Материал выступления на городском методическом объединении воспитателей
методическая разработка по теме

Кондратьева Ирина Николаевна

«Современное и доступное пространство развивающей предметно – пространственной среды   детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_sreda.doc70.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_sreda.ppt790 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 города Кузнецка

Материал выступления на городском методическом объединении воспитателей  по проблеме: «Современное и доступное пространство развивающей предметно – пространственной среды   детского сада»

Разработала: старший воспитатель МБДОУ ДС № 28

Кондратьева И.Н.

2017 г.

1

Вопросы, касающиеся организации РППС, в настоящее время достаточно широко освещены не только в специальной литературе, но даже в федеральном законодательстве. Всем вам хорошо известно, что в стандартах  достаточно подробно описаны требования к РППС. Возникает впечатление, что тема исчерпана, и к уже сказанному и написанному сложно что-либо добавить. Но это не так. Данный вопрос на практике вызывает множество вопросов. Какие же то вопросы?

?-Как сделать так, чтобы каждый из детей, находясь в группе, мог найти себе занятие по вкусу, и вместе с тем не мешал окружающим? Как сделать так, чтобы за счет увеличения педагогически ценной активности детей работа воспитателя стала хоть немного легче, а дошкольное образование – более эффективным? Как создать трансформируемую среду? Как достичь вариативности и полифункциональности среды? Как создать условия для развития самостоятельности и инициативности детей в развивающей среде? И, наконец, куда деть имеющийся арсенал оборудования?

 Возможно, на эти и многие другие вопросы мы сможем сегодня ответить или приблизиться к ответам на них.

Итак, каковы же требования к среде, прописанные  в стандарте?

-среда должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства,

-быть приспособленной к реализации Программы, приоритетных направлений;

-соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей,

-способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения, двигательной активности  детей, для уединения,

-среда должна обеспечивать необходимые условия в случае организации инклюзивного образования и учитывать национально-культурные и климатические условия.

Какой должна быть среда в соответствии с требованиями стандартов?

 Т.е. мы с вами должны раскрыть принципы создания РППС

-Среда содержательно-насыщенная - обратите внимание не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщенная». Акцентирую на этом ваше  внимание, поскольку в основном среда многих групп, помещений детского сада  явно перегружена играми и дидактическими  пособиями, накопленными за последние годы. Содержательная насыщенность предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в представленной в группе подборке материалов. Можно заполнить стеллаж настольными играми разнообразной тематики, а можно и нужно разложить на полках всего несколько, но по теме комплексного плана или по теме, инициированной самими детьми. При таком подходе развивающие пособия не отвлекают ребенка, не рассеивают его внимание, а достигается и сосредоточенность на определенной тематике, и частая сменяемость материалов, учитываются интересы  детей, и самое главное, освобождается пространство для разнообразных видов деятельности детей и взрослых. А еще, ограниченность ресурсов, наличие материалов в единственном или ограниченном количестве приводит к необходимости договариваться друг с другом.

-Среда трансформируемая - это  один из самых трудно реализуемых принципов. Почему? Поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены громоздкой мебелью, стационарными стендами и конструкциями, не способными к трансформации. А данный принцип предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Так, среда может меняться как структурно (перестановка мебели, ее функциональное  преобразование под развивающийся сюжет), так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам, для отражения гендерных особенностей под интересы мальчиков и девочек и т.д.). Очень важно, чтобы трансформировать среду могли сами дети, поэтому конструкции должны быть легкими и мобильными. А для всего этого нужно опять-таки, свободное и незагруженное пространство.

2

-Среда полифункциональная.

Но мы с вами должны знать, что такое «Полифункциональность»? Полифункциональность -  это возможность изменений позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды. Развивающие игры и иные дидактические материалы и должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними : кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет, использовать в сюжетно – ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д. Разнообразно можно использовать и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми; стенды или информационные доски могут быть оформлены самими детьми по развиваемому в процессе игры сюжету и т. д. Развивающие материалы должны предполагать и множество уровней сложности в работе с ними: младший ребенок - ощупывает и обнюхивает, старший - играет по правилам или даже придумывает собственный способ действия с дидактическим материалом.

-Среда вариативная - предполагает возможность выбора ребенком пространства для осуществления различных видов деятельности, а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел и пр. вариативная среда должна состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых лабораторий и пр.), которые могут выбираться ребенком по собственному желанию. Очень важным представляется и частое изменение предметно- пространственной среды в соответствии с интересами и проектами детей.

