Главные вкладки

    План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
    материал (младшая группа) на тему

    Лёвшина  Ольга Вячеславовна
    Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
    Задачи:
    1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
    2.  Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
    3.  Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
         Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
    Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
    Реализация программы поможет организовать деятельность дошкольников для лучшего изучения своего поселка, воспитанию патриотических чувств, исторического самопознания, социальной активности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

    План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы  по теме

    «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

    на 2014-2015 учебный год

    Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

    Задачи:

    1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
    2. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
    3. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.

    Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

    Реализация программы поможет организовать деятельность дошкольников для лучшего изучения своего поселка, воспитанию патриотических чувств, исторического самопознания, социальной активности.

    Программа адресуется профессиональным педагогам ДОУ.

    Ожидаемый результат:

    • Словарь детей к концу года обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями;
    • Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
    • Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
    • Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
    • У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

    Этапы реализации Программы:

    Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):

    • Анализ предметной среды группы.
    • Изучение методической литературы по проблеме.
    • Формулирование целей и задач проекта.

    Основной этап:

    • Организация диагностического исследования речи детей.
    • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

    • Организация игрового взаимодействия.
    •  Выставка книг с различными жанрами фольклора.
    • Рассматривание иллюстраций.
    • Инсценирование произведений фольклора.
    • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
    • Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.
    • Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
    • Проведение индивидуальных  и подгрупповых консультаций.
    • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

    Итоговый этап:

    • Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
    • Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка  методических рекомендаций и пр.

    План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы  по теме

    «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

    Тема

    месяца

    Методические приемы с использованием фольклорного материала

    Преемственность д/с-семья

    Потешки

    Загадки,

    речевые игры

    Подвижные игры

    Театр

    Кружок «Играем пальчиками»

    сентябрь

    Диагностирование детей

    октябрь

    «Части тела»

    Разучивание потешки «Водичка, водичка»

    Цель: получать радость от чтения новой потешки

    Игра «Дарики, дарики, летели комарики»

    Цель: Закреплять название частей  тела человека

    «Здравствуйте ручки»

     

     Цель: закрепить названия частей тела

     

    • пальчиковая игра «Ладушки»
    • потешка «Ладушки, ладушки»

    Приложение №1 План профессионального самообразования

    Анкетирование родителей "Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

    «Семья»

    Разучивание потешки «Это вся моя семья»

    Цель: закреплять знания детей о членах семьи

     

    П/и «Каравай»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

    Настольный театр «Курочка ряба»

    • пальчиковая игра «Семья»
    • потешка «Еду, еду к бабе, к деду»

    Групповое родительское собрание
    Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

    «Овощи, фрукты»

    Разучивание потешки «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

    Цель: учить получать радость от чтения новой потешки

    Загадки об овощах и фруктах

    Цель: учить понимать образный язык загадок

    Игра «Огуречик»

    Цель: учить убегать по сигналу.

    Настольный театр «Репка»

    • пальчиковая игра «Овощи»
    • потешка «Огуречик, огуречик

    ноябрь

    «Осень»

    Повторение   потешки «Водичка, водичка»

    Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию

     

    Игра «У медведя во бору»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

     Кукольный театр   «Теремок»

    • пальчиковая игра «Капуста»
    • пальчиковая игра «Вышли пальчики играть»
    • потешка «Пальчик – мальчик» пальчиковая игра «Здравствуй»

    Консультация для родителей

    «Детский фольклор»

    «Одежда»

    Разучивание потешки «Вот они сапожки»

    Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию

    Игра-имитация «Одевают детишки»

    Игра «Зайка беленький сидит»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

    Театр на рукавичках «Все спят»

    • Маша варежку надела:

    «Ой, куда я пальчик дела?

    Декабрь «Домашние животные»

    Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

    Цель: закрепить умение звукоподражания.

    Загадки о домашних животных.

    Цель: учить понимать образный язык загадок

    Игра «Идет коза»

    Цель: учить убегать по сигналу.

    Кукольный спектакль «На бабушкином дворе»

    •  пальчиковая игра «Ути – ути»
    •  песенка «Петушок, петушок»
    • пальчиковые игры «Уточка»,
    • потешка «Наши уточки с утра…
    • пальчиковая игра «Погладим котенка»
    •  потешка «Как у нашего кота»

    пальчиковые игры «Коготки»,

    «Новогодний праздник»

    Разучивание потешки «Пальчик - мальчик»

    Новогодние загадки,

    новогодние

    поделки.

    Хоровод-игра «В лесу родилась елочка» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

     

    • пальчиковая игра «За работу»

    Январь

    «Зима»

    Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки,

    купим сыну валенки»

    Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну

    Загадки о зимних

     явлениях

    Игра «Как на тоненький ледок»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

    Настольный театр «Спи младенец мой усни»

    • пальчиковая игра «Коза»
    •  потешка «Идет коза рогатая»
    • пальчиковая игра «Птичка»
    • потешка «Курочка-рябушка»

    Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни дошкольника»

    «Зимняя одежда»

    Разучивание потешки «Наша Маша маленька..»

