«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
материал на тему

Лёвшина  Ольга Вячеславовна

Пояснительная записка

                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не могбы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_aktualnost.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка

                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не могбы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Актуальность

          Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

                Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

                Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема:

        Не смотря на то, что стремительно развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, но вместе с ней начинает терять эмоциональность народный язык. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Может поэтому, речь наших детей стала терять яркость, лишена ярких, образных выражений.

Может ли заменить компьютер живое общение со взрослым? Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:

  • теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,
  • каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
  • большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
  • проблемным является рассказывание и свободное говорение,
  • около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,
  • отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.

        Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.

        Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д.

          Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

        Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

        Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её  в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития

Гипотеза проекта:

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

 Главная задача педагога в области развития речи детей  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы(загадки, потешки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Произведения народного фольклора способствуют пробуждению познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей раннего возраста, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности при работе с детьми в условиях ДОУ.

        Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей дошкольного возраста я выбрала следующую методическую тему «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора».

                                                                                                                                                 

Целью моей работы является изучение детского фольклора как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Разработать и апробировать систему мероприятий по развитию речи, основанную на использовании детского фольклора;
  3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития речи детей раннего возраста.
  4. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
  5. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  6. Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
  7. Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  8. Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
  9. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Этапы работы над темой самообразования.

Первый этап (Глава 1)- поисково-теоретическое, направление на анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

Второй этап (Глава 2) - поиск способов и методов  использования народного фольклора в развитии речи детей  дошкольного возраста. Составление перспективного плана работы с детьми

Третий этап – практический. Внедрение примерного плана работы в деятельность с детьми.

1.Мои педагогические исследования:

1.1.Место народного фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.          Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены поэтическая фантазия, идеи и стремления народа, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье.

        Народная мудрость, доброта, юмор народного творчества должны предстать  в доступном, самобытном исполнении. Особое внимание должно отводиться  детскому фольклору. Формированию детского фольклора способствуют несколько факторов, среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

        Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.

По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.

        Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и  развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В.,  малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка  от 2 до 3 лет.  

        В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению  Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:

- знать уровень развития своих воспитанников;

- научиться владеть художественными средствами;

- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

- петь и танцевать;

- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- использовать красочность и богатство зрительных образов;

- применять забавный сюжет;

- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

- варьировать методическими приемами.

Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:

- занятия;

- игры;

- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

- досуги;

- календарные праздники.

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.

Постепенное поэтапное усвоение  малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Заучивание или повторение текстов.

4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.

Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно - речевой деятельности.

        Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу.

Многие педагоги и психологи, как В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.; фольклористы Э.Е. Алексеев, В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, А.Ф. Белоусов, М.А. Булатов, Н.М. Бэешу, О.И. Капица, М.С. Колесов, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн, В.М. Щуров и др. определяли важное значение фольклора и народных игр в жизни человека. Фольклорные произведения малого и крупного жанров (загадки, пословицы, поговорки, пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки и др.), отражают богатство русского языка: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей раннего возраста.

        Малые формы  фольклора помогают увеличить запас слов. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают  детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.  

1.2.        Жанры народного фольклора и их характеристика.

Использование  произведений  народного  творчества  в   работе  по развитию речи должно быть систематизировано с целью формирования у  детей  первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к  фольклору.

        Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу  народной  мудрости, исключительные образцы языка народа. В  народном  творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком,  ребенок   дошкольного   возраста  получает первые представления о культуре своего народа.

        Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.

        Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

        Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

        Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

        Отмечаемая в  раннем  детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для  детей  средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

        Исследуя значение устной  народной  поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны  детям  начиная с раннего возраста.

        Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

1.3 Развитие речи детей раннего дошкольного возраста

        Чтобы правильно и грамотно организовать работу с детьми дошкольного возраста по развитию их речи, педагог должен очень хорошо знать особенности ее развития на том или ином этапе развития ребенка.

        Овладение речью — один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.

        Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет:

-  Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи.

-  Совершенствование лексики и семантики детской речи.

-  Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.

Лексика - под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Семантика – здесь понимается система правил, которая занимается рассмотрением значения слова, а также изменениями в значении слов.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Грамматика – под этим словом понимают закономерности образования и употребления форм слов.

        К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, он начинает называть вещи своими словами. Ребенок годовалого возраста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющим ми ее предметами. К году у ребенка обычно имеется довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У него сложились определенные представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках.

        Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов, пользуясь языком мимики, жестов, просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует. Примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается понимание речи, прирост активного словаря незначителен.

        До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. Процесс становления фонематического слуха в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой.

Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи. В этом возрасте ребенок с помощью речи начинает овладевать собственным поведением и управлять поведением окружающих людей. На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Дети в 2 года имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

        К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения с помощью служебных слов, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3. В период от 2 до 3 лет идет интенсивное формирование грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений.

Аспекты развития речи детей в раннем возрасте:

-применение игры в развитии речи детей;

-применение фольклора в развитии речи детей;

-связь развития мелкой моторики и речи детей;

-роль семьи в развитии речи детей.

        Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой — организацию специальных игр и занятий.

  1. Мои педагогические выводы о способах и методах

использования народного фольклора в работе с детьми  дошкольного возраста

        Изучив методическую литературу по данной теме, я сделала для себя следующие выводы.

        Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

        Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

        Содержание   небольших   произведений   народного поэтического творчества - многоплановое.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.

        Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

        Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей    дружелюбия,    доброжелательности,    чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

        Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Загадки – замечательный материал для подобных развивающих игр-занятий.

        Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

Например, в  игры-забавы вводятся  хорошо известные детям потешки для того, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».

        Для реализации своей методической темы, в группе подобраны   соответствующие  настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают  детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений   народного   жанра,   формировать   умения самостоятельно использовать эти знания.

        В книжном уголке разместились  книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей   знакомых   потешек,   прибауток,   сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью   рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания знакомых потешек.

        Развитие речи детей раннего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно-эстетические, познавательные способности детей. Откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, ребенок способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

        Составлен перспективный план работы с детьми. План составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией М.А. .Васильевой, Н.Е. Веракса,  с учётом программы  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории. Проект направлен  на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством

Литература:

  1. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972
  2. Корнеева Е.И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995 год
  3. Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год
  4. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир.: Академия, 1995 год.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9
  6. Путешествие по стране загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000
  7. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...

Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...

Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                       Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...

План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г

План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....