Рабочая программа кружка "Неболейка"
презентация
Рабочая программа кружка "Неболейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №8 (комбинированного вида)
г. Вязьмы Смоленской области
Программа дополнительного образования
кружок
« Неболейка»
1. Концепция программы
Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное.
2. Актуальность программы:
В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств. Физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
3. Цель и задачи программы:
Цель: формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.
Задачи:
1.Оздоровительные:
- Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ.инвентаря. - Обучать переносить тяжесть тела при обычной ходьбе на внешние края стоп, обращая внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп.
- Использование физических упражнений из положения сидя, стоя, чередуя расслабление мышц с напряжением (бёдра, голени, своды стопы, большого пальца стоп)
2. Образовательные:
- Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.)
- Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.)
- Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
- Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп
3.Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой при максимальном проявлении его двигательных и функциональных возможностей.
- Двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей использовать как одну из форм формирования здорового образа жизни.
- Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
- Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
- Способствовать проявлению самостоятельности в уборке физкультурного инвентаря, бережного отношения к нему.
4. Методы и приемы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
Практический метод играет решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей. Это, как правило, повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
5. Принципы содержания программы:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность ребенка, атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
- Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений дома; открытие новых знаний.
6. Краткая характеристика структуры программы.
Занятия по профилактике плоскостопия начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.
Занятия рассчитаны на детей 6 -7 лет, продолжительность занятий – 30 минут, проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. В группе 12 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 6-8 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс рассчитан на две недели.
1. Первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки) проводится медицинской сестрой с инструктором по физической культуре.
2. Формирование группы детей для коррекционных занятий.
3. Подбор упражнений для работы с детьми.
4. Сравнительная диагностика.
5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 1 года.
6. Организация работы с родителями: (консультации и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей);
7. Ожидаемый результат:
- укрепить мышцы стоп и голени ног.
- повысить выносливость нижних конечностей детей и уровень физической подготовленности.
- развить двигательные умения и навыки.
воспитать желание заботиться о своем здоровье.
- сформировать осознанную потребность в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.
8. Организованная деятельность состоит из трех этапов:
1 этап (Диагностический).
Цель: Выявление детей с диагнозом плоскостопие.
2 этап (Практический)
Цель: Коррекция детского плоскостопия.
3 этап (Контрольный)
Цель: Эффективность проводимой профилактической работы. Практический этап состоит:
-Вводная часть – 15% (продолжительность 3-5 минуты).
Мотивация детей и разминка: различные виды ходьбы и бега.
-Основная часть – 70% (продолжительность 20 минут): общеразвивающие и специальные игровые упражнения; самомассаж стоп; подвижная игра или игровое упражнение.
-Заключительная часть -15% (продолжительность 3-5 минуты):
малоподвижная игра или ходьба с выполнением заданий;
подведение итогов.
9. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Учебно - тематический план работы кружка по коррекции плоскостопия «Неболейка»
| Количество занятий |
«Урожай собирай» | 4 |
«На стройке» | 2 |
«Мы весёлые утята» | 4 |
«Загадки» | 4 |
«Матрёшки» | 4 |
«Прогулка в лес» | 4 |
Занимательная тренировка | 4 |
«На озере» | 2 |
Мониторинг | 2 |
Итого | 30 |
10. Условия реализации программы.
1.Программа предназначена для детей 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год.
2.Организованная деятельность (кружок) по профилактике плоскостопия проводится в физкультурном зале инструктором физической культуре во второй половине дня, длительность – 30 минут.
3.Разработана и исполнена практически предметная среда в физкультурном зале, для полноценного физического развития детей, имеющих плоскостопие. Вся работа строится с учетом данных диагностики, при активном участии медсестры МДОУ. Оцениваются состояние стоп и делаются заключения об эффективности проводимой работы. На основе результатов диагностики формируются рекомендации. Также в работе подключены воспитатели и специалисты МДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, а также родители воспитанников, имеющих отклонения в развитии стопы).
11. Диагностика.
Плантография- самый доступный метод диагностики ранних стадий плоскостопия. Это метод получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния.
Для получения плантограмм небходимо иметь:
1. Бумага для плантограмм формата А-4.
