Круглый стол для воспитателей "Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча"
учебно-методический материал

Колаева Янина Владимировна

Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov_kruglyy_stol.docx206.12 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча»

ball-game-clipart-20.jpg

Подготовил: инструктор

по физической культуре

                                                                     Колаева Я.В.

 « Здоровый, физически развитый человек -

самое драгоценное произведение природы»

Т. Харлейль

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Факторы, определяющие здоровье: на 20% здоровье зависит от

генофонда, на 20%-от экологии, на 50% от образа жизни и лишь на 10%- от

медицинского обслуживания. Что позволяет сделать вывод - чтобы повысить

здоровье детей, надо воспитывать потребность к здоровому образу жизни и,

прежде всего, воспитывать физическую культуру. Для развития двигательной деятельности большую ценность представляют основные виды движения.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность.

Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, ребёнок самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность. Игры с мячом  — это увлекательное занятие для любого ребенка. А мяч является любимой игрушкой для детей любого возраста. 

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Этот предмет «созвучен» им – такой же прыгающий, «заводной», мобильный и каждый раз новый в своих проявлениях. В этой связи уместно вспомнить замечательные слова известного педагога прошлого Ф. Фребеля: «У ребенка каждая рука в отдельности и обе устроены как бы специально для того, чтобы обнять собою, заключить в себе шар или мяч… Удерживая мяч в своей руке с ранних пор, учась владеть им, у ребенка укрепляются мускулы пальцев, кисти руки и всей руки, а также происходит надлежащее развитие и усовершенствование руки и пальцев, прежде всего в целях самостоятельного обращения с самим мячом, а потом и в целях самостоятельного и надлежащего обращения с другими вещами…». Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, внимание, способствует развитию речи и речевого дыхания, является средством общения, взаимопонимания, взаимопомощи между детьми. Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. А также игры с мячом создают хорошее настроение. Игра в мяч всегда актуальна, она никогда не надоедает. По мере взросления с мячом можно играть по–разному!

Поэтому освоение детьми владения мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно - оздоровительной работе с дошкольниками.

«От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский

Викторина «Спортивные командные игры с мячом».

Слайд 1. Как называется спортивная игра с мячом, напоминающая русскую лапту? (Бейсбол.)

Слайд 2. Как называется спортивная командная игра с овальным мячом и воротами Н образной формы? (Регби.)

Слайд 3. Как называется спортивная командная игра с круглым мячом, на прямоугольной площадке, игроки не имеют права отбивать мяч ногой, цель игры забросить мяч в ворота соперников? (Гандбол.)

Слайд 4. Как называется спортивная командная игра с мячом, где все игроки для передвижения по льду используют коньки? (Хоккей с мячом.)

Слайд 5. В каком виде спорта игрок использует ракетку, которая состоит из рукоятки и округлого обода с натянутыми струнами? (Большой теннис.)

Слайд 6. Как называется русская народная командная игра с мячом и битой? (Лапта.)

Слайд 7. Командный вид спорта проходит в бассейне с водой, в игре две команды, стараются забросить мяч в ворота соперника? (Водное поло.)

Слайд 8. В какой командной спортивной игре, соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника?(Волейбол.)

Слайд 9. В какой самой популярной командной игре используется мяч, покрышка которого состоит из водонепроницаемых панелей, пятиугольных и шестиугольных форм, сшитых между собой? (Футбол. )

Традиционные игры с мячом для детей

Для начала ребенку следует освоить основные приемы игры с мячом, ниже приведены их названия и описание по книге М.Ф.Литвиновой «Русские народные подвижные игры»:

Свечки- подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз подбросить выше, в третий — еще выше.

Поднебески — подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли.

Гвозди ковать — отбивать рукой о землю.

Хватки — поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету.

Вертушки — перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлепы — ударить мячом о стену, оскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

Галки, вороны, зеваки. — встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.

Ручки — опереться левой рукой о стену, правой рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой о стену, левой рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки — упереться левой ногой в стену, из-под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. Повторить то же самое упражнение, но упереться правой ногой.

В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т.д.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-rod... 
  2. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00612818_... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча

Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча...

Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча

Сохранение и укрепление здоровья детей через спортивные игры и упражнения с мячом...

Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении на прогулке с детьми: «К гармонии через движение!»

Необходимое условие формирования всех систем и функций организма ребенка - двигательная активность. Систематические физические упражнения благоприятно влияют на функциональное состояние головного мозг...

«Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке»

Советы родителям по воспитанию детей «Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке»...