- Предметно-развивающая среда – может быть организованна с помощью разделения на тематические центры, уголки, лаборатории. Жестких требований к тому, как будет называться центр активности (уголок, зона, островок и т.д.) нет. Главное условие - данные площадки должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть ими востребованы.

- Среда доступная. Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает свободное использование детьми игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности. Доступность среды позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками или удобными съемными контейнерами, возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми. Каков главный критерий доступности?- возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено в его собственное распоряжение.

-Среда безопасная – предполагает соответствие всех его элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В групповом помещении все оборудование должно быть исправным и безопасным, не должно быть опасных предметов, должны быть закрыты углы и т.д. Игры и игрушки также должны быть безопасными и сертифицированными. А существуют ли приемы обеспечения принципа безопасности в группе детского сада? Да, одним из эффективных приемов является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами, в центре движения- правила юного спортсмена и т.д. Важны и общие правила поведения в группе и на прогулке. Например: « Поиграл- убери игрушки», « Разрешай конфликты мирным путем» и т. д. Главное условие- создание таких правил вместе с детьми или самими детьми. Задача воспитателя поддерживать соблюдение правил во время совместной и свободной деятельности, обеспечивая тем самым возможность детей на концентрированное, ответственное, самостоятельное действие.

3

Зная данные принципы, можно сделать вывод о том,

-что абсолютного, идеального «рецепта» среды не существует. Она должна быть организована воспитателем, и никем другим. Ведь среда постоянно изменяется и  не только по мере взросления детей, но и каждый день, в зависимости от педагогических задач, которые стоят перед воспитателем, интересов детей, времени года и ряда других факторов.

        -Указанным принципам должна соответствовать как среда в целом, так и по возможности каждый предмет, ее составляющий. Это очень важно, т.к. пространство группы не может вместить множество предметов, имеющих узкое, специальное назначение. Поэтому каждый из предметов должен быть подвергнут вдумчивому рассмотрению.

-В каждой возрастной группе ППРС должна иметь отличительные признаки: для детей 3гж-это достаточно большое пространство для активного движения; для детей 4гж-насыщенный центр с/р игр с орудийными и ролевыми атрибутами….Старший дошкольный возраст-?......

Какую среду можно назвать развивающей?

-когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям

с учетом  индивидуальных  особенности детей,

- когда педагог знает группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи,

- когда педагог при отборе предметного содержания  развивающей среды ориентируется на «зону ближайшего развития» т.е. на завтрашние возможности детей,

--когда подобраны такие материалы и игры, которые активизируют познавательную деятельность дошкольников(развивающие игры, технические устройства, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности). Таким образом, развивающая среда должна побуждать дошкольников к деятельности, развивать воображение и самостоятельность.

Что должна учитывать среда?

-Двигательную активность детей, желание побегать, попрыгать. Зачастую перегруженная среда группы не дает детям такой возможности.В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить повышенную активность детей, когда это необходимо.

-Психологические особенности воспитанников. С учетом которых

  • во-1, обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. При одновременном нахождении 20-25 детей на протяжении 9-10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ.
  • Во-2, в пространстве группы создавать условия для разных пространств с целью предъявления детских продуктов- легко сменяемые стенды, демонстрационные столы или полки, на которых ребенок может разместить свою работу, рассказать о ней своим друзьям, порадоваться собственному труду. Важно понимать, что подобные выставки должны организовываться в основном для самих детей, а не только для родителей.
  • При организации развивающей среды группы учитывать следующее соотношение секторов: 50% -сектор активной деятельности (центры двигательной активности и музыкально-театрализованной деятельности, игровые уголки), 20%- сектор спокойной деятельности –( центр х/л, природная зона и уголок отдыха), 30%- рабочий сектор (центры познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности). В рабочем секторе можно разместить  оборудование для совместной и регламентированной деятельности.

Меняется позиция взрослого при взаимодействии с детьми в предметной групповой среде. В чем же заключаются эти изменения?

-Современные требования ориентируют нас  на развитие детской самостоятельности, поэтому среда должна быть предоставлена в распоряжении детей и оснащаться и развиваться то, чтобы самостоятельность постоянно поддерживалась: разнообразные логические схемы-задания, сюрпризы и «секретики», появление необычных предметов. Дети не могут быть изначально, быть самостоятельными в среде, педагог должен незаметно направлять, «подбрасывать» идеи, обеспечивает сменяемость материала в зависимости от темы и проекта.

