"Соблюдение двигательного режима как основа улучшения состояния здоровья ребенка дошкольного возраста"
статья

Светлана Владимировна Зайцева

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zozh.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

"Соблюдение двигательного режима как основа улучшения  состояния здоровья ребенка дошкольного  возраста"

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии.  

При организации двигательной активности ребенка необходимо уделять большое внимание естественной потребности в движении. Двигательная активность(ДА) влияет на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.

Двигательная  активность ребенка   в  детском  саду.

ДА дошкольника должна быть целенаправленна на интересы, желания и функциональные возможности детского организма.  

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима дошкольника с применением нетрадиционных подходов обеспечивается оптимальное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, учитывается содержательная сторона двигательного режима, которая направлена на физическое развитие и удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, на развитие умственных,  духовных способностей ребенка.

Условия для двигательной активности:

  • Гибкий режим дня
  • Самостоятельная двигательная активность детей с различными пособиями  

и на тренажерах

  • Активизация двигательной деятельности
  • Индивидуальный подход к детям

Формы организации двигательной активности:

  • Физкультурно-оздоровительные занятия в зале и на улице
  • Индивидуальная работа по развитию движений
  • Музыкальные занятия
  • Физкультминутки
  • Логоритмическая гимнастика
  • Динамические паузы
  • Физкультурные досуги
  • Спортивные игры и упражнения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег во время прогулки
  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика после сна

Вся организованная деятельность с детьми соответствует следующим требованиям:

  • использование новейших  достижений науки и практики;
  • реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
  • обеспечение условий для развития познавательной деятельности;
  • установление интегративных связей;
  • мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка;
  • эмоциональный компонент (элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор и шутка и др.

Все это содействует решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач:

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.

Образовательные задачи  направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств, для всестороннего  развития.

При организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия использовались следующие методические приемы:

1. Поощрение и мотивация детей.

 Неуспех в какой-либо деятельности приводит к формированию эмоционального неблагополучия. Поэтому педагогам нужно хвалить детей, когда у них что-либо получалось, поощрять активность детей, тем самым, формируя мотивы, связанные не только с получением удовольствия в процессе занятий, но и желания стать сильнее, быстрее, смелее и т.п., т.к. интерес к любому виду деятельности зависит от успеха в этой деятельности.

2. Использование музыкального сопровождения.

 С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Музыкальные игры помогали снимать психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывали навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т.е. социализировали детей.

3. Применение образности.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Наряду с образной памятью начинает складываться словесно-логическая память, детям 4-5 лет присуща склонность к подражанию. Поэтому, чем эмоциональнее, доступнее, используя речевое сопровождение и яркие образы, понятные детям 4-5 лет, педагоги показывают выполнение упражнений, тем успешнее проходит процесс их разучивания и закрепления.

4. Использование игровых приемов.

Так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, двигательная деятельность должна проводиться в игровой форме, в связи этим требуется постоянно обращаться к игровым приемам как к «компенсации» (разрядке избытка энергии), «восстановителя» (дети способны играть даже в состоянии усталости; в это время в игровой деятельности актуализируются силы и свойства, которые не были задействованы ранее), коммуникативного средства (вовлечение детей в дружеские отношения друг с другом) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Соблюдение режимных моментов в семье, как основа психологического здоровья ребенка.

Соблюдение режимных моментов в семье, как основа психологического здоровья ребенка.Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим ...

Соблюдение режимных моментов в семье, как основа психологического здоровья ребенка.

Соблюдение режимных моментов в семье, как основа психологического здоровья ребенка.Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим ...

Методическая разработка «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка...

Соблюдение двигательного режима дошкольников в группах в течение дня

Для гармоничного развития ребенка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма ...

«Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Двигательная активность, физическая культура и спорт - эффективное сохранение и укрепление здоровья, гармоничного рзвития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизн...