Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей и средней групп
картотека (младшая, средняя группа)

Менлимурзаева Алия Абдулаевна

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Наряду с этим, существуют и упражнения, напротив, нацеленные на тренировку быстрого дыхания. Они имеют свою пользу — помогают укреплению носоглотки и гортани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_menimurzaeva_a.a.docx83.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  Fu-CZl9889A.jpg ДЫХАТЕЛЬНОЙ

ГИМНАСТИКИ

Подготовила:

Менлимурзаева А.А.

г. Надым

2018 год

Дыхательная гимнастика в детском саду: здоровье на первом месте

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Наряду с этим, существуют и упражнения, напротив, нацеленные на тренировку быстрого дыхания. Они имеют свою пользу — помогают укреплению носоглотки и гортани.

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

  • Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
  • Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
  • Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
  • Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
  • Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
  • Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием. Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

  • Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
  • Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
  • Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
  • Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
  • Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
  • Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
  • Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
  • Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
  • В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в детском саду

Вторая младшая группа

  • «Часы». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Воспитанники делают махи руками, приговаривая «тик-так».
  • «Петушки». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. На вдохе малыши поднимают руки в стороны, а на выдохе хлопают себя по бёдрам с криком «ку-ка-ре-ку».
  • «Сердитый и довольный ёжик». Дошкольники низко наклоняются, опускают голову, обхватывают тело руками и вместе с выдохом говорят «п-ф-ф» (сердитый ёжик). Затем это же упражнение сопровождается звуком «ф-р-р» (довольный ёжик).
  • «Лягушонок». На вдохе малыши приседают, а вместе с выдохом выпрыгивают вверх. При приземлении нужно сказать «ква-ква».
  • «Заблудились в лесу». Воспитатель просит дошкольников представить, что они оказались в лесу. Необходимо вдохнуть, а на выдохе произнести «ау». Каждый раз меняется громкость или интонация (ребята повторяют за педагогом), слова сопровождаются поворотом влево или вправо.
  • «Весёлая пчела». На выходе малыши жужжат, как пчёлки («з-з-з»). Каждый раз взгляд направляется на разную часть тела (нос, руку, ногу — туда села пчела).
  • «Листопад». На ладошках у воспитанников листочки из тонкой бумаги. Нужно устроить листопад — сдуть их.
  • «Снегопад». Аналогичное упражнение с ватными «снежками».
  • «Кораблик». В тазике с водой находится бумажный кораблик. Ребёнок должен глубоко вдохнуть, а затем плавно и долго дуть на кораблик, чтобы он поплыл.
  • «Ледоход». На макет речки (из синего картона) помещаются кусочки пенопласта («льдинки»). Педагог показывает кораблик: он не может проплыть по реке. Задача малышей — подуть и разогнать льдинки.

Стихотворения для дыхательной гимнастики во 2 младшей группе

Название

Текст и упражнения

«Самолёт»

Самолётик-самолёт (Развести руки в стороны ладошками вверх, поднять голову, вдох)
Отправляется в полёт. (Задержать дыхание)
Жу-жу-жу, (Поворот вправо)
Жу-жу-жу. (Выдох, произнести ж-ж-ж)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки)
Я налево полечу, (Поднять голову, вдох)
Жу-жу-жу, (Поворот влево)
Жу-жу-жу. (Выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки).

«Мышка и мишка»

У мишки дом огромный, (Выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки — очень маленький. (Присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке, (Походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. (Развести руки в стороны, походить на пяточках).

«Бегемотики»

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали. (Лечь на пол и глубоко дышать)
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох)
Сели бегемотики,
Потрогали животики. (Сесть на пол, ноги вытянуты, руки упираются сзади в пол)
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох).