4

Вместе с тем, что может сделать сам ребенок, пусть делает сам, взрослый помогать не должен, если конечно не было просьб со стороны ребенка. Предоставление ребенку самостоятельности в решении той или иной задачи позволяет ему оценивать собственные возможности и самому искать ресурсы. Пространство самостоятельности и множественность ситуаций выбора позволяют ребенку научиться принимать решения.

-Еще один момент-среду нужно создавать вместе с детьми, при их активном участии т.о., саму подготовку к образовательной деятельности (на которую педагоги тратят много времени) превратить в непосредственную образовательную деятельность вместе с детьми и родителями. 

Методические рекомендации:

  1. Материалы и оборудование должны  отвечать требованиям безопасности, создавать оптимально насыщенную  целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.  Самое главное – среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметная среда должна обеспечивать  прохождение образовательной деятельности по 5 образовательным областям и по приоритетным направлениям ДОУ.

В группе должны быть пространства для игры, конструирования, уединения, экспериментирования, продуктивной деятельности, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.

2. При создании предметной развивающей среды  необходимо учитывать  гендерную  специфику,  среда обеспечивается    как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

3.Необходимо осуществлять гибкое и вариативное использование пространства.  Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

      Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) должно стимулировать развитие детей.

4. Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом  интеграции образовательных областей, комплексно - тематического планирования. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Среда группы должна меняться в зависимости от темы недели. В группе должны присутствовать разнообразные подручные средства, способствующие тому, что ребенок может творчески использовать его при решении той или иной задачи.

5. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

6. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

7. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям (с учетом педагогических требований к игрушкам)

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

5

8. Необходимо обеспечить наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

9. Среда должна быть спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности.

10.Среда должна обеспечивать и гарантировать вовлечение родителей  непосредственно в образовательную деятельность.

Однако родители,  часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому вопросы грамотного оснащения и пополнения предметной среды, как в группе, так и в домашних условиях были предметом детального обсуждения педагогами и родителями, а также предметом выработки единых подходов.

11.Проявлять творческий подход к созданию предметно-развивающей среды в группах ДОУ (создание нового на основе имеющихся знаний, опыта)

1Хочется отметить, что среду не следует отождествлять с материально-технической  базой.

Дорогостоящие игрушки и оборудование не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. Если игровой и дидактический материал представляют собой выставку для визитов комиссий, недоступен детям, не может использоваться ими в свободное время и не соответствует их возрасту, он не может стать развивающей средой, а остается лишь «материально-техническим обеспечением». Развитие самостоятельности и инициативности детей возможно только в активной, мобильной, доступной и содержательно-насыщенной среде, создаваемой взрослыми вместе с детьми и при участии детей в процессе разнообразного образовательного взаимодействия.

2.Естественно, сама по себе среда «развить», «сформировать» ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых- родителей, педагогов, производителей… Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в д/с и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок…». Как и все живущие в человеческом мире.

        Это значит, что предметная среда является лишь посредником-инструментом и условием  организации «малого творческого сообщества» детей и взрослых, которое должно возникнуть в д/с. Только тогда она будет развивающей. Тогда и «заработают» все те характеристики, о которых мы сегодня говорили. А до этого они лишь в возможности.

3.И самое главное – среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, «погруженных» в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современная развивающая предметно - пространственная среда, как одно из условий повышения качества образования

Слайд 2

Содержательно- насыщенная

Слайд 3

Трансформируемая

Слайд 4

Полифункциональная

Слайд 5

Доступная

Слайд 6

Безопасная

Слайд 7

Методические рекомендации по организации развивающей предметно - пространственной среды Материалы и оборудование должны отвечать требованиям безопасности, создавать оптимально насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы При организации предметной среды необходимо осуществлять гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При создании развивающей среды учитывать гендерную специфику Предметная среда должна подбираться с учетом интеграции образовательных областей, комплексно - тематического планирования В качестве ориентиров для подбора оборудования должны выступать закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе Подбор материалов должен осуществляться для разнообразных видов деятельности ребенка Игровой материал должен иметь сертификат качества, отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям При организации предметной среды необходимо обеспечить наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) Среда должна быть спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности Предметная среда должна обеспечивать вовлечение родителей в образовательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"

В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу.  А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...