Вопросы здоровьесбережения
статья

Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий — гиподинамия (нарушение функций опорно — двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения, детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе, недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_zdorovesberezheniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Бодрая О.С., инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №16 Московского района

Санкт-Петербурга

Опыт  реализации  ФГОС  в  детском  саду:

вопросы  здоровьесбережения.

    Сегодня  в  образовательных  учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных,  профилактических и коррекционных мероприятий.  Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Актуальность  применения  здоровьесберегающих технологий — гиподинамия (нарушение функций опорно — двигательного аппарата, кровообращения,  дыхания,  пищеварения,  нарушение зрения, детские стрессы (нервные  расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе, недостаток  эмоциональной  поддержки  в детском саду  и  семье, недостаток информации). Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В нашем ДОУ применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки;
  • гимнастика;
  • релаксация.

  Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они делают разнообразными  занятия и снимают напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.

После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего  рода  утренняя  зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс  бодрящих  упражнений  можно  прямо  в кроватках. Эти  упражнения направлены  на коррекцию  осанки и плоскостопия. В нашем саду воспитатели используют  коврик  с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна  для  здоровья  дошкольников, она  отлично  массирует  ступни и  укрепляет  мышцы.

Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых.

Физкультминутки  снимают  напряжение,  помогают расслабиться,  снимают мышечную утомляемость,  успокаивают нервную систему.

Гимнастика  укрепляет физическое  и  психологическое  здоровье  ребёнка.  Ведь  народная  мудрость  гласит: «В здоровом теле — здоровый дух».  Мы выбираем здоровье.

Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшает кровообращение и становится отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшают психологическое здоровье малыша. «Релаксационные паузы» — это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического, психического). Основаны на способности мышц расслабляться, что позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. «Релаксационные паузы» доступны в самой простой игровой форме. Существует много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация. Расслаблять можно отдельные группы мышц, при этом берут 1-2 упражнения. Также релаксация проводится всего тела. При проведении релаксации голос воспитателя спокойный, уравновешенный, тихий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессо...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...