Организация активного отдыха детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающей среды
консультация

Николичева Елена Васильевна

Целью здоровьесберегающих технологий является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний  и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющий ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentmicrosoftofficeword.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                 учреждение детский сад № 25  компенсирующего вида

Организация активного отдыха детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающей среды.

                                                                                 

                                                                                 Воспитатель:

                                                                                        Николичева Е.В.

                                                                                     I кв.категория

                         

 

                                                          г. Мончегорск

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
 забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
 бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
 прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский  (СЛАЙД 2.)

Актуальность.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения уже не первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. А все мы знаем, что целью здоровья сберегающих технологий является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний  и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющий ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня (Слайд 3)

В системе физкультурно - оздоровительной работы учреждения прочное место занимают такие зарекомендованные себя формы работы активного отдыха детей как (Слайд 4)

  • Совместные праздники с родителями;
  • Физкультурные досуги;
  • Дни здоровья;
  • Неделя здоровья;
  • Спортивно - театрализованные представления;
  • Развлечения;
  • Походы.

Изучение специальной литературы, практического опыта коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы, помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

Основная цель работы - создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение элементарных форм детского туризма (Слайд 5).

В системе физкультурно-оздоровительной работы  детский туризм  является эффективной формой активного отдыха,  позволяющая при минимальных затратах времени  увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт детей, пополнить объем знаний, сблизить детей и родителей.

Организуя  походы и туристические прогулки, мы решаем следующие задачи (СЛАЙД 5)

- оздоровление организма детей;

- формирование практических умений простейшего туризма (расстановка палаток, складывание костра);

- закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных природных условиях;

- активизация умения ориентироваться на местности;

- обогащение знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Туристическая деятельность – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно. Походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной активности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь к родному краю и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Организация походов предусматривает планомерную подготовку, регулярное проведение и овладение детьми определенным объемом знаний и умений.

В проведении походов участвует специалист по физической культуре, воспитатель группы и представители родительской общественности.

           Для участников походов  имеются инструкции, в которых прописаны требования по охране жизни и здоровья во время похода, и  по окончании похода.

        Подготовку к походу мы начинаем с  подбора соответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и фауной, маршрута и т.п.

В ДОУ был разработан цикл занятий по обучению дошкольников элементарным туристическим навыкам, который сочетает теоретические и практические мероприятия.

План включает цикл   бесед познавательного характера: (СЛАЙД 6) 

- «Виды походов», «Снаряжение туриста», «Виды костров», «Правила пожарной безопасности»

Чтобы процесс обучения был активным, интересным и эффективным беседы проводятся  в чередовании с практическими  заданиями  в игровой форме (СЛАЙД 6)

 «Укладка рюкзака», «Ориентировка по компасу», «Ориентирование по карте и чтение карты», «Ориентирование в лесу по местным предметам», «Как правильно и безопасно развести костер», «Как правильно разбить палатку»  «Оказание первой помощи».

Инструктором по физической культуре  планируется интегрированная  НОД туристической направленности (СЛАЙД 6)

«Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», «Туристические старты», а также совместная деятельность детей и родителей по физической культуре. Тренировки и обучение ребят проводятся не только в помещении, но и на открытой местности.

Работа  по внедрению походов включает в себя три сезонных проекта (СЛАЙД 7)

1. «Вперёд, в поход!» - осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий).

2. «В здоровом теле, здоровый дух!» - зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности).

3.  «Экология и здоровье» - весна (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой) (Слайд 8)

Мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и  должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. В природных условиях  нам представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, бревнышки, а также природный материал (шишки, желуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей. Опыт походной жизни формирует у них первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, оказывать первую помощь пострадавшему, разводить костер, правильно ставить палатку). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля (СЛАЙД 9)

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей.

 Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов (СЛАЙД 10)

- физкультурно-оздоровительный,

-социально-коммуникативный,

-эмоционально-психологический,

-эстетический и познавательный,

-умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.

Опыт работы ДОУ в данном направлении включает в себя следующие материалы(СЛАЙД 11)

1.Перспективное планирование по оздоровлению дошкольников средствами детского туризма.

2.Картотека подвижных игр и упражнений для развития силы, ловкости, гибкости, координации движений.

3.Картотека оздоровительных упражнений, составленная на основе инновационных здоровьесберегающих технологий и собственных наработок.

4.Демонстративные (наглядные) материалы для родителей воспитанников.

5.Методическая копилка-работа с педагогами и родителями (семинары-практикумы, консультации специалистов ДОУ, конспекты тематических занятий и досугов).