    Цель:  закрепление элементов зимней одежды

     

    Музыкально-ритмическая игра  «Вот как мы умеем»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

     Театр родители-детям   «Заюшкина избушка»

    • пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

    Вовлечение родителей в постановку театра «Заюшкина избушка»

    Февраль «Мебель»

    Разучивание потешки «Пампушки»

    Цель: развивать речевое внимание.

     

    Игра: «Птички в гнездышках».

    Цель: Учить действовать  по сигналу

    Пальчиковый театр «Маша и медведь»

    • «Много мебели в квартире».
      Раз, два, три, четыре

    «Дикие животные»

    Разучивание колыбельной «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

    Цель:  мотивация  детей к  активному подговариванию   фраз и предложений.

    Загадки о диких животных

    Цель: учить  узнавать  и называть животных по перечисленным особенностям

    Игра «Гуси-гуси»

    Цель: формировать предпосылки диалогической речи

    Театр перчаток «Теремок»

    • пальчиковая игра «Мышонок»
    • потешка «Водят мыши хоровод»
    • пальчиковая игра «Совушка-сова»
    •  потешка «Совушка-сова»
    • пальчиковая игра «Два медведя»
    • потешка «Мишка косолапый»
    • «Полетели птички»

    Март

    «Мамочка моя»

    Разучивание потешки «Свинка Ненила»

    Цель: воспитывать любовь к родным и близким, побуждать называть мена членов своей семьи.

     

    Игра «Лиса и зайцы»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

    Настольный театр

    «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

    • песенка «Баю-бай»
    • пальчиковая игра «Пальчики засыпают»
    • песенка «Ночь пришла»

    «Транспорт»

    Разучивание потешки  «Из-за леса из-за гор», «Сидит белка на тележке»

    Цель: развитие мелкой моторики  

    Картинки-загадки о транспорте.

    Цель: определять  и находить картинку  транспортного средства   по названным признакам

    Игра «Чики-чики-чикалочки»

    Цель: доставить радость от знакомой игры

    Театр игрушек «Спала кошка на крыше»

    Л.Толстой.

    • потешка «Чики-чики-чикалочки»
    • Едет поезд!

    Едет поезд чух

    -чух-чух, Позади

    леса и луг.. Впереди —перрон,

    вокзал.—

    Всем привет! —гудок сказал.

    —Ту-ту-у-у-у...Чух

    -чух, чух

    -чух, чух,

    Роль устного народного творчества в развитии речи детей

    Апрель «Весна»

    Разучивание потешки «Рябина»

    Цель: активизация и расширение словаря детей

    Загадки о весенней природе.

    Игра : «Через ручеек»

    Цель: выполнение действий в соответствии с указанием взрослого.

    Театр на магнитах

    « Девочка-ревушка»

    А.Барто.

    • пальчиковая игра «Божья коровка»
    •  потешка «Божья коровка»
    • пальчиковая игра «Солнышко»
    • пальчиковая игра «Весна»
    • потешка «Радуга-дуга»
    • потешка «Солнышко, ведрышко»

    Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки»

    «Обувь»

    Разучивание потешки «Сапожок»

    Цель: закрепление    в речи названия предметов одежды

    Картинки-загадки о предметах одежды

    Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

    Цель: развитие речевого внимания

    Кукольный театр «Топотушки»

    З. Александрова

    •  потешка «Большие ноги»,
    • Рассмешили

    «Топ

    • топ-чьи то ножки?»
    • «Новые кроссовки»
      Как у нашей кошки
      На ногах сапожки.

    Май

    «Посуда»

    Разучивание потешки: «Курочка-рябушечка»

    Цель: формирование навыков диалогической речи

    Загадки о посуде.

    Цель: учить понимать образный язык загадок

    Игра: «Вышла курочка гулять»

    Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

    Пальчиковый театр «Маша обедает»

    Т.Капутекян

    •  Раз, два, три, четыре,
      (удар кулачками друг о друга)

    Мы посуду перемыли:

    • «Пальчики здороваются»
    •  потешка «Где же наши ручки

    Мониторинг

    Цель: изучить динамику развития речи ребенка;

    стимулировать активность родителей в самообразовании по использованию малых форм фольклора

    Мониторинг результативности по использованию фольклора в развитии речи детей 1 младшей группы

    План работы с детьми первой младшей группы во время режимных моментов

    с использованием фольклорного материала

     НА ПРОГУЛКЕ

    РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

    ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

    НАБЛЮДЕНИЯ

    сентябрь

    Уходи с дороги, кот,

    Наша Танечка идет.

    Топ – топ – топ

    – топ, Никогда не упадет.

