Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья

Осокина Мария Юрьевна

Дыхание- это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение.

От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей дошкольного возраста несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.

Обучив детей простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в их здоровье.

Почему дыхательная гимнастика нужна?

Известно, что дыхательная гимнастика:

  • повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

  • предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;

  • стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно - сосудистую системы, кровообращение;

  • насыщает организм оптимальным количеством кислорода;

  • способствует уравновешиванию нервных процессов

Одним из необходимых условий правильного развития и хорошего роста является умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Семь детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра- дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут. Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Очень важным аспектом является то, что занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветренном помещении.
 

При разработке комплексов надо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;

  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Универсальность дыхательной гимнастики:

  • не имеет противопоказаний;

  • очень результативна;

  • повышает внимание и улучшает память;

  • в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;

  • улучшает речевое дыхание и звучность речи;

  • устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;

  • лечебная и профилактическая;

  • оздоровительная и развивающая;

  • восстанавливающая силы и улучшающая настроение;

  • выполняется сидя, лежа, стоя;

  • в помещении и на улице;

  • выполняется как по частям, так и комплексно;

  • используется с раннего возраста.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.odt21.78 КБ

Предварительный просмотр:

        Дыхание- это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение.

От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей дошкольного возраста несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.

Обучив детей простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в их здоровье.

        Почему дыхательная гимнастика нужна?

Известно, что дыхательная гимнастика:

  • повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
  • предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
  • стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно - сосудистую системы, кровообращение;
  • насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
  • способствует уравновешиванию нервных процессов

        Одним из необходимых условий правильного развития и хорошего роста является умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Семь детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

        Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра- дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут. Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

        Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

        Очень важным аспектом является то, что занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветренном помещении.

При разработке комплексов надо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Универсальность дыхательной гимнастики:

  • не имеет противопоказаний;
  • очень результативна;
  • повышает внимание и улучшает память;
  • в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
  • улучшает речевое дыхание и звучность речи;
  • устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
  • лечебная и профилактическая;
  • оздоровительная и развивающая;
  • восстанавливающая силы и улучшающая настроение;
  • выполняется сидя, лежа, стоя;
  • в помещении и на улице;
  • выполняется как по частям, так и комплексно;
  • используется с раннего возраста.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Картотека "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика....

Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ исп...

Мастер – класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Мастер - класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»...

Проект "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников "

Данный проект поможет решить такие проблемы как : частая заболеваемость детей; отсутствие у детей мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья; отсутствие понятия у детей о н...

«Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

laquo;Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»(презентация опыта работы на педсовете)...

Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...