6.Разработаны тематические презентации для педагогов и родителей («Ваш ребенок идет в поход», «Туризм как средство оздоровления дошкольников», «Виды детского туризма» и т.д.).

  Для реализации цели нами созданы все необходимые условия:  отведён специальный уголок для туристического снаряжения (железная посуда, компасы, веревки, аптечка, палатка, котелок, костровые принадлежности). Руками родителей созданы различные карты и планы местности.

         Совместно с родителям и инструктором по физической культуре разработаны следующие туристические маршруты:

1. Малой протяженности: «Сквер» (Слайд 12)

2. Средней протяженности: «Парк» (Слайд 13)

3. Дальней протяженности: «Гора Монча» (Слайд 14)

Параллельно  с этим идет работа с родителями в том же направлении,  с целью  вызвать у них  интерес  к детскому туризму, как средству  здорового совместного  семейного отдыха,  дать  простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать  бережное отношение ко всему живому.

 Для родителей  размещаем рекомендации, информационные листки по организации семейного туризма: (СЛАЙД 15) 

«Что взять в дорогу», «Как организовать привал», «Как установить палатку», « Как развести костер», «Одежда и обувь туриста», «Как оказать первую помощь», «Ядовитые грибы и растения» и др.

Инструктором по физической культуре  приглашаются родители  на практические занятия по обучению детей туристическим навыкам.

Совместно с родителями  проводятся занятия, которые включают  упражнения на развитие физических качеств -  силы, быстроты, ловкости.

По результатам анкетирования родительской общественности, для многих семей, дети которых посещают наш детский сад, туристические походы являются востребованным средством активного отдыха. Он поможет семьям воспитанников интересно и содержательно организовать свой досуг, повысит мотивацию ребенка и его родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и приобщения всех участников воспитательно-образовательного процесса к здоровому образу жизни.

Как итог проделанной работы - пеший поход совместно с родителями. (СЛАЙД 16)

Структура и содержание пешего похода в лес:

- сбор и движение до первого привала –(30-35 мин.);

- движение по разработанному маршруту, комплексы игр, упражнений, заданий и т.д. -15-20 мин. на каждую остановку и привал;

- самостоятельная деятельность детей (15-20мин.);

- сбор детей и возвращение в детский сад (30 мин).

        Походной деятельности всегда предшествует тщательная подготовка: учитываются индивидуальные особенности детей, выбор маршрута, распределение обязанностей, уточняется режим дня и питание. 

Сбор   родителей  и  детей   организуем   на   территории  детского  сада,  после завтрака, и  следуем по намеченному маршруту в соответствии с разработанным сценарием похода. С собой берем: аптечку, туристические коврики, воду, сухой паек.

 

Эффективность применения средств туризма отражается и на результатах  работы педагогов с детьми по экологическому воспитанию: дети знают основные правила поведения в природе, называют простейшие способы ориентирования в лесу,   научились более полно и грамотно рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в вопросах познания окружающего мира.

И самое главное совместные с родителями  туристические походы оказывают ни с чем несравнимый эмоциональный  и оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы с родителями способствуют укреплению семьи, формируют  у детей нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к природе, воспитывая к ней бережное отношение.

 Разнообразие тематики и содержания туристических прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребенка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом, оздоровительная направленность ее двигательного содержания.

Ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. В процессе туристической деятельности решаются задачи всех образовательных областей.

Итогом работы по реализации систематической работы по оздоровлению дошкольников средствами детского туризма явилась положительная динамика общего состояния здоровья детей. В конце учебного года в результате мониторинга выявилось, что произошел качественный рост по всем показателям.

Таким образом, анализ промежуточных и итоговых данных мониторинга здоровья детей показывает положительную динамику, что подтверждает эффективность использования детского туризма в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

(СЛАЙД 17)

Список литературы.

Бочарова Н.И. «Туристские прогулки в детском саду» 2004г.

Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» 1986г.

Гранильщиков Ю.В.  «Семейный туризм» 1993г.

Доскин В.А. «Растем здоровыми» 2002г.

Крымова И.Б. «Мы юные туристы»  - журнал «Воспитатель ДОУ» №4 2008 года.

Фролов, В.Г., Юрко Г.П. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» 1983г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста

Консультация для родителей. Лето - важный период в жизни ребенка дошкольного возраста. Лето - это не только отдых и озддоровление детского организма, но и уникальная возможность познания и открытий...

«Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»

laquo;Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»...

Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста.

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем....

Родительское собрание по вопросам организации летнего отдыха детей дошкольного возраста.

конспект Родительского собрания по вопросам организации летнего отдыха детей дошкольного возраста....