Здоровьесберегающие технологии
консультация (старшая группа)

Здоровый образ жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_konsultatsiya-1.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии – путь по сохранению и укреплению здоровья детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)- системно организационная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Цели здоровьесберегающей деятельности в ОУ:

1.Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.

2. Предоставить каждому субъекту ОП возможность личностного развития без потери

Задачи здоровьесберегающей деятельности в ОУ

1.Обеспечить безопасную и здоровую среду в образовательном учреждении

2. Осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и всех его участников

3. Обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения.

Основная задача ДОУ- сохранение и укрепление здоровья детей, которое базируется на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, и которое должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурнооздоровительной деятельности.

Виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические (повышение резистентности организма, витаминизация, закаливание, нормализация сна и питания);

- физкультурно-оздоровительные(различные виды гимнастики, массаж и самомассаж, занятия физической культурой, подвижные игры и др.);

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-Гимнастика пробуждения

-Динамические паузы(физкультминутки, дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз)

-Подвижные и спортивные игры

-Пальчиковая гимнастика

-Дорожки (тропинки) здоровья

-Кинезотерапия (гимнастика мозга)

-Гимнастика для глаз

2.Технологии обучения здоровому образу жизни

-Физкультурные занятия (по программе)

-Утренняя гимнастика

-Занятия по формированию ЗОЖ

-Физкультурные досуги, праздники (работа с родителями)

-Допобразование (ОФП, ритмика, хореография)

-Точечный самомассаж (дети с частыми ОРЗ)

3.Коррекционные технологии

-ЛФК

-Арт-терапия

-Музыкотерапия

-Сказкотерапия

-Психогимнастика

-Артикуляционная гимнастика

-Смехотерапия

-Игротерапия

-Самомассаж

-Песочная терапия

4.Оздоровительные технологии в ДОУ.

Кинезотерапия (гимнастика мозга)- комплексное применение различных движений для развития межполушарий мозга:

Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение)

 1. во время движения в такт с правой ногой двигается левая рука, а затем – левая нога и правая рука. Движения выполняются вперед, в стороны, назад. Параллельно выполняются движения глазами во всех направлениях.

 2. при ходьбе коснуться левой рукой правого колена, а правой рукой левого колена.

- «Ухо— нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

- «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем —двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак— ребро— ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 -«Ленивые восьмерки»

 1. на листе бумаги правой рукой начертить знак бесконечности (ленивую восьмерку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно

 2. «рисование» восьмерок в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно

 - «Двойной рисунок»- в каждой руке по карандашу или ручке. На листе бумаги рисуется что угодно, при этом обе руки работают.

Релаксация «Поза покоя».

 Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

 Все умеют танцевать,

 Прыгать, бегать, рисовать,

 Но пока не все умеют

 Расслабляться, отдыхать.

 Есть у нас игра такая —

 Очень легкая, простая,

 Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

 И становятся понятно –

 Расслабление приятно!

Арт-терапия- оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)- терапия искусством. Способствует не только снятию нервнопсихического напряжения, но и приносит ребенку эстетическую радость, транслирует организму положительную энергетику,

благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств.

Игротерапия-  групповая игротерапия – это особый способ взаимодействия с ребенком, в процессе которого ребенок получает новый опыт эмоционального переживания, получает возможность побыть таким, какой

он есть, побыть «самим собой».  Цель – дать ребенку свободу оценивать свое поведение, ценить собственный творческий потенциал и развивать внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения. Результатом является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

СКАЗКОТЕРАПИЯ- коррекционные функции сказок:

-Психологическая подготовка к напряженным, эмоциональным

ситуациям;

-Символическое реагирование на физиологические и эмоциональные

стрессовые ситуации;

- Преобразование своей физической активности в символическую

форму

Группы тем:

- Конфликты, трудности, связанные с общением

-Чувство неприятия себя(агрессивное поведение)

