Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении на прогулке с детьми: «К гармонии через движение!»
статья (средняя группа)

Необходимое условие формирования всех систем и функций организма ребенка - двигательная активность. Систематические физические упражнения благоприятно влияют на функциональное состояние головного мозга, улучшают настроение, сон, повышают работоспособность.однако в практике дошкольных учреждений движения чаще всего рассматривают в связи с занятиями физической культурой. с этих позиций я решила представить метод работы, направленный на формирование мотивов двигательной активности детей во время организованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_for_bryanskaya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении  на прогулке с детьми:

 «К гармонии через движение!»

Маленький ребенок – деятель и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире приходят к ребенку через движения – глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве.  Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг и интенсивнее интеллектуальное развитие.

В  детском саду особое место отводится физкультурно – оздоровительной работе, режим дня насыщается активной  двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе.  

Считается, что около 80 % знаний и умений ребенок приобретает в дошкольном возрасте, посещая детский сад, еще по 10 % приходится на школу и последующую жизнь. Это касается и здоровья детей, только при правильном двигательном режиме, правильном питании, соблюдении гигиенических норм можно сохранить здоровье подрастающего поколения. Поэтому именно к детям дошкольного возраста следует обратить особое внимание, как специалистам, работающим с ними, так и их родителям.

Одной из главных проблем дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. В последние годы медики констатируют ухудшение здоровья детей. Мониторинг состояния здоровья детей по последним данным НИИ педиатрии за последнее десятилетие свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, а у 70% детей имеются различные отклонения и нарушения.

Таким образом, проблема оздоровления детей является наиболее актуальной. Целью физического воспитания в детском саду является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Дети 4-5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения,  которые позволят в дальнейшем прививать им стойкий интерес к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом, ходьбой, прыжками. Для успешного решения задач гармонического развития личности мною разработаны  подвижные игры и игры – эстафеты для средних групп в летний период.

Подвижная игра «Веночек».

Цель игры: формирование ловкости, развитие координации, быстроты реакции.

Ход игры: Дети становятся в шеренгу на одном конце площадки: это «цветы в саду». Выбирается водящий – «садовник». Он находится на расстоянии 8-10 метров от детей. Приближаясь к ним, садовник говорит слова:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок.

Дети отвечают:

Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается догнать кого – либо из играющих. Пойманный становится водящим.

Подвижная игра  «С мячом играй, но его не теряй».

Цель игры: умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры. Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3—4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: I) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.

Подвижная игра «Лягушки в болоте».

Цель игры:   развивать прыжки  на двух ногах с места вперед и, повернувшись, возвращаться назад.

На асфальте чертят большой прямоугольник, с двух сторон – берега, на них на расстоянии 50 – 60 см друг от друга кочки (небольшие бугорки, нарисованные кружки) в стороне – журавль в гнезде. Лягушки располагаются на кочках и говорят:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква – ке – ке, ква – ке – ке,

Будет дождик на реке.

С окончанием слов журавль ловит лягушек, а они прыгают в воду, где их ловить нельзя. Как только журавль отходит подальше, лягушки прыгают на кочку (с кочки в болото прыгать одним прыжком, ловить лягушек можно только на кочке или за границами болота). Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как поймано несколько лягушек, выбирается другой журавль.

Подвижная игра: «Кто сильнее?»

Цели игры:

•    развитие ловкости, чувства равновесия, умения координировать движения;

•    воспитание упорства, воли к победе, чувства партнера, дружелюбия;

•    развитие мышечной силы.

Оборудование:  Две кегли.

Ход игры. Игроков разбивают попарно. На пплощадке чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов друг от друга, в середине играющие — соревнующаяся пара— держатся за правые руки, стоя спиной друг другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить булаву.

Подвижная игра «Птицелов» 

Цель игры: создавать условия для развития умения бегать в различных направлениях, создавать условия для закрепления умения бегать с движениями рук, создавать условия для воспитания доброжелательного отношения к сверстникам.

Оборудование: эмблемы птиц, платок.

Ход игры: 

Для игры нам нужен один «птицелов», ему завязываются глаза, ион встает в центр круга. Остальные – птицы. Каждый ребенок выберет себе птицу – эмблему.

Птицы встают в круг, в центре которого – «птицелов». Птицы ходят вокруг птицелова и произносят слова:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!

«Птицелов» хлопает в ладоши. Птицы «летают» в разных направлениях по участку. «Птицелов» догоняет и ловит  птиц.

Все встали в круг, начинаем играть. «Птицелов» считает, сколько птиц поймано. При желании птицелов может выбрать нового водящего (птицелова).

Летние эстафеты.

На расстоянии 20 метров обозначаются линии старта и финиша. Дети выстраиваются в две колонны у линии финиша (5 мальчиков и 5 девочек). Остальные болельщики, они не участвуют в эстафетах, но вместе со всеми отгадывают загадки.

1-я загадка:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

 (Пчелка)

Игра – эстафета: «Поляна пчелок и жучков».

Цель игры: развитие внимательности, быстроты и ловкости.

Ход игры: дети делятся на 2 команды «Божьи коровки» и «Пчелки». На площадке разложены цветочки, по команде дети по очереди раскладывают божьих коровок и пчелок на цветы. Чья команда быстрее разложит, та и победила.

2-я загадка:

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

«Эстафета кузнечиков»

Цель игры: развитие скорости и ловкости.

Ход игры: дети по пять человек в командах. По сигналу первые прыжками на двух ногах передвигаются к кегле – ориентиру, обегают ее и обычным бегом возвращаются к своим командам, передавая эстафету следующим, касаясь их плеча.

3-я загадка:

Он сети как рыбак готовит,

А рыбу никогда не ловит.

(Паучок)

«Эстафета паучков»

Цель игры: Развитие скорости и внимательности.

Ход игры: по сигналу дети, стоящие первыми, бегут к ориентиру – обручу, к краям которого кладут веревки «плетут» паутину. Возвращаются обычным бегом к своим командам, передавая эстафету, касаясь их плеча.

4-я загадка:

В лесу у пня

Суета, беготня,

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

(Муравьи)

 «Эстафета Муравьев»

Цель игры: развитие ловкости и быстроты.

Ход игры: рядом с каждой командой лежат гимнастические палки в соответствии с количеством детей. По сигналу, дети, стоящие первыми, берут одну палку, бегут к ориентиру – обручу и, положив в него свою палку, «строят  муравейник»; обычным бегом возвращаются к своим командам и передают эстафету, касаясь плеча.

5-я загадка:

Ползет сороконожка

По узенькой дорожке,

Листочками питается,

В бабочку превращается.

(Гусеница)

«Эстафета гусениц»

Цель игры: развивать командный дух и двигательные способности.

Ход игры: дети в колоннах обхватывают друг друга руками за пояс и по сигналу бегут командами, стараясь не отпускать друг друга,  оббегают ориентир и быстро возвращаются на старт. Побеждает команда, направляющий  которой  первым пересекает линию старта.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование работы по оздоровлению и физическому развитию детей через организацию активного отдыха»

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочност...

Презентация "Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении"

В презентации даются методические рекомендации по организации активного отдыха в ДОУ. Консультация для воспитателей....

Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ...

Организация активного отдыха детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающей среды

Целью здоровьесберегающих технологий является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отн...

Круглый стол для воспитателей "Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча"

Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча...

«Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке»

Советы родителям по воспитанию детей «Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке»...