Главные вкладки

    Дыхательная гимнастика
    картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Летуновская Регина

    Дыхательная гимнастика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА

    ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

                                                                                   Составила воспитатель

                                                                           Летуновская Р.М.

    КАРТОЧКА №1

    «Качели»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

    Качели вверх (вдох),

    Качели вниз (выдох),
    Крепче ты, дружок, держись.

     «Дерево на ветру» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. 

    «Дровосек» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз. 

    КАРТОЧКА №2

    «Сердитый ежик» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. 

    «Надуй шарик» 

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. 

     «Листопад» 

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. 

     «Гуси летят» 

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». 

    КАРТОЧКА №3

     «Пушок» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. 

     «Жук» 

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу». 

     «Петушок» 

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». 

     «Ворона»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. 

    КАРТОЧКА №4

    «Паровозик» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. 

     

    «Вырасти большой» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. 

     «Часики» 

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. 

     «Каша кипит» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и

    набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 

    КАРТОЧКА №5

    «Воздушный шарик» 

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

     «Насос» 

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

     

    «Регулировщик» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

     «Ножницы» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. 

    КАРТОЧКА №6

     «Снегопад» 

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

    Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. 

     «Трубач» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. 

     

    «Поединок» 

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

    Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол. 

     

    «Пружинка» 

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

    ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз. 

     

    КАРТОЧКА №7

    «Кто дальше загонит шарик» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха. 

    Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. 

     «Подуй на одуванчик» 

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох  через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. 

     «Ветряная мельница» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. 

     

    «Бегемотик» 

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.

    Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

    Сели бегемотики, потрогали животики.

    То животик поднимается (вдох),

    То животик опускается (выдох). 

    КАРТОЧКА №8

    «Курочка» 

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

    ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. 

     «Парящие  бабочки» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). 

     «Аист» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха. 

    Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз. 

     «В лесу» 

    Цель: формировать правильное речевое дыхание.

    Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите

    "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. 

    КАРТОЧКА №9

    «Волна» 

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

    ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

     «Хомячок» 

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

    Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. 

     «Лягушонок» 

    Цель: формировать правильное речевое дыхание.

    Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

     «Боевой клич индейцев»  

    Цель: формировать правильное речевое дыхание.

    Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить

    громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

    Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

    Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

    Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

    Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

    Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

    Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

    выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

    Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...