    Ай,        лады,        лады, лады,

    Не        боимся        мы воды,

    Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

    Пышка- лепешка

    В печке сидела, На нас глядела- В рот захотела!

    Дождик, дождик, поливай!

    Будет хлеба каравай.

    Дождик, дождик, припусти,

    Дай капустке подрасти.

    октябрь

    Киска, киска, киска, брысь!

    На дорожку не садись.

    Наша деточка пойдет,

    Через киску упадет

    Чистая водичка умоет Саше личико,

    Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке.

    Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку

    Синичка, синичка, Воробью сестричка. Воробей – воришка Залез в амбаришко. Клевать просо- Тупым носом.

    ноябрь

    Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ,

    Топ, топ, топ, топ, топ.

    Идет коза рогатая За малыми ребятами.

    Ножками — топ- топ,

    Глазками — хлоп- хлоп.

    Кто каши не ест, Молока не пьет— Забодает, забодает!

    Гу-ту-ту, гу-ту- ту,

    Варю кашу круту.

    Подливай молочка, Накорми казачка.

    Ой ты зимушка- зима,

    Ты с морозами пришла.

    Ветер воет, вьюга вьет,

    Вдоль по улице метет.

    декабрь

    Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя деточки, Ждут малолеточки.

    Мальчик- пальчик, где ты был?

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    Ой да, ой да, люленьки, Прилетели гуленьки.

    Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить.

    Один скажет — кашкою, Другой —

    простоквашкою.

    Ты, мороз, мороз, мороз.

    Не показывай свой нос!

    Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем,

    Мы на улицу пойдем,

    Сядем в саночки

    — Самокаточки

    январь

    Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая.

    Водят мыши хоровод,

    На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите.

    Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод.

    Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки.

    Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки

    У нашей бабушки!

    Как на горке - снег, снег.

    И под горкой - снег, снег.

    А под снегом спит медведь. Тише, тише, - не шуметь.

    февраль

    Завяжи потуже шарф,

    Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу.

    Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

    Ну а этот взял и съел,

    Потому и потолстел. Бабушка очки надела

    И внучонка разглядела.

    Дубы, дубочки, пеку блиночки, Блиночки горячи, не хотят сидеть

    в печи.

    Блиночки румяные, с маслицем, сметаною.

    Ветер-ветерцо,

    Не дуй мне в лицо,

    А дуй мне в спину,

    Чтоб идти было в силу.

    март

    Чики – чики – чикалочки,

    Едет Ваня на палочке,

    А Дуня на тележке

    Щелкает орешки. Поехали, поехали,

    С орехами, с орехами,

    К дедке по репку,

    По пареньку, По сладеньку.

    Курочка- тараторочка

    По двору ходит, Цыпляток водит,

    Хохолок раздувает, Своих деток подзывает:

    — Куд-куда, куд-куда!

    Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать,

    Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить.

    Ласточка, ласточка, Милая касаточка,        

    Ты, где была?

    Ты с чем пришла?

    За морем бывала,

    Погоду добывала, Несу, несу

    Весну-красну!

    апрель

    Вот они, сапожки:

    Этот — с левой ножки,

    Этот — с правой ножки.

    Если дождичек пойдет, Наденем сапожки.

    Этот — с правой ножки,

    Этот — с левой ножки.

    Вот так хорошо.

    Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка,

    Частая походка. Рано утром встает,

    Красны песенки поет.

    Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала,

    Этому дала, Этому дала, Этому дала. Этому не дала:

    Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе ничего нет!

    Иди, весна, Иди, красна,

    Принеси ржаной колосок,

    полной снопок, Большой урожай В наш край!

    май

    Еду, еду к бабе, к деду

    На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке

    На одной ножке, В старом лапоточке

    По рытвинам, по кочкам.

    Все прямо и прямо,

    А потом вдруг В ямку — бух!

    Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы,

    Глаза смелые, зубки белые.

    Ой, дуду, дуду, дуду...

    Потерял пастух дуду.

    А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.

    - На-ка, МИЛЫЙ

    пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок.

    Там Буренка лежит,

    На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашку варить,

    Сашу кашей кормить.

    Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи!

    Зря в окошко не стучи —

    Брызни в поле пуще:

    Станет травка гуще.

    Используемая литература:

    1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Приказ №655 2.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

    Приказ №2151

    1. Методическое пособие «Как нам обустроить предметно – развивающее пространство» О.Р.Меремьянина.
    2. О.Р.Меремьянина. « С послушной куклою дитя…» г. Барнаул 2010г.
    3. «Прогулочные карты как форма комплексного планирования прогулок с детьми 2,5-7 лет»
    4. Санитарные правила и нормативы.
    5. Программа «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Е.Н. Вераксы,  г.Москва 2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

    Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

    «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

    Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

    «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                      «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

    Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год

    Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...

    Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

    Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...