффективность проводимой профилактической  работы. Практический  этап состоит: 

-Вводная часть – 15% (продолжительность 3-5 минуты).
Мотивация детей и разминка: различные виды ходьбы и бега.
-Основная часть – 70% (продолжительность 20 минут):  общеразвивающие и специальные игровые упражнения; самомассаж стоп; подвижная игра или игровое упражнение.

-Заключительная часть -15% (продолжительность 3-5 минуты):
малоподвижная игра или ходьба с выполнением заданий;
подведение итогов.

9. Методическое обеспечение  дополнительной образовательной программы

Учебно - тематический план работы кружка по коррекции плоскостопия «Неболейка»


Тема 

Количество занятий

«Урожай собирай»

4

«На стройке»

2

«Мы весёлые утята»

4

«Загадки»

4

«Матрёшки»

4

«Прогулка в лес»

4

Занимательная тренировка

4

«На озере»

2

Мониторинг

2

Итого

30

10.  Условия реализации программы.

1.Программа предназначена для детей 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год.

2.Организованная деятельность (кружок) по профилактике плоскостопия проводится в физкультурном зале инструктором физической культуре во второй половине дня, длительность  – 30 минут.

3.Разработана и исполнена практически предметная среда в физкультурном зале, для полноценного физического развития детей, имеющих плоскостопие. Вся работа строится с учетом данных диагностики, при активном участии медсестры МДОУ. Оцениваются   состояние стоп и делаются заключения об эффективности проводимой работы. На основе результатов диагностики формируются рекомендации. Также в работе подключены воспитатели и специалисты МДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, а также родители воспитанников, имеющих отклонения в развитии стопы).

11. Диагностика.

Плантография- самый доступный метод диагностики ранних стадий плоскостопия. Это метод получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния.

Для получения плантограмм небходимо иметь:

1. Бумага для плантограмм формата А-4.

2. Вазелин или краски

Обработка плантограмм.

Оценка плантограммы осуществляется на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке стоп. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы не перекрывает эти линии - стопа нормальная; если отпечаток находится между линиями, не перекрывая вторую линию, - стопа уплощённая; если отпечаток заходит за вторую линию - стопа плоская.

12.  Взаимодействие с родителями.

Достичь желаемого результата невозможно  без взаимодействия с родителями. Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываются комплексы  упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия в домашних условиях. Родители приглашаются на День открытых дверей, родительские круглые столы (родительские собрания), тематические консультативные работы,   на  открытую  организованную  деятельность по физической культуре, используются в работе с родителями  информационные стенды (уголки),  где они получают дополнительную информацию. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях МДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
Результаты кружковой работы демонстрируются на открытых просмотрах организованной деятельности по физической культуре, спортивных досугах, физкультурных праздниках. Разработаны памятки-рекомендации, оформлены папки-передвижки с консультациями по оздоровлению детей.

13.  Список средств обучения

В кружковой работе по профилактике плоскостопия используется следующее: 

Технические средства обучения (магнитофон).

Оборудование:   шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт. Маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт. Кубики -20 шт.,  доска ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт. Инвентарь:   фитболы – 4 шт., канат – 1 шт., скакалки — 12шт.,  бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 7 шт.,  гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт.

Нестандартное оборудование: кольцебросс,  массажные мячики, массажные коврики, дорожка  из следов, коврик из пробок, салфетки, прищепки, карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Список используемой литературы:

1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия 5-7 лет-М.: Т.Ц.Сфера, 2006.

2. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А.  Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009.

3. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение. М.,2004.

4. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребёнка- СПб.;: Речь; м.: Сфера, 2009.

Рецензия на образовательную программу дополнительного образования детей

«Неболейка»,

представленную Григорьевой Мариной Ивановной,

инструктором по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения

детского сада №8 (комбинированного вида)

г. Вязьмы Смоленской области

1. Общая характеристика программы:

  • Образовательная область: оздоровительная
  • Вид детского объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая программа: кружок
  • Адресат: дети дошкольного возраста 6-7 лет
  • Срок реализации, на который рассчитана программа: 1год

2. Актуальность программы.  В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.

        Оздоровление и охрана психического и физического здоровья –это концептуальная основа данной программы.

        Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением)  и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Педагог в своей программе уделяет огромное внимание развитию психологического и физического здоровья детей, используя дыхательную гимнастику, игровые упражнения, релаксацию с речевым или музыкальным сопровождением.

        Программа является весьма актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей.  

Программа может быть успешно использована в коллективном (детсадовском) и в семейном воспитании.

3. Характеристика структуры программы:

        Полнота программы: в ней выделены структурные части (пояснительная записка, учебный план, содержание программы, развивающая предметно-пространственная среда для эффективного обеспечения образовательной и оздоровительной деятельности, характеристика применяемых методов и приёмов, диагностика – все это способствует формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия  у детей в процессе коррекционно-оздоровительной работы. В программе много полезных упражнений и увлекательных оздоровительных игр.

Задачи, решаемые в данной программе:

1.Оздоровительные

2. Образовательные

3.Воспитательные

4.Ожидаемые результаты:

  • укрепить мышцы стоп и голени ног.
  • повысить выносливость нижних конечностей детей и уровень физической подготовленности.
  • развить двигательные умения и навыки.

воспитать желание заботиться о своем здоровье.

  • сформировать осознанную потребность в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.

 Вывод. Содержание работы в большей степени ориентированы: на укрепление здоровья, на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, формирование потребностей у воспитанников к здоровому образу жизни Выполнение программы позволяет расширить и углубить умения и знания детей по оздоровлению и охране здоровья, обеспечивает условия для своевременного и эффективного воздействия на организм при формировании осанки и свода стопы, на охрану здоровья.

___________Л.И. Михайлова.  Руководитель МО инструкторов физкультуры

__________Л.А Старовойтова. Заведующая ДОУ д/с №8 (комбинированного

                                                                  вида)    г. Вязьмы Смоленской области

_____________2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...