2. Вазелин или краски
Обработка плантограмм.
Оценка плантограммы осуществляется на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке стоп. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы не перекрывает эти линии - стопа нормальная; если отпечаток находится между линиями, не перекрывая вторую линию, - стопа уплощённая; если отпечаток заходит за вторую линию - стопа плоская.
12. Взаимодействие с родителями.
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываются комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия в домашних условиях. Родители приглашаются на День открытых дверей, родительские круглые столы (родительские собрания), тематические консультативные работы, на открытую организованную деятельность по физической культуре, используются в работе с родителями информационные стенды (уголки), где они получают дополнительную информацию. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях МДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
Результаты кружковой работы демонстрируются на открытых просмотрах организованной деятельности по физической культуре, спортивных досугах, физкультурных праздниках. Разработаны памятки-рекомендации, оформлены папки-передвижки с консультациями по оздоровлению детей.
13. Список средств обучения
В кружковой работе по профилактике плоскостопия используется следующее:
Технические средства обучения (магнитофон).
Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт. Маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт. Кубики -20 шт., доска ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт. Инвентарь: фитболы – 4 шт., канат – 1 шт., скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 7 шт., гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт.
Нестандартное оборудование: кольцебросс, массажные мячики, массажные коврики, дорожка из следов, коврик из пробок, салфетки, прищепки, карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Список используемой литературы:
1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия 5-7 лет-М.: Т.Ц.Сфера, 2006.
2. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение. М.,2004.
4. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребёнка- СПб.;: Речь; м.: Сфера, 2009.
Рецензия на образовательную программу дополнительного образования детей
«Неболейка»,
представленную Григорьевой Мариной Ивановной,
инструктором по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада №8 (комбинированного вида)
г. Вязьмы Смоленской области
1. Общая характеристика программы:
- Образовательная область: оздоровительная
- Вид детского объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая программа: кружок
- Адресат: дети дошкольного возраста 6-7 лет
- Срок реализации, на который рассчитана программа: 1год
2. Актуальность программы. В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.
Оздоровление и охрана психического и физического здоровья –это концептуальная основа данной программы.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Педагог в своей программе уделяет огромное внимание развитию психологического и физического здоровья детей, используя дыхательную гимнастику, игровые упражнения, релаксацию с речевым или музыкальным сопровождением.
Программа является весьма актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей.
Программа может быть успешно использована в коллективном (детсадовском) и в семейном воспитании.
3. Характеристика структуры программы:
Полнота программы: в ней выделены структурные части (пояснительная записка, учебный план, содержание программы, развивающая предметно-пространственная среда для эффективного обеспечения образовательной и оздоровительной деятельности, характеристика применяемых методов и приёмов, диагностика – все это способствует формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей в процессе коррекционно-оздоровительной работы. В программе много полезных упражнений и увлекательных оздоровительных игр.
Задачи, решаемые в данной программе:
1.Оздоровительные
2. Образовательные
3.Воспитательные
4.Ожидаемые результаты:
- укрепить мышцы стоп и голени ног.
- повысить выносливость нижних конечностей детей и уровень физической подготовленности.
- развить двигательные умения и навыки.
воспитать желание заботиться о своем здоровье.
- сформировать осознанную потребность в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.
Вывод. Содержание работы в большей степени ориентированы: на укрепление здоровья, на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, формирование потребностей у воспитанников к здоровому образу жизни Выполнение программы позволяет расширить и углубить умения и знания детей по оздоровлению и охране здоровья, обеспечивает условия для своевременного и эффективного воздействия на организм при формировании осанки и свода стопы, на охрану здоровья.
___________Л.И. Михайлова. Руководитель МО инструкторов физкультуры
__________Л.А Старовойтова. Заведующая ДОУ д/с №8 (комбинированного
вида) г. Вязьмы Смоленской области
_____________2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600794-1425277481.png)
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600794-1425277481.png)
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-656999-1440415327.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-543705-1441815102.jpg)
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/12/picture-1043190-1528815490.jpg)
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/30/picture-1168208-1619788340.jpg)
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-559077-1579349131.jpg)
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...