Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".
материал по теме

Рябова Яна Викторовна

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. Данный материал рекомендован для рааспространения в ДОУ города Югорска, ХМАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_voprosam_zdorovesberezheniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательной активности дошкольников в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности»

В течение многих лет я работаю над темой самообразования «Развитие познавательной активности дошкольников в реализации вопросов здоровьесбережения посредством экспериментирования по теме «Тело человека». Почему я выбрала именно эту тему?

Ни для кого ни секрет, что на сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема укрепления здоровья детей. Экологические катаклизмы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии и с природой, и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни. Особенно важно это знать детям, живущим в условиях Крайнего Севера.

         Для  осознания важности данной проблемы дошкольники в первую очередь должны познакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения, функционирования и жизнедеятельности.

Таким образом, цель моей самообразовательной деятельности -

     ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        Мной разработан методический комплекс, предназначенный для детей 3-7 лет и состоящий из 4 блоков:

- блок «Твоё удивительное тело» знакомит воспитанников с внешним строением человека;

- блок «Маленькая страна внутри тебя» знакомит воспитанников с внутренним строением человеческого организма;

- блок «Секреты твоего здоровья» формирует представления о том, как человек должен следить за здоровьем; рассказывает о взаимосвязи между здоровьем природы и здоровьем человека;

- блок «Детство без алкоголя и табака» формирует представления воспитанников подготовительной группы о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека; реализация этого блока невозможна без реализации первых трёх.

        Поскольку в соответствии с ФГТ мы должны развивать в воспитанниках такие интегративные качества, как «Любознательный, активный», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,  такие виды детской деятельности, как поисково-исследовательскую, продуктивную, игровую, коммуникативную, экспериментальная деятельность при реализации данных блоков является ведущей и неотъемлемой.

        Маленькие воспитанники на элементарном уровне учатся ориентироваться в схеме собственного тела: при помощи наблюдений, самообследований изучают свой скелет, рассматривают свою кожу, исследуют волосы, ногти, работу рук и ног и т.д.

        Воспитанники среднего возраста изучают работу внутренних систем и органов (сердца, дыхания, пищеварения, обаняния, осязания, мозга).

        Старшие воспитанники знакомятся с такими болезнями, как сколиоз, плоскостопие; со специализациями врачей; учатся видеть взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека, развивая тем самым экологическое самосознание.

В старшей группе применяется такая здоровьесберегающая технология, как «Дерево здоровья». Три раза в год по истечении временных сезонов (осени, зимы, весны) на нём появляются фотографии «здоровячков», т.е. детей, которые не заболели в течение сезона. Эта работа стимулирует и родителей, потому что всем приятно в течение последующих трёх месяцев видеть своего ребёнка в качестве «здоровячка».

        К моменту ознакомления с пагубными привычками (употреблением алкоголя и табакокурением) воспитанники уже в той или иной мере овладевают информацией по функционированию человеческого организма и им легче отрефлексировать те опыты, которые они проводят со спиртосодержащими препаратами и табаком, что помогает им, в свою очередь, сделать правильные выводы.

        Может показаться, что в этом возрасте ещё рано знакомить детей с такими проблемами. Однако превентологи всего мира доказали, что начинать бороться с проблемой нужно за полтора – два года до её появления. А поскольку первые пробы употребления табака случаются уже в начальной школе, 6-7-летний возраст вполне приемлем для начала этой работы.

        Реализуя продуктивную детскую деятельность, я рекомендую некоторые опыты, наблюдения фиксировать в специально разработанных для этого тетрадях – «Уроки Неболейки» для воспитанников более младшего возраста, «Изучаю тело человека» - для более старшего.

        Во время своей самообразовательной деятельности я работаю и по технологии проектов. Темы проектов – это темы по здоровьесбережению.