-Страхи и тревоги по различным поводам

- Неспособность осмыслить свою жизнь, ее ценность

- Жизнь в грезах, уход от реальности

- Проблемы, связанные со спецификой возраста

Способы работы со сказкой

 1. Использование сказки как метафоры

 2. Рисование по мотивам сказки

 3.Поиск мотива (почему герой поступил именно так)

 4. Драматизация эпизодов сказок (игры драматизации)

 5. Постановка сказки при помощи кукол

 6.Использование сказки как нравоучение

7.Творческая работа по мотивам сказки 8. Сочинение сказки

ЗВУКОТЕРАПИЯ

 ЦЕЛЬ: добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено (слово, музыка, звук), которое на долгие годы обеспечило бы человеку здоровье и радость бытия. Громкие звуки, некомфортные для

организма, изменяют ритм сердечной деятельности (тахикардия), поражают

сосуды (гипертония), нарушают цикл дыхания (бронхиальная астма).

 Биорезонансный механизм действия музыки на человеческий организм по закону природы – разные по частоте и колебанию звуки, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, оказывают на этот орган непосредственное воздействие (духовые инструменты благотворным образом сказываются на работе печени и поджелудочной железы во время приема пищи)

Музыкотерапия направлена на снятие психического напряжения.

1.При переутомлении и нервном истощении – «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского

2. При угнетенном, меланхолическом настроении – «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта

3.При выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского

4. При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шумана. Проводится во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста. Эффективность музыкотерапии обусловливается не только

эмоциональным воздействием на человека, но и сочетаемостью

музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем

организма.

Смехотерапия. Смех позволяет справиться со стрессом, победить депрессию, уменьшить хронические боли, смех ослабевает проявление аллергических реакций.  С детьми -обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов Ю.Мориц, Б.Заходера, проведение минуток смеха, «Игры в смешные слова» и др., игра в Несмеяну. Это отличный терапевтический фактор, стимулирующий выработку эндорфинов – веществ, которые как «скорая помощь» стоят на страже здоровья. Считается, что смех в течение 27 с по воздействию на сердечно- сосудистую систему равен 3мин гребле.

Аромотерапия - управляющая настроением, работоспособностью, снижающая уровень утомляемости, успокаивающая, снимающая стрессовые состояния.

 Ароматы лаванды и розмарина –успокаивают. Запахи лимона и эвкалипта – возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Настойка ивы, остролиста – снимают напряжение, раздражительность.

 Основа здоровой среды пребываниядетей в дошкольном учреждении – это

прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.

«Фитонциды»- это летучие вещества, которые выделяют растения. Они убивают микробы.  Фитонцидная активность комнатных растений проявляется в зимневесенний период, т.к в это время возрастает число

острых респираторных заболеваний. Комнатную герань или пеларгония – рекомендуют держать в спальне. Вдыхая эти целебные соединения, человек

успокаивается, что очень важно при бессоннице, неврозах. Чемпионом среди цветов является хлорофитум. Он обладает значительным бактерицидным эффектом. За 24 часа почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.  Ученые разделяют растения по степени их воздействия на три группы:

1 группа - растения, летучие выделения которых обладают частичной бактерицидной и антивирусной активностью (саисевьера трехполосая, диффенбахия пятнистая, семейство бегониевых, герань, лавр, кипарис, алоэ, примула, фикус, плющ, гибискус китайский, драцена, каланхоэ, традесканция и др.)

2 группа –растения, летучие выделения которых обладают

лечебным действием (монстера , гераниевые, розмарин лекарственный, лавр,

лимон )

3 группа – фитофильтры, поглощающие вредные газы из воздуха (циссус антарктический, хлорофитум, эпидендрум укореняющийся)

Создать здоровьесберегающую среду нам помогут и такие растения:

- Лимон – для хорошего настроения и умственного труда.

- Герань – избавляет от негативного воздействия и мыслей, отгоняет злых

духов от вашего дома.

-Роза – для успокоения и снятия раздражения.

- Папоротник – для коллективного умственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...