Главные вкладки

    Игры по формированию здорового образа жизни и безопасности детей.
    картотека

    Запрудина Марина Владимировна

    В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_zozh_i_obzh.doc157.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА

    ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ

    ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    И БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    №1                       Тема: «Ребенок и здоровье» 

                         

    Кому что нужно

    Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

    Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

    Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

    №2                       Тема: «Ребенок и здоровье»

                                       

    Разложи картинки по порядку

    Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

    Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

    Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

    Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

    Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

    Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

    №3                   Тема: «Ребенок и здоровье»

                             

    Оденем куклу на прогулку

    Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

    Материал: бумажная кукла с различной одеждой

    Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

    Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

    №4                      Тема: «Ребенок и здоровье»

                                       

    Что такое хорошо, что такое плохо

    Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

    Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

    Ход игры:   1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

    2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

    №5                     Тема: «Ребенок и здоровье» 

                                           

    Азбука здоровья

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал: иллюстрации

    Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

    №6                    Тема: «Полезные продукты»

                                                   

    Чудесный мешочек

    Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

    Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

    Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

    - У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

    Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

    №7                   Тема: «Полезные продукты»

    Угадай на вкус

    Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

    Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
    Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы:

    «Что это?»,  

    «Какой на вкус?»,

    «Кислый, как что?»,

    «Сладкий, как что

    №8                     Тема: «Полезные продукты»

    Узнай и назови овощи

    Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

    Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

    №9                   Тема: «Полезные продукты»

      Полезные и вредные продукты

    Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

    Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

    Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

    Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

    №10               Тема: «Полезные продукты»

    Узнай на вкус

    Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

    Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами.

    Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус

    №11                  Тема: «Полезные продукты»

    Назови правильно

    Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

    описание.

    Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

    Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

    - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

    №12                         Тема: «Личная гигиена»

                                                         

    Вымоем куклу

    Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

    Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

    Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

    №13                         Тема: «Личная гигиена»

     

    Таня простудилась

    Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

    Материал:  носовой платок

    Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

    И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

    - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

      №14                       Тема: «Личная гигиена»

    Подбери картинки

    Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

    Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

    Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

    №15                         Тема: «Личная гигиена»

    Правила гигиены

    Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

    Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

    №16                         Тема: «Личная гигиена»

    Сделаем куклам разные прически

    Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

    Материал:  куклы, расчёски, заколки.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

    №17                          Тема: «Тело человека»

    Угадай по запаху

    Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

    Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
     Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

    - Что помогло вам почувствовать этот запах?

    Где можно почувствовать такой запах?

    №18                            Тема: «Тело человека»

    Игра с микрофоном

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

    Материал:  микрофон

    Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

    Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

    Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

    Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

    №19                          Тема: «Тело человека»

    Ты – моя частичка

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  мяч

    Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

    №20                           Тема: «Тело человека»

    Кто я такой?

    Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

    Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

    Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

    №21                          Тема: «Тело человека»

    Запомни движение

    Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

    Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

    №22                           Тема: «Тело человека»

    Посылка от обезьянки

    Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

    Материал: посылка с овощами, фруктами

    Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

    №23                           Тема: «Тело человека»

    Угадай по звуку

    Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

    Материал:  музыкальные инструменты
    Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

    - Что помогло вам услышать разные звуки?

    №24          Тема: «Ребенок на улицах города»

        О чем говорит светофор

    Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

    Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

    Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

    №25           Тема: «Врачи - наши помощники»

      Если кто-то заболел

    Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

    Материал: телефон

    Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

    Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

    фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

    №26                 Тема: «Опасные предметы»

    Источники опасности

    Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

    Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

    Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

    Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

    №27                 Тема: «Опасные предметы»

    Игра - дело серьёзное

    Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

    Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

    Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

    №28                  Тема: «Опасные предметы»

    Сто бед

    Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

    Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

    Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

    №29                  Тема: «Опасные предметы»

    Мы – спасатели

    Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

    Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

    Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

    №30                  Тема: «Опасные предметы»

    Что мы знаем о вещах

    Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

    Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

    Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

    №31                  Тема: «Опасные предметы»

    Так или не так

    Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

    Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

    картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

    Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

    Варианты: индивидуально с воспитателем;

    несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

    №32                 Тема: «Опасные предметы»

    Убери на место

    Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

    Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

    Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

    Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

    №33               Тема: «Опасности вокруг нас»

    Что где растёт

    Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

    Материал:  мяч

    Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

    - Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

    - Где растёт ромашка? и т.д.

    №34               Тема: «Опасности вокруг нас»

    Определи растение по запаху

    Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

    Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

    Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

    • Что помогло вам почувствовать этот запах?
    • Где можно почувствовать такой запах?

    №35              Тема: «Опасности вокруг нас»

    По грибы

    Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

    Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

    Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

    №36                Тема: «Опасности вокруг нас»

    Если малыш   поранился

    Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

    Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

    Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)

    №37               Тема: «Опасности вокруг нас»

    На прогулке

    Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

    действиями при встрече с животными

    Материал: иллюстрации, 2 обруча

    Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

    Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры по формированию здорового образа жизни

    Данные игры с детьми старшей группы в веселой и увлекательной форме позволяет познакомить их с понятием ЗОЖ, узнать, что нужно для поддержания здорового образа жизни....

    Дидактические игры по формированию здорового образа жизни для детей старшего возраста.

    Данные игры способствуют формированию основ здорового образа жизни....

    Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

    Словесные и дидактические игрыпо формированию здорового образа жизнидетей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Хорошо-плохо»ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, на которых нарисов...

    Консультация для педагогов. Роль подвижной игры в формировании здорового образа жизни детей

    Проблема воспитания здорового ребенка была и остается одной из самых значимых в дошкольном учреждении....

    СЛОВЕСНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....