Например, в младшей группе у нас реализовывался проект «Всем полезен свежий сок!», где трёхлетние воспитанники знакомились с производством и пользой свежих фруктовых и овощных соков, с соковыжималкой; проводили акции в нашем ДОУ по улучшению зрения сотрудников, носящих очки; организовывали «Салон красоты» для бабушек и для девочек.

В средней группе этот проект нашёл своё продолжение: дети  сравнивали разные способы производства соков и выбирали наиболее быстрый и удобный; проводили эксперименты по смешиванию соков и получению разных вкусовых оттенков; сравнивали магазинный и свежий соки, знакомясь тем самым с такими понятиями, как «консервант» и «краситель» и их опасным влиянием на здоровье человека; выпустили журнал для родителей «Вкусные помощники здоровья».

В подготовительной группе это был проект о влиянии алкоголя и табака на растущий организм с выходом на общесадовское собрание.

Творческий проект «Нам не всё равно!» был семейным – каждая семья рисовала рисунки на тему злоупотребления алкоголем и курении, была организована выставка сначала в стенах ДОУ, далее в школе №4 для среднего и старшего звена и в администрации «Газпром трансгаз Югорска» в рамках проведения недели, посвящённой борьбе с курением, за что мы получили благодарность профсоюзного и молодёжного комитетов.

        Работа по здоровьесбережению – это и работа с родителями, и работа с педагогами. В нашей группе для родителей выпускаются специальные журналы по здоровьесбережению, где освещаются темы, предлагаемые либо самими родителями, либо педагогами по ходу появляющихся в группе проблем.  

        В качестве других форм работы с родителями по здоровьесбережению я могу порекомендовать проведение не просто родительских собраний, а, например, круглых столов, во время которых с родителями будут проигрываться с/р игры, направленные на формирование привычек здорового образа жизни: «Утро Маши», «Банный день», «День рождения куклы»; упражнений «Точечный массаж», «Правила чистки зубов», «Как определить остроту зрения и слуха ребёнка». Хорошо, если на такие мероприятия будут приглашаться врачи-специалисты.

        Можно проводить и семинары по здоровьесбережению. Но не забывайте, что любой семинар предполагает какой-то практический выход. Например, если проводится семинар «Какие растения помогают нашим детям быть здоровыми», можно предложить родителям принести готовые настои или отвары трав, которые используются при лечении ангины, насморка, кашля, простудных заболеваниях. Родители могут рассказать об их приготовлении и продегустировать. Можно порекомендовать лекарственные растения, которые используются при лечении других заболеваний (гнойных, воспалительных) и пр., ведь в каждой семье есть свои секреты. К семинару на тему «Безопасность малыша в быту» можно предложить родителям разработать и нарисовать так называемые «Сигналы тревоги», которые можно развесить дома на местах, представляющих опасность для ребёнка.

        На уровне ДОУ можно провести День (или Неделю) открытых дверей. К ней нужно заранее подготовиться. В каждой группе оформить папку-передвижку с наглядной информацией; провести открытое занятие по здоровьесбережению, на которое пригласить родителей; организовать общесадовское родительское собрание, на которое пригласить врачей-специалистов (к этому собранию детьми рисуются специальные приглашения); закончить неделю спортивным праздником для всего сада «Папа, мама, я – спортивная семья».

        Работа с педагогами – это прежде всего консультации о здоровье педагогов, его умении общаться с воспитанниками и родителями без стрессов и так, чтобы не оставлять на работе последние силы и не срываться потом в семье на родных, сетуя на свой нелёгкий труд и маленькую зарплату; проведение психологических разгрузок и зарядок.

        Я надеюсь, что моя работа по здоровьесбережению будет иметь и дальнейшие перспективы и поможет детям и их родителям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Я стремлюсь к тому, чтобы они осознали и на всю жизнь запомнили народную мудрость: «Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – многое потерять, здоровье потерять – всё потерять!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"

В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу.  А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...

Материал выступления на городском методическом объединении воспитателей

laquo;Современное и доступное пространство развивающей предметно – пространственной среды   детского сада»...