Средняя группа

  •  «Воздушный шар». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль тела. Воспитатель просит ребят понаблюдать за своим животом, как он попеременно то поднимается, то опускается. Дети оценивают, насколько высоко и быстро поднимается живот.
  • «Огнедышащий дракон». Дети закрывают любую ноздрю, через другую медленно втягивают воздух. Выдыхается он уже через другую ноздрю.
  • «Трубочка». Ребята вытягивают губы трубочкой и резко вдыхают много воздуха. Затем нужно задержать дыхание и выдохнуть уже через нос, подняв голову вверх.
  • «Мыльные пузыри». Медленный вдох выполняется с поднятой головой, а выдох — с опущенной.
  • «Ёжик». При каждом повороте головы вправо или влево ребята быстро и с шумом вдыхают и выдыхают воздух, напрягая мышцы носоглотки.
  • «Ушки». Дошкольники покачивают головой влево-вправо. При вдохе нужно стараться дотронуться головой до плеча, плечи при этом остаются неподвижными.
  • «Ныряльщики за жемчугом». Воспитатель сообщает детям, что на дне моря лежит красивая жемчужина, а добыть её смогут те, кто сможет надолго задержать дыхание. Дошкольники в положении стоя делают 2 глубоких вдоха и выдоха, после третьего вдоха зажимают пальчиками нос (рот при этом закрыт) и приседают. Когда появится желание вдохнуть воздух, нужно встать и разжать нос.
  • «Партизаны». И. п. — стоя, в руки можно взять палку («ружьё»). Далее следует ходьба с высоким подниманием коленей. На 2 шага дети вдыхают, а на 6–8 шагов — медленно выдыхают, произнося слово «ти-ш-ш-е».
  • «Варим кашу». Ребята сидят в кругу. Педагог предлагает им сварить кашу. Распределяются роли — необходимые продукты. Дети заходят в круг («горшочек»). Кашка начинает вариться: малыши выпячивают животы, громко вдыхают и на выдохе медленно говорят «ш-ш-ш». Затем «прибавляется» огонь, и дошкольники уже в быстром темпе произносят на выдохе «ш-ш-ш».
  • На столике лежат бумажные бабочки. Два-три ребёнка меряются силами — выясняют, кто сильнее дунет на бабочку, чтобы она улетела дальше других.
  • «Воздушный футбол». Дети играют парами: поочерёдно дуют через соломинку на ватный шарик. Цель — загнать его в ворота противника.
  • «Чей карандаш быстрее?». Суть игры — дуть на карандаш (имеющий гладкую поверхность), чтобы он покатился на другой край стола. Играть могут 2 ребёнка — они сидят один напротив другого и перекатывают предмет друг другу. А можно организовать соревнование и дуть параллельно на 2 карандаша.

Стихотворения для дыхательной гимнастики в средней группе

Автор-составитель

Менлимурзаева А.А.., МДОУ Д/с «Журавлёнок», г.Надым  ЯНАО

Название

Текст и упражнения

«Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу. (Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу — налево посвищу, (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо. (Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх, (Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака. (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю. (Круговые движения руками).

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо, (Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо)
Подуем на другое. (То же самое в другую сторону)
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой. (Голова прямо, вдох носом)
Подуем на живот,
Как трубка станет рот. (Опустить голову, подбородком касаясь груди, вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох)
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять. (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики для младших групп.

В данной картотеке  представлены различные упражнения для выполнения дыхательной гимнастики....

Картотека дыхательной гимнастики для младшей группы

Дыхательные упражнения необходимо проводить в течении 10 минут дважды в день. Не стоит проводить такую зарядку для дошкольников раньше, чем через час после приема еды. Лучший вариант - десятиминутка в...

Картотека дыхательной гимнастики 2 младшая группа

Картотека дыхательной гимнастики 2 младшая группа...

Картотека дыхательной гимнастики для младшей группы.

Картотека дыхательной гимнастики для младшей группы....

Картотека дыхательной гимнастики для младшей группы

В картотеке представлены различные дыхательные гимнастики для детей младшей группы (3-4 года )...

картотека дыхательной гимнастики для младшей группы

Дыхательная гимнастика «Качели»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох &nda...